Об основных факторах, влияющих на свободное перемещение товаров на рынок ЕАЭС из регионов

Новости
07 Июнь 2017
1824

Сегодня, 8 июня 2017 года в Бишкеке проходит практическая конференция, посвященная вопросам Евразийской экономической перспективы. Данная тема, как отметил модератор конференции, заместитель министра экономики КР Алмаз Сазбаков, крайне актуальна на всем пространстве Евразийского экономического союза и за его пределами.

По его словам, Кыргызская Республика географически находится в центре Евразии и для нас укрепление экономической интеграции является ключом к развитию и процветанию государства. Кыргызстан вместе с другими странами-членами ЕАЭС стоял у истоков создания и активно продвигал инициативы регионального сотрудничества на Евразийском пространстве.

Известно, что в рамках объединения действуют четыре вида свободы по движению товаров, капитала, трудовых ресурсов и услуг. По каждому из этих направлений необходимо совершенствовать механизмы сотрудничества.

В то же время, Договором о ЕАЭС предусмотрены переходные положения по созданию единых рынков по некоторым направлениям. К примеру, создание общего электро-энергетического рынка предусмотрено к 2019 году и создание общего финансового рынка к 2025 году.

Таким образом, ЕАЭС должен содействовать всесторонней модернизации и повышению конкурентоспособности наших национальных экономик, - сообщил А. Сазбаков.

Замминистра также выразил надежду, что сегодняшняя встреча позволит обменяться мнениями по вопросам преодоления препятствий во взаимной торговле, что будет способствовать повышению эффективности совместной работы по устранению различных барьеров во взаимной торговле в рамках функционирования внутреннего рынка ЕАЭС.

Прежде чем перейти к принимаемым мерам по устранению препятствий, А. Сазбаков коротко озвучил об основных задачах Союза и компетенции Комиссии.

Так, задачи Союза можно рассматривать по четырём основным направлениям:

1. Это окончательное устранение внутренних барьеров в торговле государств-членов. В данном направлении Союза обеспечивает четыре свободы, содействует увеличению объема торговли и росту доходов от предпринимательской деятельности.

2. Это создание единой правовой базы ЕАЭС. То есть правовая база должна быть открытой, единой и должна содержать понятные правила игры.

3.Это унификация регулирования ВЭД государств – членов, эффективная защита прав и законных интересов участников ВЭД, улучшение бизнес климата и рост внешней торговли.

4.Это дальнейшее стимулирование торговли и инвестиций. В реализации данной задачи Союз должен обеспечить социально-экономический рост и повышение благосостояния населения государств – членов.

Создав Союз, суверенные государства делегировали некоторые полномочия регулирующему органу – Евразийской экономической комиссии – для того, чтобы важные вопросы, связанные с развитием экономических классических свобод, касающиеся всех членов Союза, результативно решались на Евразийском уровне ради общего блага и в интересах каждой страны.

Компетенция ЕАЭС охватывает довольно широкий спектр сфер экономики и очень важно знать, какие сферы регулируются Союзом.

В ходе работы 2-й сессии: О создании условий для бизнеса и свободного перемещения товаров на рынок ЕАЭС из регионов, замминистра А. Сазбаков представил презентацию Об основных факторах, влияющих на свободное перемещение товаров на рынок ЕАЭС из регионов. В частности о препятствиях во внутреннем рынке ЕАЭС, с которыми сталкиваются отечественные предприниматели, производители и экспортёры.

Эти препятствия, по его словам, создаются в результате внешних и внутренних факторов. Внутренние факторы – это те, решение которых зависит от нас самих, а внешние факторы – это те, решение которых зависит от коллективного решения государств-членов ЕАЭС.

К внутренним факторам относятся не готовность инфраструктуры качества, лабораторной и транспортной инфраструктуры страны. К примеру, на 7 модернизируемых санитарно-карантинных пунктах республики (автодорожные пункты пропуска Достук, Кызыл-Бель, Торугарт, Иркештам, железно-дорожный пункт пропуска Кара-Суу, аэропорты Манас и Ош) идёт задержка поставки 49% закупаемого оборудования планируемых к поставке в рамках второго этапа оснащения этих санитарно-карантинных пунктов. Кроме того, республика не имеет выхода к морю, не достаточно развита железнодорожная и автодорожные инфраструктура.

Также, мелкотоварность хозяйствующих субъектов оказывает существенное влияние в продвижении нашего экспорта и снижает заинтересованность покупателей крупных торговых сетей России и Казахстана. К примеру, по всей стране имеется около 400 тысяч крестьянских и фермерских хозяйств. Создание крупных хозяйств и координация между производителями, посредниками и экспортерами крайне важно для того чтобы конкурировать на большом рынке ЕАЭС.

Кроме того, низкая осведомленность отечественных предпринимателей и экспортеров о новых правилах, условиях и требованиях качества в ЕАЭС также является фактором, который негативно влияет на развитие экспорта.

Статья 3 Договора одним из основных принципов деятельности Союза определен принцип функционирования данного интеграционного объединения без изъятий и ограничений после окончания переходных периодов.

Таким образом, Договор определяет необходимость проведения работы по выявлению и устранению барьеров во взаимной торговле.

Последовательно и системно снимаются барьеры, ограничивающие свободу взаимного доступа бизнеса на национальные рынки товаров и услуг, координируется политика в ключевых секторах экономики.

В настоящее время, Правительством Кыргызской Республики ведется работа по включению в единый реестр барьеров вопросы по существующему ветеринарному контролю на кыргызско-казахском участке государственной границы, а также неполное применение унифицированных железнодорожных тарифов.

Работу по выявлению и устранению барьеров в функционировании внутренних рынков ЕАЭС координирует Департамент функционированию внутренних рынков, который информирует о проводимой работе в этом направлении Вице-премьер-министрам государств-членов на заседании Совета ЕЭК.

Следует отметить, что участники двухдневной конференции - представители Правительства КР, полномочные представители гособладминистраций, руководители районов и местных органов самоуправления, представители бизнес – ассоциаций северных регионов, представители неправительственных организаций и консультанты АБР по поддержке Правительства в адаптации Кыргызской Республики к условиям интеграции в ЕАЭС, эксперты и специалисты по специфическим вопросам реализации Договора о ЕАЭС на национальном и наднациональном (ЕЭК) уровнях,

в рамках сессий: Основные результаты, проблемы, извлеченные уроки в рамках Евразийской интеграции; О создании условий для бизнеса и свободного перемещения товаров на рынок ЕАЭС из регионов; Фискальная политика в условиях интеграции с ЕАЭС; О финансировании проектов в регионах из Кыргызско - Российского Фонда развития, обсудят и выработают рекомендации для Правительства и местных органов самоуправления по устранению барьеров и поддержке развития бизнеса в регионах с учётом интеграции Кыргызстана в ЕАЭС.



Предложения по улучшению сайта
Онлайн обращение