Об этом сообщил сегодня, 31 июля 2017 года, в ходе пресс-конференции в ИА Спутник начальник управления технического регулирования и метрологии Министерства экономики КР Султан Ахматов.
По его словам, соблюдение требований к продукции установленных в единых технических регламентах ЕАЭС обеспечивает свободное движение товаров, устраняя избыточные административные и технические барьеров в торговле.
В соответствии с Договором технические регламенты ЕАЭС на территории КР имеют силу прямого действия и предусмотрен переходный период для применения технических регламентов ЕАЭС на территории КР.
В рамках ЕАЭС вступили в силу 35 технических регламентов ЕАЭС (ТС), устанавливающих требования безопасности широкого ассортимента товаров массового спроса.
С вступлением в силу с 12 августа 2015 года Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года на территории Кыргызской Республике:
с 12 февраля 2016 года вступили в силу 12 технических регламентов ТС;
с 12 августа 2016 года вступили в силу 3 технических регламентов ТС;
с 12 августа 2017 года вступают в силу 18 технических регламентов;
с 12 августа 2019 года вступает в силу 1 технический регламент ТС.
После введения в действие технических регламентов (ТР) ЕАЭС (ТС), страны члены ЕАЭС обеспечивают обращение продукции, соответствующей требованиям технических регламентов ЕАЭС (ТС), без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в технических регламентах ТС требований к такой продукции, без проведения дополнительных процедур оценки (подтверждения) соответствия, с применением документов оценки (подтверждения) соответствия по единой форме и маркировкой единым знаком обращения продукции.
Кроме того, отвечая на вопросы, С. Ахматов сообщил, что ТР ТС действуют на территории КР с даты присоединения КР к Евразийскому экономическому союзу, то есть предприятия производящие продукцию в страны ТС уже работают и экспортируют свою продукцию в страны ЕАЭС по требованиям, устанавливаемым ТР ТС.
Упрощается система выхода продукции на рынок, применяются единые документы соответствия продукции и единый знак ТС ЕАС. Это элементы системы снижения технических и административных барьеров путем применения:
- Единого перечня продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках ТС с выдачей единых документов;
- Единой формы сертификата соответствия и декларации о соответствии ТС;
- Единого реестра органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) ТС.
Оценка соответствия объектов технического регулирования, устанавливаемая в технических регламентах ЕАЭС, проводится в формах государственной регистрации, подтверждения соответствия, экспертизы, испытаний, и (или) в иной форме.
Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах декларирования соответствия и сертификации, схемы и процедуры которых устанавливаются в технических регламентах ЕАЭС.
Документами о подтверждении соответствия техническим регламентам ЕАЭС являются сертификат соответствия и декларация о соответствии по Единым формам ЕАЭС.
Заявителем для получения сертификата соответствия или принятия декларации о соответствии по Единым формам ЕАЭС могут быть исключительно юридические или физические лица, зарегистрированные в государствах-членах ЕАЭС.
Сертификаты соответствия техническим регламентам ЕАЭС вправе выдавать только аккредитованные органы по сертификации, включенные в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий ЕАЭС.
Техническими регламентами на пищевую продукцию предусмотрена обязательное подтверждение соответствия исключительно в форме декларирования соответствия, в то время как в отношении иных видов продукции, как правило, допускается использование одной из форм по выбору заявителя.
В рамках ЕАЭС введена форма оценки соответствия объектов технического регулирования требованиям технических регламентов ЕАЭС, как государственная регистрация.
В соответствии с техническими регламентами ЕАЭС государственной регистрации подлежат такие виды продукции, как:
- пищевая продукция нового вида, специализированная пищевая продукция (продукция для питания беременных и кормящих женщин, спортсменов, детей, для диетического питания); биологические активные добавки; некоторые виды минеральных вод;
- одежда для детей до 3-х летнего возраста.
Техническими регламентами ЕАЭС предусмотрена оценка соответствия не переработанной пищевой продукции животного происхождения, которая включена в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору) в форме ветеринарно-санитарной экспертизы. Проведение ветеринарно-санитарной экспертизы и оформление ее результатов осуществляется в соответствии с законодательством государства-члена ЕАЭС.
Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору) утвержден Решением Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 года.
Условием поставки товаров, подлежащих ветеринарному контролю является ветеринарный сертификат, подтверждающий безопасность в ветеринарно-санитарном отношении и благополучие административных территорий мест производства этих товаров в отношении наличия болезней животных.
Единые формы ветеринарных сертификатов утверждены Решением Комиссии таможенного союза от 18 ноября 2010 года.
Переработанная пищевая продукция животного происхождения не подлежит ветеринарно-санитарной экспертизе.
Производственные объекты, на которых осуществляется деятельность по получению, переработке (обработке) не переработанного продовольственного (пищевого) сырья животного происхождения подлежат государственной регистрации в уполномоченном органе:
- убой продуктивных животных и птицы, переработка (обработка), продуктов убоя продуктивных животных и птицы для производства пищевой продукции;
- прием сырого молока, сырых сливок и сырого обезжиренного молока и (или) их переработка (обработка) при производстве (изготовлении) молочной продукции;
- производство и переработка (обработка) яиц сельскохозяйственной птицы и продуктов их переработки;
- производство и переработка (обработка) продукции аквакультуры и улова водных биологических ресурсов (нерыбные объекты промысла), за исключением продукции растительного происхождения.
