28 июля 2017 года в ходе заседания Правительства, министр экономики Арзыбек Кожошев проинформировал об итогах социально-экономического развития республики за первое полугодие 2017 года. Как он отметил, сегодня можно с уверенностью констатировать, что, несмотря на продолжающееся влияние внешних негативных факторов, удалось преодолеть риски экономического спада с учётом того, что Кыргызстан сейчас проходит сложный этап адаптации национальной экономики к новым интеграционным условиям и правилам Евразийского экономического союза.
С начала года экономика демонстрирует положительную динамику роста, который по итогам I полугодия этого года составил 106,4 %, что на 0,5 процентных пункта больше ожидаемого уровня. Без учета предприятий по разработке месторождения Кумтор реальный прирост экономики составил 3,1 %.
По Кыргызстану показатель экономического роста сложился самым высоким среди стран ЕАЭС. По итогам января-июня т.г. в России прирост ВВП составил 1,3 % , в Белоруссии рост 1,0 %, в Казахстане – 4,2 %.
Существенный рост экономики был обеспечен за счет прироста производства продукции в промышленности на 31,6 % (без учёта Кумтора, прирост на 19,7 %), в сельском хозяйстве - на 1,2 %, в строительстве –на 4,8%.
Что касается сектора услуг, который достиг почти 52 % в структуре ВВП, то в отчётном периоде влияние этого сектора на экономику оказалось нейтральным или нулевым из–за сокращения объема услуг сотовой связи почти на 26 % в результате насыщения внутреннего спроса на эти виды услуг. Вместе с тем, реальный прирост в диапазоне 4%-6,9% других видов услуг, таких как торговля, транспортные услуги, услуги гостиниц и ресторанов компенсировали снижение услуг связи за этот период.
Одним из благоприятных факторов, повлиявших на показатели роста экономики, стало восстановление, как отмечено, экономического роста в странах ЕАЭС - наших основных торговых партнерах, следствием чего стало улучшение показателей торговли со странами ЕАЭС;
- за 5 месяцев текущего года объёмы торговли с ними возросли на почти на 11,4% после их снижения в 2015 году за этот же период почти на 22%. Удельный вес объёмов торговли с ними в общем объёме составил 38,5% (874 млн. долл.).
Позитивным результатом в целом, является тот факт, что по итогам января-мая 2017 года, после 2-х лет ослабления внешнеторговой деятельности, появились признаки оздоровления, отчётливо обозначилась тенденция роста товарооборота, как со странами ЕАЭС, так и с третьими странами.
Сейчас мы осуществляем торгово-экономические отношения с 121 страной мирового торгового сообщества, в том числе, по импорту – со 114 странами, по экспорту – с 76 странами.
Уровень инфляции за 1 полугодие 2017 года сложился в умеренном диапазоне, 102,8 %. Потребительские цены за отчётный период формировались, с одной стороны, под влиянием таких факторов, как позднее созревание овощей и фруктов, волатильность курса сома к доллару, и высокие тарифы на отдельные услуги транспорта, а с другой стороны, за счет сезонного снижения цен на ряд товаров и услуг.
В странах ЕАЭС этот показатель сложился повыше, в пределах 3,5%-3,7%.
К числу важнейших влияющих факторов на социальное и экономическое развитие Кыргызстана надо отнести влияние денежных переводов трудовых мигрантов. Так, только за 5 месяцев в этом году прирост чистого притока денежных переводов физических лиц увеличился более чем на 39 % и составил свыше 695 млн. долл. США (за январь-май 2016 года этот объём составлял только 499 млн. долл. США).
Далее, глава Минэкономики сообщил о фактической ситуации, сложившейся в секторах экономики, формирующих ВВП страны. Так, в сельском хозяйстве темп роста составил 101,2 %, в том числе в животноводстве – 102,1 %, а в растениеводстве – 96,2 %.
В республике действуют три торгово-логистические центров:
- ОсОО Агропродукт Азия в с.Сокулук Чуйской области, объём 7000 тонн,
- ОсОО Оберон г. Балыкчы Иссык-Кульской области, фруктохранилище на 2400 тонн,
- ЧП Абдуллаев Шавкатбек Араванский район Ошской области, овощехранилище на 1000 тонн.
В промышленности без учета предприятий по разработке месторождения Кумтор реальный прирост промышленного производства составил 19,7 %.
Рост обеспечили все области за исключением Баткенской (99,9 %) и Нарынской (90,3 %) областей.
