О законопроекте по поддержке сельхозпроизводителей

Новости
26 Сентябрь 2017
2159

20 июня 2017 года для общественного обсуждения на сайте Правительства был размещен проект Закона О внесении изменений в Налоговый кодекс КР, доработанная версия, которого по итогам обсуждения была размещена для ознакомления на сайте Правительства 30 августа т.г.

Основной целью данного законопроекта является преодоление мелкотоварности сельскохозяйственного сектора и повышение его экспортного потенциала, а также устранение недобросовестной конкуренции.

Сельскохозяйственная отрасль является одним из приоритетных секторов экономики, в которой на сегодняшний день существует ряд проблем, препятствующих использованию в полной мере имеющегося потенциала сектора и дальнейшему его развитию, а именно:

- мелкотоварность сельскохозяйственного производства, что приводит к низкой производительности труда, низкая рентабельность производства из-за малых размеров фермерских хозяйств и земельных участков;

- низкий уровень переработки сельхозпродукции на отечественных пищеперерабатывающих предприятиях, а также отсутствие отлаженной логистической цепочки производство-хранение-переработка-реализация;

- низкий уровень темпов создания машинотракторных станций (МТС) и торгово-логистических центров сельскохозяйственного назначения (ТЛЦ) связанный с отсутствием налоговых стимулов.

В связи с чем, в целях поддержки сельскохозяйственного сектора, законопроектом предлагается внести изменения в НК, направленные на:

- создание мотивации для объединения сельскохозяйственных производителей в сельскохозяйственные кооперативы;

- развитие и поддержку МТС, выполняющих работы и услуги для сельскохозяйственных производителей и сельскохозяйственных кооперативов;

-повышение экспортного потенциала сельскохозяйственной продукции и развитие торгово-логистических центров (ТЛЦ).

Законопроектом предлагается:

- внести определения Сельскохозяйственного кооператива (СХК), Машинотракторная станция (МТС) и Торгово-логистический центр сельскохозяйственного назначения (ТЛЦ);

- предоставить освобождение по налогу на прибыль для МТС, ТЛЦ аналогичное освобождению СХК;

- снизить нагрузку по подоходному налогу путем дачи права удерживать фиксированную сумму подоходного налога на наемных работников СХК, МТС, ТЛЦ;

- освободить от НДС поставки и экспорт СХК, МТС, ТЛЦ сельскохозяйственной продукции и продуктов их промышленной переработки;

- освободить от НДС импорт основных средств, возимых МТС и ТЛЦ для собственных производственных целей независимо от факта регистрации плательщиком НДС;

- исключить пороговое ограничение по стоимости 200 тыс. сомов по импортируемым основным средствам для СХК.

- освободить на 50% от налога на имущество здания, помещения и сооружения, находящиеся в собственности или временном пользовании СХК и ТЛЦ используемые в целях их основной деятельности;

- установить по земельному налогу пониженный Коэффициент коммерческого использования (Кк) в размере 0,1 на здания и сооружения, принадлежащие СХК и ТЛЦ на праве собственности и пользования.

Кроме этого в рамках данного законопроекта предлагаются изменения, принятие которых носит неотложный характер, а именно:

- в целях поддержки специализированных организаций водоснабжения и организаций, осуществляющих отбор и водоснабжения населенных пунктов питьевой водой, вводится освобождение от уплаты налога на недра;

- в целях соблюдения принципа справедливого налогообложения, развития безналичных платежей, учитывая, что по безналичным платежам налог с продаж не взымается, предлагается отменить существующие льготы по освобождению от уплаты НсП для сельскохозяйственных производителей, сельскохозяйственных кооперативов, дошкольных образовательных организаций и частных медицинских учреждений кардиохирургической направленности;

- в целях стимулирования субъектов на ведение легальной добросовестной предпринимательской деятельности налогоплательщикам, осуществляющим деятельность на основании добровольного патента предоставляется возможность взамен исчисления и уплаты подоходного налога с заработной платы наемных работников, исчисленного исходя из минимального расчетного дохода, приобретать патент на каждого работника, стоимость которого соответствует минимальному расчетному доходу. Принятие данной нормы упрощает механизм администрирования подоходного налога и отменяет ведение учета, предоставление отчетности в налоговые органы по данной категории налогоплательщиков. При этом, налогооблагаемая база и сумма налога не меняется.

