Министр А. Кожошев: Об экономическом взаимодействии ЕАЭС - ЦАРЭС

Новости
14 Июнь 2017
1900

15 июня 2017 года, министр экономики Кыргызской Республики Арзыбек Кожошев участвует в работе сессии Астанинского экономического форума Общее экономическое процветание Центральной Азии: Стратегия развития Центрально-Азиатского Регионального Экономического Сотрудничества (ЦАРЭС) 2030

Выступая с приветственным словом, министр А. Кожошев выразил благодарность министру национальной экономики Республики Казахстан Тимуру Сулейменову за приглашение принять участие в данном форуме. Особенно приятно осознавать, что Экономический форум в этом году проходит в рамках всемирной выставки ЭКСПО, и впервые в Центрально-Азиатском регионе, - сообщил министр.

Как он отметил, Кыргызская Республика придает большое значение участию в региональном проекте ЦАРЭС. Данная линия сотрудничества является одним из приоритетов Правительства КР.

В рамках ЦАРЭС Кыргызская Республика участвует в реализации проектов, в таких важнейших для страны секторах, как транспорт, энергетика и содействие торговле.

Прогнозные оценки развития мировой экономики говорят о том, что основные финансовые и товарные потоки будут сосредоточены в треугольнике США - Европа - Юго-Восточная Азия и Китай. И сегодня одна из важнейших задач стран ЦАРЭС – в полной мере реализовать свое выгодное геостратегическое положение - трансконтинентального моста между Европой и Азией.

Современные мировые тенденции свидетельствуют о реорганизации и перемещении международного бизнеса – речь идет о трансформации мировой экономики посредством возникновения глобальных цепочек начисления стоимости, имеющие важные последствия для конкурентоспособности фирм и процветания наций. Доля разрабатываемых и производимых товаров и услуг в рамках одной страны – или в рамках одной фирмы - быстро сокращается, что создает возможности для новых участников, входящих в международную экономику.

Формирование крупных региональных объединений, к каковым без сомнения можно отнести и ЦАРЭС, неразрывно связано с процессом глобализации и этот процесс необратимый, так как сама структура мировой экономики требует постоянного расширения цепочек добавленной стоимости, и нам, хотим мы того или нет, придется к ней приспособиться.

Кыргызстан, например, способен взять на себя роль производственной единицы во многих секторах, включая агропромышленный комплекс, текстильно-швейную индустрию и другие. Помимо этого мы готовы стать рекреационной площадкой, зоной всех видов туризма – от пляжного и медицинского, заканчивая экстремальными видами высокогорного туризма.

Правительство Кыргызской Республики делает все возможное для максимальной либерализации бизнес-среды и создания оптимальных возможностей для предпринимателей. При этом хотелось бы отметить главное: работа в рамках Ведения бизнеса не была просто погоней за рейтингами – она принесла реальные достижения и значительно снизила уровень административного давления на бизнес. К примеру, благодаря реформам теперь зарегистрировать свое предприятие, скажем, общество с ограниченной ответственностью, в КР можно всего за 3 рабочих дней, причем количество регистрационных процедур сокращено до двух.

Что касается приоритетных секторов программы ЦАРЭС, то потенциал, в том числе мы видим в развитии секторов Зеленой экономики, в частности, возобновляемых источников энергии и в особенности гидроэнергетической отрасли, помимо всех остальных программ ЦАРЭС, которые также очень важны для нашей страны.

По гидроресурсам КР занимает третье место среди стран СНГ после России и Таджикистана. Так, по удельной мощности река Нарын превосходит такие крупные российские реки, как Волга и Ангара. Полный гидроэнергетический потенциал крупных и средних рек Кыргызстана составляет 16,0 млн. кВт по мощности и 142,5 млрд. кВт/ч, по энергии. Несмотря на такие большие запасы, степень использования гидроэнергоресурсов в настоящее время, остается довольно незначительной и составляет 9,2% от общего полного потенциала и около 25-30% от доступного для освоения.

Мы должны способствовать процессам интеграции и развития инфраструктуры, наращиванию энергетического потенциала региона и создавать новые направления сотрудничества между нашим странами, - подчеркнул А. Кожошев.

В качестве одной из новых инициатив регионального сотрудничества в рамках программы ЦАРЭС, особенно в контексте Парижского соглашения об изменении климата, может быть включен вопрос продовольственной безопасности.

Согласно прогнозам, из-за роста населения и доходов, а также в связи с быстрыми темпами урбанизации, в 2050 году глобальный спрос на продовольствие должен увеличиться как минимум на 60% по сравнению с уровнем 2010 года. Таким образом, для обеспечения продовольственной безопасности, защиты экосистем, от которых зависит сельское хозяйство, и создания устойчивости к изменению климата, необходимо уже сегодня ставить на повестку дня вопрос начала преобразования продовольственных и сельскохозяйственных систем нашего региона.

Также глава Минэкономики КР отметил о достигнутом прогрессе по Экономическому коридору Алматы-Бишкек, который из пилотной инициативы двух городов (Бишкека и Алматы) вырос до уровня Межправительственного диалога Премьер-министров двух стран, что наглядно демонстрирует огромный потенциал регионального сотрудничества.

В завершение, министр А. Кожошев выдвинул предложение о необходимости подписания Меморандума о взаимовыгодном сотрудничестве между ЕАЭС и ЦАРЭС, создания постоянно действующей рабочей группы по координации проектов ЕАЭС и ЦАРЭС.

Еще раз отметил, что Кыргызская Республика придает большое значение Программе ЦАРЭС. В рамках интеграционных объединений, происходящих в Центрально-Азиатском регионе (ЕАЭС) проекты ЦАРЭС будут становиться актуальнее.

Онлайн обращение