Замминистра А. Сазбаков: О взаимодействии ЕАЭС и инициативы «Один пояс – один путь»

Новости
24 Сентябрь 2017
2104

25 сентября, в Бишкеке проходит круглый стол Гайдаровские чтения Взаимодействие Евразийского экономического союза и инициативы Один пояс - один путь.

С приветственным словом выступили модератор круглого стола - Джоомарт Оторбаев, экс-премьер-министр КР, Алмаз Сазбаков, заместитель министра экономики КР, Валерий Латыпов, торговый представитель РФ в КР, исполнительный директор Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара Сергей Приходько, ректор РАНХиГС при Президенте РФ Владимир Мау.

Как отметил заместитель министра экономики КР А.Сазбаков, сотрудничество в рамках Евразийского экономического союза, основанное на взаимовыгодной и взаимоприемлемой условиях с обоюдным соблюдением принципов и положений Договора о Евразийском экономическом союзе, а также интересов Сторон, непременно принесет выгоды всем участникам евразийской интеграции.

Исторически страны-члены ЕАЭС были частью единой объединенной интеграционной системы. Понимание этой ситуации подтолкнуло страны на пространстве Содружества заключить соглашения, которые направленны на восстановление и развитие интеграции.

Учитывая это, 12 августа ровно два года прошло, с тех пор как Кыргызская Республика стала полноправным членом Евразийского экономического Союза наряду с Арменией, Беларусью, Казахстаном и Россией и можно отметить, что с 2016 года появилась тенденция выравнивания уровня экономического развития между государствами – членами Союза, несмотря на различия масштабов экономик.

Как известно, интеграции на рыночных условиях – выгодно для малых стран с открытой экономикой в условиях глобальных вызовов.

Нам легче интегрироваться, основываясь на общем прошлом, едином языковом понятном гуманитарном пространстве, схожей ментальности и унаследованных тесных экономических связях, которые в совокупности являются мощной цементирующей основой сотрудничества.

Сравнивая ЕАЭС с ЕЭ в стадии их зарождения, можно отметить, что 6 стран учредителей ЕС имели примерно одинаковый уровень экономического развития, хотя в пяти странах ЕАЭС имеет место полярный разброс экономических параметров.

Тем не менее, договорно-правовая база интеграционного объединения обеспечивает уважение особенностей политического устройства государств-членов, а также взаимовыгодного сотрудничества, равноправия и учета национального интереса Сторон. Условия Договора о ЕАЭС позволяют обеспечить соблюдение наших национальных интересов.

ЕАЭС должен содействовать всесторонней модернизации и повышению конкурентоспособности наших национальных экономик, - сообщил замминистра.

Все мы знаем, что в рамках объединения действуют четыре так называемых вида свободы по движению товаров, капитала, трудовых ресурсов и услуг. По каждому из этих направлений необходимо совершенствовать механизмы сотрудничества.

Евразийское экономическое пространство сейчас охватывают новые торгово-инвестиционные маршруты, формирующие глобальную экономическую архитектуру с новыми финансовыми и торговыми центрами, среди которых, несомненно, должен быть и Евразийский союз, - эта наша ключевая цель.

Для развития и углубления торгово-экономического потенциала стран Союза с третьими странами, Союз расширяет рамки сотрудничества, в частности уже подписанное Соглашение о зоне свободной торговли ЕАЭС с Республикой Вьетнам.

Соглашение о создании зоны свободной торговли с Вьетнамом открывает новые перспективы для работы не только с Вьетнамом, но и с большим регионом АСЕАН, насчитывающим более 600 млн. жителей.

Ожидается, что реализация положений этого Соглашения позволит к 2020 г. увеличить товарооборот между странами ЕАЭС и Вьетнамом до 8-10 млрд. долл. США с существующих 4 млрд. долларов США.

Также, рассматривается возможность создания зоны свободной торговли государств-членов ЕАЭС с рядом стран - Иран, Египет, Израиль, Индонезия, Сингапур, Тунис, Камбоджа, Сербия, Индия, которая расширяет доступ товаров стран Союза на рынки данных государств и обеспечит преференциальный режим тем товарам, которые представляют экспортный интерес для наших государств.