- в целях исполнения требований подпункта 4 пункта 4 Концепции фискальной политики, принятой на 2015-2020 гг., утверждённой постановлением Правительства КР от 7 июля 2015 года № 455 предусматривающего введение запрета субъектам, осуществляющим импортно-экспортные операции, применять патентный режим налогообложения, а также устранения недобросовестной конкуренции со стороны налогоплательщиков работающих на условиях добровольного патента и занимающихся импортом товаров, из государств-членов ЕАЭС вводится ограничение заниматься предпринимательской деятельностью на основе добровольного патента физическим лицам, осуществляющим импорт товаров, за исключением субъектов швейной и текстильной отраслей.

С точки зрения государства, постепенное сокращение сферы деятельности субъектов предпринимательства на основе добровольного патента, особенно в условиях ЕАЭС, является одной из неотложных мер для пресечения вала неучтенных товаропотоков, контрабанды, снижения доходов бюджета, дискриминации местного товаропроизводителя.

Присоединение республики к ЕАЭС показало, что с открытием границ у государства появились проблемы, связанные с неучтённым перетеком товаров, несовершенство налогового администрирования привело к появлению безнаказанно осуществлять недобросовестную предпринимательскую деятельность (переток составляет порядка 25 %).

Определенная категория лиц занимается нелегальным ввозом товаров с территории ЕАЭС или же проводит их декларированием по заниженным ценам, объемам, тем самым создается не добросовестная конкуренция, что в свою очередь, отрицательно отражается на доходной части бюджета и добросовестной конкуренции.

Существует и другая сторона - это увеличение потока дешевых и зачастую некачественных товаров из стран ЕАЭС, в первую очередь, продуктов питания, на территорию КР, которая связана с проблемой прослеживаемости товаров и потерями бюджетных доходов. Как правило, технология ввоза таких товаров осуществляется по следующим схемам:

- Ввоз товара гражданином Казахстана – продажа товара мелким оптом лицам без налоговой регистрации или лицам, осуществляющим деятельность на основе добровольного патента (ИП), либо, прямо с машины – на рынках КР. При этом для формальной легализации такой реализации по договоренности обеспечивается присутствие лица, имеющего добровольный патент КР.

- Ввоз товара физическим лицом КР без налоговой регистрации или ИП, осуществляющим деятельность на основе добровольного патента. Дальнейшая схема реализации товара аналогична.

- Разгрузка товара перед государственной границей КР – перемещение товара через границу гражданами, проживающими в приграничной полосе – погрузка товара на автомашину с номерами зоны KG. Схема реализации товара аналогична.

Для всех вышеуказанных схем налоговые последствия одинаковы – налог на импорт, как правило, не уплачивается или уплачивается от заниженной стоимости. Налог от реализации товара на территории КР не коррелируется с объемами реализации. Неучтенный поток товаров, перемещаемых через кыргызско-казахскую границу, с которых не уплачены, либо уплачены не все налоги, создает недобросовестную конкуренцию.

Следует подчеркнуть, что даже если товар ввезен добросовестным налогоплательщиком, ведущим деятельность на основе добровольного патента, который сполна уплатил налог на импорт, то такой налогоплательщик, не являясь плательщиком налога с продаж, подоходного налога и социальных отчислений, других установленных законом платежей и сборов, все равно составляет конкуренцию и импортеру КР, осуществляющему деятельность в общем режиме налогообложения. При сложившейся системе налогообложения лиц, работающих на основе добровольного патента, невозможно отследить, превысил ли такой налогоплательщик регистрационный порог по НДС или нет.

Принятие данных изменений:

- послужит еще одной действенной мерой преодоления мелкотоварности сельскохозяйственного производства в КР;

- обеспечит необходимую предпродажную подготовку и предотвратит потери продукции при хранении и обработке;

- предоставляет весь спектр освобождения от налогообложения и пошлин продукции, направляемой на экспорт;

- введет справедливое налогообложение;

- даст рост развитию торгово-логистических центров, машино-тракторных станций.

Предложения по улучшению сайта
Онлайн обращение