С 2016 года Правительство КР в лице министерства экономики пытается внедрить новую методику планирования социально-экономического развития страны.
Сегодня в Кыргызстане планирование идет идет снизу вверх: ОМСУ отправляют в районную администрацию план развития своего айыл окмоту, который состоит из объектов инфраструктуры: построить школу, отремонтировать дороги, открыть дом культуры. В райадминистрации объекты просто раскладываются по разделам: образование, здравоохранение и т.д.. При этом за бортом остаются насущные потребности местного населения, как обучение детей, получение пособий, медицинской помощи, культурный досуг и другие.
В свою очередь, отраслевые программы министерств практически не ориентированы для использования их на местном уровне. Особенно это касается программ по социальному развитию и развитию предпринимательства, на что неоднократно жаловались на местах.
Особенность новой методики планирования развития в том, что мы применяем сочетание планирования "снизу-вверх" и "сверху-вниз", - объясняет эксперт проекта Местное развитие фаза 2 Асылбек Чекиров. – То есть, айыльные аймаки отдают приоритет потребностям местного сообщества с учетом действий госорганов, которые заложены в отраслевых программах. Это позволит решить вопрос взаимодействия местной власти с государственной и разработать реальный план развития района.
На сегодня завершился первый этап реализации Проекта по внедрению Программы социально-экономического развития (ПСЭР) айылных аймаков. В рамках Проекта все 14 муниципалитетов Аксуйского, Джеты Огузского и Кочкорского районов приступили к подготовке новых приложений к уже существующим ПСЭР айылных аймаков. Повсеместно прошли фокус группы по выявлению потребностей населения, обучающие семинары по анализу и разработке планов развития.
Местные сообщества и органы МСУ показали свое видение на решение вопросов в трех сферах: развития предпринимательства, эффективного управления пастбищами, и социальной поддержки уязвимых групп населения.
Также еще одна особенность нового подхода в планировании - отражения в Плане развития АА положений соответствующих государственных программ, - продолжает Асылбек Чекиров. - Например, многие Айылные аймаки заинтересованы в внедрении новых подходов по реализации социального заказа. Ими были даны конкретные предложения по улучшению работы комиссий по отбору семей, нуждающихся в Ежемесячном пособии малообеспеченным семьям, имеющим детей (ЕПМС). Можно сказать, что это был больной вопрос всех 14 муниципалитетов.
Однако, главная трудность, которая возникла при написании плана, это отсутствие привязки многих положений государственных программ к реальной практике на местном уровне, отмечает эксперт. Например, государственная Программа по развитию частного сектора практической помощи местным предпринимателям в развитии не дает.
Все рабочие группы ПСЭР пилотных районов отметили своевременность и правильность предложенного подхода по планированию ПСЭР района. На первых этапах они с энтузиазмом обсуждали новые задачи, которые ставятся перед территориальными подразделениями государственных органов, - говорит Асылбек Чекиров. - Но когда они понимают, что новые задачи и функции - это новая нагрузка для них за ту же зарплату, то энтузиазм сразу спадает.
К тому же, остается вопрос роли и позиции руководителей (глав) местных государственных администраций в понимании важности задач по новому формату ПСЭР района и руководителей министерств в отношении выработки методики анализа секторных программ. Как и свойственно всем чиновникам, главы районных госадминистраций и рабочие группы на уровне РГА и министерств не заинтересованы загружать себя новой и непонятной для них задачей. Они до настоящего времени воспринимают эту работу как задачу Проекта.
Кроме того, эксперт признает, что, несмотря на проведенные тренинги потенциала рабочих групп района все равно недостаточно, чтобы подготовить полноценный ПСЭР района. Поэтому важно от рабочей группы ПСЭР получить их видение и информацию по той или иной проблеме, а консультантам проекта нужно помочь собрать и отредактировать текст.