Итоги заседания Совета Евразийской экономической комиссии

Новости
20 Сентябрь 2017
2030

15 сентября 2017 года в г. Москва прошло очередное заседание Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).

В данном заседании приняли участие представители Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации, председатель Коллегии ЕЭК Тигран Саркисян, члены Коллегии (министры) ЕЭК.

Члены Совета ЕЭК – вице-премьер-министры государств Евразийского экономического союза (ЕАЭС) рассмотрели ряд вопросов, связанных с внутренней и внешней торговлей, финансовой и промышленной политикой, таможенным администрированием и техническим регулированием, развитием информационной системы Союза.

По итогам заседания Совета Евразийской экономической комиссии одобрен ряд важных документов, направленных на дальнейшую интеграцию стран-участниц Евразийского экономического союза.

Членами Совета ЕЭК утвержден перечень мероприятий по реализации основных ориентиров макроэкономической политики государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на 2017 – 2018 годы.

Документ разработан во исполнение решения Высшего Евразийского экономического совета от 14 апреля 2017 года Об основных ориентирах макроэкономической политики государств-членов Евразийского экономического союза на 2017 – 2018 годы.

Страны Союза будут работать по четырем ключевым направлениям: улучшение макроэкономической ситуации, формирование условий, стимулирующих бизнес к росту инвестиций в основной капитал, развитие в странах Союза перерабатывающих производств и инновационных предприятий, обеспечивающих увеличение добавленной стоимости, развитие не сырьевого экспорта. Кроме того, продолжится работа по расширению использования национальных валют во взаимных расчетах резидентов государств-членов ЕАЭС и переходу к режиму таргетирования инфляции. Все это позволит ускорить проведение структурных преобразований в экономике Союза.

Совет ЕЭК приняли ряд решений в области технического регулирования.

Технический регламент ЕАЭС О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах будет дополнен требованиями к кабельной продукции и электронным приборам, применяемым в опасных по содержанию метана угольных шахтах.

Действие технического регламента распространится на основную массу кабельной продукции, применяемой в подземных выработках.

Решение Совета ЕЭК, предусматривающее внесение изменений в приложение 2 к техническому регламенту ТС О безопасности зерна в части изменения показателя предельно допустимого содержания кадмия в семенах подсолнечника (увеличение допустимого уровня кадмия в семенах подсолнечника для непосредственного употребления в пищу с 0,1 до 0.2 мг/кг) с учетом показателей, установленных в Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требованиях к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому контролю.

Решение Совета ЕЭК О внесении изменений в Единый перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия с выдачей сертификатов соответствия и деклараций о соответствии по единой форме.

Данное решение Совета ЕЭК подготовлено в связи с принятием технического регламента ЕАЭС О безопасности рыбы и рыбной продукции (ТР ЕАЭС 040/2016), который вступает в силу с 1 сентября 2017 года и предусматривает исключение главы 22 Единого перечня продукции (Готовые пищевые продукты. Изделия из рыбы и другие продовольственные товары, подлежащей обязательному подтверждению соответствия с выдачей сертификатов соответствия и деклараций о соответствии по единой форме, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. № 620.

Совет ЕЭК принял решение о начале проведения в странах ЕАЭС внутригосударственных процедур, необходимых для подписания Соглашения о порядке и условиях устранения технических барьеров в торговле с третьими странами.

Проект соглашения подготовлен с учетом лучшей международной практики, в том числе правил и принципов, установленных Соглашением ВТО по техническим барьерам в торговле.

В качестве механизма для снятия технических барьеров предусмотрено заключение отдельных договоров со странами, заинтересованными в торговых отношениях с ЕАЭС. Среди важнейших условий заключения таких договоров – товары третьих стран, выпускаемые в обращение на территории ЕАЭС, должны соответствовать требованиям союзных технических регламентов, а товары Союза, импортируемые в третьи страны, – их национальному законодательству. Кроме того, признание результатов оценки соответствия должно осуществляться на основании определения сопоставимости обязательных требований, установленных в ЕАЭС и на территории третьей страны. Также предусмотрена равнозначность применяемых в государствах-членах и в третьей стране процедур аккредитации органов по оценке соответствия.

Подписать его планируется в начале 2018 года.

Совет ЕЭК принял решение О выполнении государствами - членами Евразийского экономического союза обязательств в отношении чувствительных товаров при осуществлении мер промышленной политики, которое определяет единообразное понимание в Союзе чувствительных сельскохозяйственных товаров.

К таким товарам относятся товары, производство и взаимная торговля которыми имеют социально-экономическое значение для устойчивого развития агропромышленного комплекса и сельской местности государств-членов Союза. Стороны должны будут это учитывать при подготовке предложений об актуализации перечня чувствительных товаров, который в настоящее время включает восемь товарных групп: молоко и молокопродукты; мясо и мясопродукты; овощи, фрукты, фасоль, бахчевые культуры и продукция их переработки; рис; сахар; семена масличных культур и продукция их переработки; табак; хлопок.