Ситуация, связанная с ускоренным экономическим развитием наших стран обусловливает необходимость объединить усилия для расширения торгово- экономических связей на новый уровень, как предусмотрено в соглашении о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР.

Соглашение будет охватывать вопросы таможенного сотрудничества, отраслевого сотрудничества, электронной торговли, технического регулирования, СФС мер, конкурентной политики, защиты интеллектуальной собственности, защиты внутреннего рынка, государственных закупок. Планируется не просто сформулировать торговые правила на уровне ВТО, но заложить основу для применения наиболее современных, прогрессивных стандартов торгового регулирования.

В целом соглашение между ЕАЭС и КНР рассматривается в качестве стратегического проекта, который должен служить основой для:

- формирования торгово-экономического партнерства ЕАЭС с Китаем,

- дальнейшего развития интеграционных процессов в регионе с выходом как на Юго-Восточную Азию (АСЕАН).

Бесспорным эффектом интеграции является укрепление положительной динамики роста денежных переводов, обусловленных улучшением положения трудовых мигрантов в связи со смягчением миграционных требований для наших граждан в связи со вступлением Кыргызской Республики в ЕАЭС.

Меры, обеспечивающие принцип свободы перемещения на пространстве ЕАЭС трудовых ресурсов, способствуют снижению уровня нелегальной трудовой миграции, поскольку гражданам интеграционного объединения становится выгоднее и спокойнее работать в соответствии с законом.

Следующим шагом в этом направлении станет вступление в силу Договора о пенсионном обеспечении в 2018 году. Договор о пенсионном обеспечении трудящихся стран ЕАЭС должен стать знаковым документом, создающим равноправную среду для трудящихся наших стран.

В рамках функционирования единого рынка услуг на территории стран - ЕАЭС, в том числе, в Кыргызстане, будут созданы условия для обеспечения свободного движения услуг, включая строительные услуги, услуги в области оптовой и розничной торговли, услуги, относящиеся к сельскому хозяйству (посев, обработка, уборка сельхозкультур и другие).

За счёт свободного движения услуг их качество будет улучшаться, а их стоимость для населения может снизиться за счёт роста конкуренции на этом рынке.

Далее, как проинформировал замминистра А. Сазабков, с участием кыргызской стороны цифровая повестка является одним из ключевых направлений стран-членов ЕАЭС. Сейчас разработан и принят План развития единой информационной системы ЕАЭС на 2017-2018 годы.

Главами государств-членов ЕАЭС в этом направлении подписано заявление О цифровой повестке ЕАЭС, в котором определены все аспекты формирования единого цифрового пространства Союза.

Минимум 11% от ожидаемого совокупного роста ВВП ЕАЭС к 2025 году будет обеспечивать реализация цифровых проектов и инициатив. Если страны Союза не обеспечат синхронизацию своих усилий по реализации цифровой повестки, ее вклад в рост ВВП будет вдвое ниже.

Евразийский экономический союз станет общим достоянием и благом для наших народов. Послужит фактором стабильности и благополучия на евразийском пространстве, придаст дополнительный импульс поступательному развитию к стратегическому партнерству между государствами-членами Союза, - выразил уверенность замминистра.

Далее состоялось обсуждение в рамках сессий Проблемы и вызовы: расширения евразийской интеграции; Взаимодействие ЕАЭС с инициативой Один пояс – один путь.

В работе круглого стола участвуют представители Аппарата Правительства КР, Института экономической политики имени Е. Т. Гайдара, Национального института стратегических исследований КР, Министерства экономики КР, Фонда Е. Гайдара, Совета по развитию бизнеса и инвестиций при Правительстве КР, Центра структурных исследований РАНХиГС при Президенте РФ, Университета Турку, Пекинского университета, Института международной экономики и финансов ВАВТ Минэкономразвития РФ и др.

Онлайн обращение