Основными факторами роста производства промышленной продукции без учёта Кумтора стали:
- рост производства готовых металлических изделий в 1,4 раза за счет устойчивой работы предприятий ТНК Дастан, Автосборочный завод, БМЗ.
-увеличилось производство пищевых продуктов и табачных изделий на 10,3 %,
-производство кокса и очищенных нефтепродуктов возросло на 44,2 %. (Отрасль представлена нефтеперерабатывающими предприятиями ОсОО Чайна Петроль Компани Джунда, ОсОО Токмокский деловой нефтеперерабатывающий завод, ЗАО Кыргыз Петролеум Компани,)
- рост производства текстильных и швейных изделий увеличилось на 15,4 %, с учётом поставок на рынок ЕАЭС.
-выработка электроэнергии за январь-июнь 2017 года составила 7641,5 млн. кВтч, что на 1182,6 млн. кВтч больше, или на 18,3 %, в связи с благоприятной ситуацией по накоплению воды в Токтогульском водохранилище.
В строительном комплексе отмечается увеличение объемов капитальных вложений, который составил 43,7 млрд. сомов и увеличился на 4,1 % (рост на 5,0 % в январе-июне 2016 года).
Рост объемов инвестиций в основной капитал отмечен на строительстве объектов обрабатывающих производств на 16,7 %, обеспечения электроэнергией - на 33,8 %, гостиниц и ресторанов – в 3,2 раза, информации и связи – на 54,2 %, здравоохранения – на 86,9 %, а также жилищного строительства – на 0,8 %.
Все инвестиционные проекты осваиваются в соответствии с планом работ. Однако, слабо выполняются протокольные поручения Правительства, в частности Государственному агентству по архитектуре и строительству было поручено в срок до 10 июля 2017 года обеспечить Генеральными планами участки населенных пунктов приграничных территорий КР.
Реальный темп роста составил 100,1 %. Вклад в рост сферы услуг обеспечен, в основном, со стороны торговли, где прирост составил
3,9 % и услуг транспорта – на 5,8 %.
Что касается основных социальных показателей, то Правительством в январе-июне 2017 года проводилась последовательная работа, направленная на выполнение обязательств, гарантированных государством, включая поддержку социально незащищенных категорий граждан, с учетом реальных возможностей государственного бюджета. Так, средний размер ежемесячных пособий малообеспеченным семьям, имеющим детей (ЕПМС), составил 874,3 сома (рост на 14,6 %) ежемесячных социальных пособий (ЕСП) составил 2385,3 сомов.
Величина прожиточного минимума во II квартале 2017 года составила 5052,4 сома и увеличилась на 4 % по сравнению со II кварталом 2016 года.
Реальный рост заработной платы в январе – мае 2017 года на 3,0 % оказал положительное влияние в целом на увеличение внутреннего потребительского спроса на товары и услуги, стимулируя рост экономики. Среднемесячный размер номинальной заработной платы одного работника (без учета малых предприятий) составил 14338 сомов.
С учетом размера прожиточного минимума (5052,4 сом), средний размер заработной платы (14338 сом) в 2,8 раза превышает этот уровень, демонстрируя умеренный прогресс в работе Правительства по вопросам улучшения качества жизни населения.
Результаты, достигнутые за отчетный период, демонстрируют системный подход в работе Правительства, главным направлением которого было и остается, как обозначил глава государства, это создание привлекательной среды для развития бизнеса и притока инвестиций, а также поддержка отечественного производства и наших экспортёров для продвижения кыргызских товаров на рынок ЕАЭС, - обозначил министр.
Что удалось сделать по этим направлениям:
- в рамках реализации проекта Финансирование сельского хозяйства-5 фермерским хозяйствам выдано 8284 льготных кредитов на общую сумму 3455,9 млн. сомов;
- учитывая, что из этого объёма переработчикам сельского хозяйства было выдано только 148 кредитов или 1,8 %, министерством было инициировано и уже принято ППКР о субсидировании из бюджета процентных ставок по кредитам для переработчиков сельхозпродукции для улучшения их доступа на рынок ЕАЭС;
- создан реестр из 273 экспортеров и направлен в ПКР для последующего формирования программы поддержки экспортеров.
- создан Гарантийный фонд для содействия кредитования малого и среднего бизнеса, который сегодня является одним из базовых организаций их поддержки (утверждено и выдано 84 гарантий в сумме 93 млн. сомов);
- внедряется новая система финансирования под залог складских расписок.
