Сегодня 20 июля 2017 года в Большом зале Министерства экономики КР с участием Вице-премьер-министра КР Олега Панкратова, министра экономики КР Арзыбека Кожошева, членов коллегии (министров) Евразийской экономической комиссии Татьяны Валовой, Адамкула Жунусова, Мукая Кадыркулова и других представителей бизнеса, экспорного сообщества и неправительственных, международных организаций КР и других стран, состоялся круглый стол на тему: Кыргызстан в Евразийском экономическом союзе: результаты, вопросы, перспективы.
Как отметил министр А. Кожошев, с начала этого года экономика республики демонстрирует положительную динамику роста, который по итогам полугодия этого года составил 6,4%. Без учета предприятий по разработке месторождения Кумтор реальный прирост экономики составил 3,1 %.
Одним из благоприятных факторов, повлиявших на улучшение этого показателя, стало восстановления экономического роста в странах ЕАЭС-наших основных торговых партнерах (по итогам января – мая т.г., в России-1,3%, в Белоруссии-0,9%, в Казахстане-5,8%), следствием чего стало улучшение показателей торговли со странами ЕАЭС.
За 5 месяцев текущего года объёмы торговли со странами ЕАЭС возросли на почти на 11% после их снижения в 2015 году за этот же период почти на 22%. Начался процесс нарастания объёмов торговли со странами ЕАЭС. Удельный вес объёмов торговли с ними в общем объёме составил 38,5% (874 млн. долл.).
Внешнеторговый оборот у нас в январе-мае этого года в целом увеличился почти на 16% относительно прошлого года за этот же период и составил свыше 2, 2 млрд. долл. При этом, объёмы экспорта возросли на 30%, а импорта -на 11%.
В целом, несмотря на влияние внешних негативных факторов, уже в начале 2016 года отчётливо обозначилось выравнивание показателей, демонстрирующих тенденции укрепления макроэкономической стабильности во всех странах ЕАЭС. По итогам 1 полугодия текущего года уровень инфляции в странах Союза оставался в умеренном диапазоне (не выше 3,5%-3,7%). В Кыргызстане этот показатель составил 2,8%.
К числу важных интеграционных эффектов надо отнести, конечно, влияние трансфертов трудовых мигрантов на социальное и экономическое развитие Кыргызстана.
Так, только за 5 месяцев в этом году прирост чистого притока денежных переводов физических лиц увеличился более, чем на 39% и составил свыше 695 млн. долл. (за январь-май 2016 года этот объём составлял только 499 млн. долл. США).
Министр А.Кожошев также проинформировал, что за эти два года Правительству удалось многое сделать, включая решение ряда неотложных задач по улучшению условий доступности отечественных производителей на рынок ЕАЭС.
В этом направлении оказываются всесторонние меры поддержки нашим экспортёрам и производителям, включая:
- поддержку производителей экспорто-ориентированной сельхозпродукции. Сейчас уже утверждён проект: Финансирование сельского хозяйства-5, согласно которому кредиты на животноводство и растениеводство будут выдаваться под 10% на 36 месяцев, и на переработку и обработку сельскохозяйственной продукции под 6 % на 36 месяцев.
- Российско-Кыргызский фонд обеспечивает льготным кредитованием. Фондом одобрено 750 проектов на сумму 242 млн. долл. США;
- для содействия кредитованию малого и среднего бизнеса создан Гарантийный фонд и является одним из базовых организаций их поддержки;
- внедряется новая система финансирования под залог складских расписок. То есть, для сельхозпроизводителей залогом для получения банковского кредита могут служить складские расписки;
-министерством было инициировано и уже принято Постановление Правительства о поддержке отечественных экспортёров для улучшения доступа на рынок ЕАЭС.
Министр А.Кожошев также отметил особую актуальность задач, решаемых министерством по информированию и разъяснению представителям бизнеса, государственным служащим и управленцам на всех уровнях, о новых требованиях и правилах торговли в условиях интеграции Кыргызстана в ЕАЭС.
