О проводимой работе Минэкономики в сфере управления госимуществом

Новости
06 Июнь 2017
1524

Министерство экономики КР с целью разъяснения подчеркивает, что вопросы управления государственными предприятиями и хозяйственными обществами с государственным участием осуществляется с Фондом по управлению государственным имуществом (ФУГИ) при Правительстве КР. Так, в настоящее время приоритетными направлениями деятельности являются:

- оптимизация государственного сектора и сокращение экономически неоправданного участия государства в экономике;

- сокращение избыточного количества государственных предприятий (ГП);

- эффективное использование непрофильных объектов ГП;

- повышение роли и ответственности ГП в органах управления хозяйственных обществ с государственным участием;

- приватизация в установленном порядке хозобществ с госучастием.

При этом следует отметить, что по инициативе Минэкономики постановлением Правительства от 30 ноября 2012 года образована Межведомственная комиссия по проведению оптимизации деятельности ГП и АО с контрольными акциями и утверждено Положение о Межведкомиссии.

Однако под руководством ФУГИ Межведкомиссия практически не обеспечивала работу по достижению поставленных задач. По этой причине в 2015 году Минэкономики был поднят вопрос о необходимости ликвидации неэффективно работающих ГП и актуализации базы данных юридических лиц, до инициирования процедуры принудительной ликвидации не функционирующих ГП.

В 2016 году на основе актуализации информации о ГП была начата активная работа, направленная на ликвидацию не функционирующих, реорганизации дотируемых из госбюджета ГП, а также объединению ГП, имеющих дублирующие функции. В частности, решениями Правительства за 2016 год проведена оптимизация 168 ГП, находящихся в ведении различных госорганов. Из них 77 не функционирующих поданы на ликвидацию, 54, дотируемые из госбюджета, преобразованы в госучреждения и 37 - реорганизованы путем присоединения к другим ГП. А в текущем году решением 25 региональных предприятий теплоснабжения присоединены к ГП Кыргызжилкоммунсоюз, которое, в свою очередь, переименовано в ГП Кыргызтеплоэнерго. Данная работа продолжается.

Для обеспечения этой работы в 2016 году Минэкономики разработаны и решением Правительства приняты методические рекомендации по определению экономической целесообразности функционирования ГП, на основе которых проводится функциональный анализ их деятельности.

Одновременно, Министерство поднимает вопрос о необходимости упорядочения деятельности ГП, установления единых правил их функционирования, повышения прозрачности работы, усиления полномочий ФУГИ в части контроля над финансово-хозяйственной деятельностью ГП.

Для этого Минэкономики в 2016 году подготовлен проект Положения о ГП, в котором был пересмотрен механизм перечисления части чистой прибыли госпредприятий в бюджет. Но, из-за отсутствия понимания со стороны отраслевых госорганов по ряду ключевых позиций, данный проект пока не принят. В ближайшее время Министерство планирует внести проект Положения о ГП в Правительство.

Следует отметить, что ФУГИ не справляясь со своими функциями в т.г., внесло предложение о передаче в его ведение всех ГП, находящихся в ведении госорганов и выполняющие узкопрофильные специальные государственные задачи. В частности, такие госпредприятия, как Инфоком при ГРС, в сфере дорожного строительства, оборонного обеспечения, специальных исправительных учреждений и т.д. При этом, инициатива была выдвинута без соответствующего анализа, расчетов и четких обоснований. В связи с чем, Минэкономики рекомендовало ФУГИ подготовить анализ и расчеты с обоснованиями.

В настоящее время ФУГИ является акционером в 58 АО, из которых 13 АО, не осуществляют деятельность и 6 АО, на стадии ликвидации.

Основными проблемами, препятствующими развитию госкомпаний, являются:

- низкая эффективность работы госпредставителей в советах директоров и ревизионных комиссиях госкомпаний;

- формальное отношение к своим обязанностям.

