Проект Закона О внесении изменений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики, подготовлен во исполнение Указа Президента КР от 12 ноября 2013 года О мерах по устранению причин политической и системной коррупции в органах власти, в соответствии с пунктами 1.1, 2.1, 2.7, 2.8, 2.9, 2.11 и 2.12 Детализированного плана по демонтажу системной коррупции в Государственной налоговой службе при Правительстве КР.
Данным проектом предлагается внести изменения в статьи 4, 50, 100, 108, 353, 358 и 369 НК КР, а также дополнить статьей 114-1.
Так, индивидуально осуществляющие труд, как нянечки, швеи, лекторы, эксперты и многие другие предлагают свои услуги и работу за вознаграждение в качестве оплаты их труда, а не в целях получения выгоды или прибыли. Соответственно, привлечение таких граждан к налогообложению должно отличаться от существующих видов налогообложения. Для чего, в целях налогообложения, указанным проектом предлагается:
- ввести понятие индивидуальная трудовая деятельность и индивидуальная предпринимательская деятельность;
- предусмотреть различие в налогообложении, поскольку доходы получаемые налогоплательщиком, осуществляющим предпринимательскую деятельность, не соизмеримы с вознаграждениями, получаемыми гражданами, за свой труд.
Таким образом, принятие предлагаемых норм, обеспечит соблюдение принципа справедливости налогообложения, регламентированного в НК КР и соответственно, искоренит возможность коррупционного риска по применению мер в отношении самозанятого населения.
Также предусматривается введение регламентирующих норм и процедур в отношении объектов имущества и других предметов, связанных с экономической деятельностью субъекта предпринимательства, занимающегося незаконной деятельностью или допускающего иные нарушения законодательства, в целях снижения коррупционных возможностей крышевания незарегистрированных предпринимателей.
При ныне существующем порядке, должностные лица налоговой службы, в случае установления фактов осуществления экономической деятельности без разрешительных документов (отсутствие лицензии, налоговой регистрации, и т.д.), имеют право только вручить уведомление о необходимости прохождения налоговой регистрации и привлечь к административной ответственности. При этом, в рамках Кодекса об административной ответственности КР, сумма административного штрафа для физических лиц составляет максимум 2000 сомов. Зачастую на практике, данные требования сотрудников налоговой службы игнорируются. К тому же, этим самым создаются коррупционные факторы для проявления коррупционных правонарушений в виде крышевания со стороны налоговых сотрудников.
В этой связи, предлагается предоставить должностным лицам налоговой службы право на опечатывание объектов имущества или других предметов, связанных с экономической деятельностью субъекта предпринимательства, в случае выявления факта деятельности без регистрации и/или иных нарушений действующего законодательства.
Вносимым проектом предлагается четко регламентировать цели рейдового налогового контроля.
Упрощение администрирования единого налога, способствующего сокращению коррупционных возможностей по использованию неопределенных административных требований к предпринимателям. Сложное изложение части 2 статьи 358 НК КР, создает излишние бюрократические препоны для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения. В связи с чем, проектом вносятся изменения, регламентирующие отмену ежегодного подтверждения о применении упрощенной системы налогообложения и отнесение таковых налогоплательщиков к субъектам малого предпринимательства.
Наибольшая вероятность коррупционного риска возникает при непосредственном контакте налогоплательщика и налогового инспектора. Однако, полное исключение контакта невозможно в ходе проверок, в том числе выездных. В целях искоренения коррупционных возможностей при проведении выездных проверок, на 2 этапе демонтажа предусмотрены разработка и утверждение Положения о порядке проведения выездных проверок. Для чего, изначально проектом вносится в НК КР ссылочная норма о полномочиях Правительства по установлению порядка проведения выездных проверок.
Обеспечение участия бизнес-ассоциаций в расчете первоначальной стоимости налогового контракта, что снижает коррупционные возможности при расчете первоначальной цены налогового контракта.
Более подробно можно ознакомиться в Приложении.