Очевидным является тот факт, что системное обучение и разъяснение позволит нашим экспортёрам избежать огромных потерь, которые они несут сегодня, направляя продукцию в страны ЕАЭС с высокими фитосанитарными рисками, без должного оформления или отсутствия необходимых сопроводительных документов.
Ответными мерами для Кыргызстана, как и других стран ЕАЭС в решении задачи обеспечения безопасности продукции на внутреннем рынке должны стать те же меры по ужесточению выполнения требований технических регламентов при поставках продукции из стран ЕАЭС на наш рынок!
Что касается перспектив развития Кыргызстана в условиях интеграции с ЕАЭС, надо обозначить следующие направления:
-Во – первых, Кыргызстан занимает активную позицию по вопросам формирования единого рынка услуг к 2020 году.
Почему это важно для будущего развития Кыргызстана?
Учитывая, что сектор услуг в Кыргызстане стремительно развивается и достиг почти 50% (49,8%) в структуре производства ВВП, единый рынок услуг ЕАЭС может существенно повлиять на дальнейшее расширение сервисного сектора экономики и даже стимулировать формирование модели цифровой экономики.
Эта модель активно сегодня обсуждается на глобальном, наднациональном (ЕАЭС) и на национальном уровнях.
Главами государств-членов ЕАЭС в этом направлении подписано заявление О цифровой повестке ЕАЭС, в котором определены все аспекты формирования единого цифрового пространства Союза.
В Кыргызстане, в основе модели цифровой экономики рассматривается Национальный Проект Таза Коом, который инициирован главой государства и является основным инструментом реализации долгосрочной Концепции- 2040 года и Программы развития страны на 2018-2022гг.
Принимая во внимание ресурсные ограничения Кыргызстана, вторым перспективным направлением интеграции Кыргызстана в ЕАЭС является активизация кыргызской стороны в работе по созданию общего финансового рынка союза к 2025 году. Для этого планируется поэтапно осуществлять гармонизацию законодательства в этой сфере. Одним из важнейших принципов здесь станет предоставление недискриминационного доступа на финансовые рынки государств — членов ЕАЭС, обеспечение гарантированной и эффективной защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг. Важнейшим условием функционирования общего финансового рынка стран ЕАЭС станет взаимное признание лицензий в банковском и страховом секторах, а также в секторе услуг на рынке ценных бумаг.
Что касается перспектив формирования единого энергетического рынка ЕАЭС, то глава Минэкономики КР проинформировал о том, что с участием стран - ЕАЭС, включая Кыргызстан, уже разработана и одобрена Программа формирования Единого электроэнергетического рынка ЕАЭС, включая направления развития единых рынков по нефти и газу.
Кыргызская сторона также участвует в формировании Единой промышленной политики, с учётом специфики национальной экономики.
В заключение, министр призвал к эффективным механизмам экономического взаимодействия стран – ЕАЭС исключительно на равноправных условиях.
В этом направлении привлекательным направлением торговой политики может стать продвижение единого торгового бренда ЕАЭС на внешних и внутренних рынках. Это позволит существенно повысить роль и узнаваемость молодого интеграционного объединения в глобальном мире и расширить сегмент торговли с третьими странами.
Такой же, более чем, 20–летний этап развития прошёл и Европейский Союз, пручастники круглого столаодукция которого под брендом ЕС сегодня известна во всём мире.
В ходе круглого стола также состоялись сессии в режиме свободный микрофон:
-Кыргызская Республика: первые результаты в рамках Евразийской экономической интеграции и перспективы экономического развития би;
- Ожидания бизнес сообщества и защита интересов
предпринимательства в ЕАЭС: опыт и возможности для Кыргызстана;
- Создание общих рынков энергетических ресурсов, как главный фактор повышения энергетической безопасностигосударств –членов ЕАЭС.