- Российско-Кыргызский фонд обеспечивает льготным кредитованием. Фондом одобрено 750 проектов на сумму 242 млн. долл. США, основная часть которых ориентирована на рынок ЕАЭС.
В итоге, показатель роста кредитов в экономику в целом вырос более чем на 9 % (на 30 июня 2017 года по сравнению с 2016 годом), а рост потребительских кредитов на конец июня 2017 года составил почти 14,6 %.
Также, в тесном взаимодействии с бизнесом:
- внесены изменения в порядок проведения проверок субъектов предпринимательства, определён перечень уполномоченных органов, имеющих право на проверки (проект постановления внесён в Правительство);
- подготовлен и одобрен Правительством проект Закона, включающие:
- сокращение число лицензируемых видов деятельности с 67 до 62, разрешений с 32 до 25;
- отмену платности лицензий, за исключением лицензий на ограниченные виды деятельности.
Что касается инвестиционной сферы, то работа Правительства в отчетном периоде была сосредоточена:
- на решении задач по продвижению проектов ГЧП с учетом успешной международной практикой. В этом направлении было разработано Практическое руководство, которое позволит потенциальным инвесторам получить представление о механизмах применения сферы ГЧП в государствах членах ЕАЭС и послужит инструментом привлечения инвестиций в экономику в Кыргызстан.
- на стадии активной реализации находятся 13 проектов ГЧП. Из них, 4 - в сфере здравоохранения, 5 - в сфере развития города, 2 – в спорте, 1 – в сфере транспорта и 1 - в сфере таможенной логистики.
- ведется разработка Карты инвестиционных реформ, которая будет интегрирована в Программу продвижения инвестиций на 2018 – 2021 гг., разрабатываемой министерством экономики.
- для активной работы по привлечению инвестиций в странах – основных торговых партнерах Кыргызстана актуальным является вопрос создания там наших торговых представительств.
В целом, по словам министра А. Кожошева, роль Правительства в разработке долгосрочной Концепции - 2040 года заключается в разработке мер политики, направленных на создание благоприятных условий для продвижения данного проекта. Поэтому, в текущем году, одной из главных задач является разработка Программы устойчивого развития КР на 2018-2022гг (НСУР-2), обеспечивающая запуск проекта Таза-Коом, с учетом интеграции КР в ЕАЭС и во взаимосвязи с приоритетами Концепции – 2040.
Другим направлением по вопросам стратегического планирования является задача по продвижению проектно-целевой модели в регионах в рамках реализации утверждённой Концепции через точки роста.
Основные результаты:
- проведена работа в регионах (в Баткенской, Джалал-Абадской, Ошской, Таласской и Нарынской областях) по выявлению потенциальных сырьевых возможностей этих областей для оценки экспортных возможностей, учитывая рынок ЕАЭС, и внедрения проекта Одно село – один продукт в областях;
- разработан проект Типового Паспорта административно-территориальной единицы для его внедрения на местах. Это позволит проводить комплексное планирование социально-экономического развития регионов по принципу снизу вверх;
- внесены изменения в Положение о Фондах развития регионов, направленные на эффективность их работы на местах.
В фискальной сфере работа направлена на совершенствование проводимой налоговой политики и улучшение налогового администрирования. За отчётный период было принято всего 20 нормативных правовых актов, из них:
- предоставление льгот вновь созданным промышленным предприятиям, осуществляющим деятельность в отстающих дотационных регионах;
- принято распоряжение, направленное на улучшение условий юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов и таможенных перевозчиков;
- по инициативе депутатов разработан проект Закона, предусматривающий освобождение от уплаты налога на прибыль школьных образовательных организаций, созданных на основе частной формы собственности.
-для стимулирования налоговых доходов бюджета мы увеличили акцизный налог на ликероводочные изделия с 60 до 70 сомов за 1 литр
В рамках интеграции Кыргызстана в ЕАЭС, с участием кыргызской стороны - подписано Соглашение по применению Республикой Казахстан унифицированного тарифа при перевозке грузов железнодорожным транспортом по территории РК в/из КР;
- удалось достичь разрешения от российской стороны для кыргызских граждан осуществлять транспортную деятельность на основе национальных водительских прав;
- с участием кыргызской стороны цифровая повестка является одним из ключевых направлений стран-членов ЕАЭС. Сейчас разработан и принят План развития единой информационной системы ЕАЭС на 2017-2018 годы. В рамках продвижения проекта Таза-Коом это направление представляется очень перспективным для нас в интеграции с ЕАЭС, - подчеркнул министр.