Взаимодействие по чувствительным сельскохозяйственным товарам позволит учитывать возможности партнеров по Союзу в целях производства конкурентоспособной продукции, увеличения взаимных поставок и экспорта, организации совместных кооперационных и импортозамещающих проектов.

Члены Совета ЕЭК утвердили Порядок определения финансовой устойчивости юридического лица, претендующего на включение в реестр уполномоченных экономических операторов, и значений, характеризующих финансовую устойчивость и необходимых для включения в этот реестр, по которому будет определяться финансовая устойчивость юридического лица, претендующего на статус уполномоченного экономического оператора (УЭО) – организации, которая представляет особую категорию участников внешнеэкономической деятельности и пользуется особым доверием таможенных органов. Вследствие этого она получает упрощения и преимущества при совершении таможенных операций. В методике расчета учитываются абсолютные и относительные показатели, в числе которых – размер уставного капитала, размер чистых активов, коэффициент общей ликвидности, рентабельность предприятия и ряд других показателей. В общей сложности для включения в реестр УЭО юридическому лицу нужно будет набрать не менее 50 баллов.

Проект решения разрабатывался при активном участии государственных органов и бизнес-сообществ. Гибкий подход был заложен при определении показателей финансовой устойчивости, который позволит претендовать на получение статуса УЭО, в том числе среднему и малому бизнесу, ранее не имевшему такой возможности из-за необходимости предоставления значительного обеспечения уплаты таможенных платежей.

В таможенном законодательстве Союза впервые применяется понятие финансовой устойчивости юридического лица. Фактически, подтверждение финансовой устойчивости УЭО является альтернативой существовавшему многие годы обеспечению уплаты таможенных платежей при включении лиц в реестр УЭО. В международной практике наблюдается тенденция к последовательному переходу от необходимости предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при получении статуса УЭО в сторону оценки финансового состояния потенциального УЭО. Возможность использования такого показателя, как финансовая устойчивость в качестве гарантии исполнения обязанностей УЭО, появится у участников рынка уже в начале 2018 года после вступления в силу Таможенного кодекса ЕАЭС (ТК ЕАЭС). Нововведение позволит отказаться от консервативного и затратного гарантийного способа – обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов, который требует долгосрочного изъятия финансовых средств из оборота (в настоящее время размер гарантии может достигать 1 млн. евро).

Модернизация действующего института УЭО в рамках нового ТК ЕАЭС выводит на новых уровень партнерство таможни и бизнеса, позволит совершать таможенные операции на собственных складах участника ВЭД, получать возможность декларирования товаров после их введения в оборот и беспроцентной отсрочки по уплате таможенных платежей до 45 дней, пользоваться привилегиями первоочередного порядка совершения таможенных операций (отдельные полосы для движения) и т.д. При этом статус УЭО смогут получить все участники ВЭД, начиная от перевозчиков и заканчивая владельцами складов, тогда как ранее такая возможность была только у импортеров. Свидетельство УЭО, выданное в одной стране, будет признаваться на всей территории Союза. Кроме того, новый кодекс предоставит возможность в целях упрощения торговли и повышения эффективности таможенного контроля договариваться о взаимном признании УЭО с третьими странами и их объединениями.

Совет ЕЭК также определил размер обеспечения уплаты таможенных платежей для получения свидетельства таможенного представителя. В качестве обеспечения исполнения обязанностей компании-посредники, принимающие участие в таможенных операциях и совершающие таможенные процедуры по договору и от имени участников ВЭД, обязаны будут предоставить обеспечение в размере эквивалентном не менее 500 тыс. евро. Следует отметить, что обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов является одним из условий получения свидетельства таможенного представителя и в настоящее время сумма обеспечения для этой категории лиц составляет не менее 1 млн евро в эквиваленте. Принятое решение позволит с 1 января 2018 года, т.е. с момента вступления в силу нового кодекса, сократить в два раза затраты таможенных представителей на предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

Совет ЕЭК принял решение том, что в рамках развития интегрированной информационной системы ЕАЭС будут создана система прослеживаемости и идентификации продукции и товаров.

В 2017-2018 годах планируется разработать архитектуру системы прослеживаемости, а также отдельные ее компоненты в составе интеграционного сегмента Комиссии и национальных сегментов государств-членов ЕАЭС. Кроме того, будут подготовлены нормативные правовые акты, необходимые для ее внедрения и использования в странах Союза.

Система прослеживаемости позволит предпринимателям ЕАЭС при ведении внешнеэкономической деятельности и взаимной торговле сократить издержки и при этом повысить эффективность государственного контроля за счет использования возможностей современных информационно-коммуникационных технологий.

Члены Совета ЕЭК рассмотрели проекты решений Высшего Евразийского экономического совета ЕАЭС, который состоится 11 октября этого года в Сочи (Россия), и Евразийского межправительственного совета, который пройдет 20 октября в Ереване (Армения).

Онлайн обращение