По состоянию на сегодняшний день 28 кыргызских предприятий включены в Реестр предприятий, которые могут осуществлять поставки на территорию государств-членов ЕАЭС (РФ и Казахстан). Среди них 20 предприятиям разрешено в РФ (готовая мясная продукция, прошедшая термическую обработку (+72°С и не менее 30 минут), молочная продукция, прошедшая термическую обработку, а также рыбная продукция) и 25 предприятия имеют возможность поставлять молочную продукцию только в южные области, а мед и рыбная продукция во все области Республики Казахстан.
Следует также отметить, что в соответствии с Договором о ЕАЭС условием поставки товаров, подлежащих фитосанитарному контролю является фитосанитарный сертификат, подтверждающий безопасность в фитосанитарном отношении и благополучие административных территорий мест производства этих товаров в отношении наличия вредителей.
Фитосанитарную сертификацию осуществляет Департамент карантина растений при Министерстве сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации КР.
Фитосанитарной сертификации подлежит продукция, которая включена в Перечень подкарантинной продукции ( грузов, материалов, товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе евразийского экономического союза и таможенной территории евразийского экономического союза.
Перечень подкарантинной продукции ( грузов, материалов, товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) утвержден Решением Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 г.
Фитосанитарный сертификат - документ международного образца, сопровождающий подкарантинную продукцию и выдаваемый уполномоченным органом по форме, установленной Международной конвенцией по карантину и защите растений от 6 декабря 1951 года, и удостоверяющий, что подкарантинная продукция соответствует фитосанитарным требованиям.
С 1 июля 2017 года подкарантинная продукция будет перемещаться на территории ЕАЭС по единым правилам.
1 июля 2017 года вступают в силу четыре ключевых документа ЕАЭС, которые создадут единую нормативно-правовую базу в сфере карантина растений в странах ЕАЭС.
Вступление в силу единых союзных документов позволит устранить препятствия при перемещении товаров по всей территории ЕАЭС и облегчить работу предпринимателей. Партия прошедшей контроль подкарантинной продукции на таможенной границе Союза и признанной свободной от карантинных объектов сможет свободно перемещаться по всей таможенной территории.
Речь идет о нормативных актах, разработанных и принятых ЕЭК в 2016 году:
- Едином перечне карантинных объектов ЕАЭС;
- Единых карантинных фитосанитарных требованиях, предъявляемых к подкарантинной продукции и подкарантинным объектам на таможенной границе и на таможенной территории ЕАЭС;
- Единых правилах и нормах обеспечения карантина растений на таможенной территории ЕАЭС:
- Порядке лабораторного обеспечения карантинных фитосанитарных мер.
Испытания/исследования объектов технического регулирования требуется для:
- проведения обязательной оценки соответствия техническим регламентам ЕАЭС;
- проведения производственного контроля, предусмотренного техническими регламентами ЕАЭС;
- оформления ветеринарных и фитосанитарных сертификатов;
проведения диагностических исследований, лабораторного мониторинга остатков запрещенных и вредных веществ в организме живых животных, продукции животного происхождения и др.
- осуществления государственного надзора (контроля).
В Кыргызской Республике создана и функционирует система сертификации и декларирования продукции. В настоящее время 33 испытательных лабораторий и 11 органов по сертификации включены в Единый реестр ЕАЭС.
Органы по сертификации продукции, включенные в единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий ЕАЭС могут выдавать сертификаты соответствия единого образца ЕАЭС, а также регистрировать декларации о соответствии продукции единого образца ЕАЭС.
Предпринимателям предоставляется возможность выбора органа по регистрации декларации о соответствия. Они могут зарегистрировать декларацию о соответствии бесплатно в Департаменте профилактики заболеваний и государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Кыргызской Республики или платно в аккредитованных органах по сертификации продукции, включенных в единый реестр ЕАЭС.
Также для обеспечения достижения необходимой технической компетентности в приоритетных отраслях экономики (сельское хозяйство, легкая промышленность, строительные материалы) в рамках работы по реализации Соглашения между Правительством КР и Правительством РФ об оказании технического содействия КР проводится модернизация лабораторной инфраструктуры в КР.
В рамках ЕАЭС государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований технических регламентов Союза проводится в порядке, установленном законодательством государств-членов ЕАЭС.
Для осуществления контроля (надзора) за продукцией по обеспечению безопасности требований, установленных техническими регламентами ЕАЭС определены следующие уполномоченные государственные органы:
- Государственная инспекция по экологической и технической безопасности при ПКР;
- Государственная инспекция ветеринарной и фитосанитарной безопасности при ПКР
-Департамент профилактики заболеваний и государственного санитарно-эпидемиологического надзора МЗ КР.