- также проводится работа по внесению изменений и дополнений в Договор о ЕАЭС, в рамках который Кыргызстан занимает активную позицию;
- Кыргызская сторона в числе других стран, подписала Таможенный Кодекс ЕАЭС, который вступит в силу с 1 января 2018 года. Думаю, нам не понадобится много времени на его адаптацию, поскольку страна принимала непосредственное участие в процессе его формирования;
- разработана новая редакция Налогового Кодекса с учётом интеграции в ЕАЭС, уделяя особое внимание поддержке наших экспортёров, включая меры фискальной поддержки для создаваемых сегодня торгового- логистических центров;
- достигнуто соглашение о предоставлении со стороны Казахстана 41 млн долл., которые будут направлены на обустройство и техническое оснащение объектов таможенной инфраструктуры, модернизацию испытательных лабораторий и другие важные мероприятия;
- на 1 января 2017 года полностью вступили в силу 16 технических регламентов ТС (ЕАЭС), а с 12 августа 2017 года на условиях переходного периода вступают в силу 18 технических регламентов ТС, в т. ч. восемь по безопасности пищевой продукции (ХАССП). Активно проводятся мероприятия по информированию и обучению по этим вопросам:
В целях внедрения технических регламентов ЕАЭС на территории КР разработан и утвержден План.
- разработан и направлен на утверждение проект финансирования субъектов предпринимательства по внедрению системы ХАССП.
Должен отметить особую актуальность задач по информированию и разъяснению представителям бизнеса, государственным служащим и управленцам на всех уровнях, о новых требованиях и правилах торговли в условиях интеграции Кыргызстана в ЕАЭС.
В завершение глава Минэкономики озвучил основные задачи до конца года, направленные для обеспечения устойчивого роста экономики:
- обеспечение устойчивых темпов экономического роста на уровне 3,0%- 3,5% и сохранение уровня инфляции в целевом диапазоне (5%-7%), включая решение конкретных задач секторальными министерствами, ведомствами, руководителями регионов, таких как:
- обеспечение полноты сбора урожая в сельском хозяйстве во всех регионах;
- очищение сектора промышленного производства от балласта простаивающих предприятий и ввод новых мощностей.
Учитывая, что одним из основных источников роста экономики является внутреннее потребление, необходимо будет решить:
- задачу по поддержанию внутреннего платёжеспособного спроса на товары и услуги за счёт роста доходов населения;
- рост экспорта является также первостепенных источником экономического роста, поэтому необходимо ускорить работу по формированию Плана действий Правительства по развитию экспорта на 2018-2020 гг. В этом направлении, важно будет провести разъяснительную работу среди экспортёров для более эффективного использования ВСП +;
- с участием регионов предстоит подготовить и утвердить План по запуску новых производств во всех регионах в рамках реализации Концепции регионального развития на 2018-2020гг.;
До конца года важно решить вопрос о снятии ветеринарного контроля на границе с Республикой Казахстан, используя председательство Кыргызстана в ЕАЭС;
- разработать и внедрить практический механизм для улучшения доступа внешних и внутренних инвесторов к инфраструктуре (выделения земель, доступ к электроэнергии, воде, транспортной инфраструктуре и т.д.);
- оказать всяческое содействие расширению сети торгово-логистических центров и максимально использовать их возможности для увеличения экспорта сельхозпродукции.
Для пресечения контрабандного ввоза товаров на территорию страны, опасных для здоровья людей:
- разработать и внедрить механизм по улучшению администрирования налогов на внутренних границах ЕАЭС;
- повысить эффективность контроля на таможенной границе с Китаем и с другими третьими странами.
Учитывая, что направленность кыргызского экспорта на традиционные рынки, несет определенные риски, в рамках двусторонних соглашений с третьими странами важно будет решить:
- задачу по диверсификации географической структуры внешней торговли. Учитывая, что одним из главных условий улучшения делового климата и развития торговли является упрощение процедур осуществления внешнеторговых операций, нам также предстоит:
- разработать, утвердить и приступить к реализации Дорожной карты по реализации Соглашения ВТО по упрощению процедур торговли.
Учитывая политический фон текущего года, важными условиями выполнения запланированных до конца года задач в полном объёме будут:
- сохранение политической стабильности,
- принятие оперативных мер быстрого реагирования для смягчения влияния на экономику внешних и внутренних шоков.