Данная ситуация сложилась из-за низкой эффективности осуществления ФУГИ прав акционера, отсутствие прозрачности при назначении кадров в органы управления госкомпаний.

В целях решения указанных проблем, по инициативе Министерства экономики было принято постановление ПКР О мерах по повышению эффективности системы управления хозяйственных обществ с государственной долей участия от 20 июля 2012 года, предусматривающий отбор кандидатур в резерв кадров, где ФУГИ самостоятельно выдвигало госпредставителей в состав Совета директоров, ревизионных комиссий. Однако, данный механизм определенным образом, стал коррупциогенным фактом в Фонде госимущества в процессе назначения им органов управления АО.

По этой причине в 2014 году для повышения эффективности и прозрачности процедур по отбору и выдвижению кандидатов в органы управления хозобществ с госдолей участия, Минэкономики инициировано и постановлением ПКР от 19 декабря 2014 года приняты Положения по формированию резерва кадров кандидатов на должности членов советов директоров, ревизионных комиссий хозобществ с госдолей участия.

Также в 2015 году Министерством разработан и постановлением Правительства от 20 мая 2015 года утвержден механизм оценки деятельности госпредставителей в органах управления хозобществ с госучастием. На сегодняшний день данный механизм используется ФУГИ для оценки Совета директоров и Ревизионных комиссий АО с госдолей.

В целом Минэкономики считает, чтобы повысить эффективность управления госимуществом, необходимо реформировать систему и подходы работы ФУГИ. Для этого в 2015 году распоряжением Правительства принята Концепция реформирования системы управления госимуществом от 5 июня 2015 года.

Вместе с этим Министерством осуществляется активная работа по передаче госимущества в муниципальную собственность, проводится совершенствование законодательства по приватизации госсобственности, разработка новых соответствующих законов и подзаконных актов, регламентирующих порядок и условия использования госсобственностью.

В целях снижения коррупциогенных факторов, обеспечения прозрачности и совершенствования механизмов приватизации были инициированы и приняты поправки в законодательство о приватизации государственной собственности (Законы КР от 8 ноября 2012 года и 18 июля 2014 года), исключающие коррупциогенные нормы и введение новых требований и правил в обеспечении приватизации.

В 2014 года приняты:

- Положение о порядке списания основных средств, находящихся на балансе госпредприятий, которым упорядочен процесс списания имущества, установлена единообразная практика распоряжения непригодным к использованию госимуществом;

- Положение о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного и перешедшего по праву наследования к государству имущества;

- Положение о реализации государственных пакетов акций через организатора торговли на рынке ценных бумаг и ряд других НПА.

В 2015-2016 гг. были разработаны проект Закона О национальных холдинговых компаниях и О разрешении спорных отношений по некоторым Декретам Временного Правительства КР о национализации, которые были внесены, но затем отозваны из Жогорку Кенеша.

В 2016 году при взаимодействии с ФУГИ и Нацстаткома разработан Государственный классификатор основных фондов КР. Разработан и внесен сегодня на рассмотрение Правительства проект новой редакции Закона О доверительном управлении госимуществом КР.

В целом, в ближайшее время, планируется следующая работа по повышению эффективности использования государственного имущества и роста доходов от его управления:

- разработка проекта Закона О государственном имуществе;

- внедрение механизма заключения договоров аренды в электронном формате;

- исключение в системе органов государственной власти, дублирующих функция0м по управлению госадминистративными зданиями и служебным автотранспортом путем централизации данных функций в ФУГИ;

- применение механизмов государственно-частного партнерства для ввода в эксплуатации не завершенных строительством объектов, проведения реконструкции ветхих и разрушенных объектов недвижимости;

- упорядочение процесса передачи государственного имущества в муниципальную собственность;

- инвентаризация объектов социально-культурного и бытового назначения, оставленных на балансе (ответственном хранении) хозяйственных обществ и принятие мер по их дальнейшему использованию и распоряжению.

Предложения по улучшению сайта
Онлайн обращение