Вступление в силу ТР ТС в КР позволит сформировать единое правовое поле для обеспечения безопасности продукции

Новости
12 Май 2017
1887

Кыргызская Республика с 12 августа 2015 года стала полноправным членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В соответствии с Договором о ЕАЭС технические регламенты становятся обязательным для применения на территории КР. Решением Евразийской экономической комиссии от 26 января 2016 года установлен порядок введения в действие технических регламентов Таможенного союза в КР.

В соответствии с данным порядком вступление в силу на территории КР технических регламентов ТС можно разделить на 3 этапа:

- 1 этап. с 12 февраля 2016 года вступили в силу 16 ТР ТС;

- 2 этап с 12 августа 2017 года вступают в силу 18 ТР ТС;

- 3 этап с 12 августа 2019 года вступает в силу 1 ТР ТС.

Как отметил заместитель министра экономики КР Алмаз Сазбаков в ходе заседания Правительства 12 мая т.г., постановлением ПКР от 20 января 2015 года утвержден План мероприятий по применению технических регламентов Таможенного союза (ТР ТС) в КР.

В план включены мероприятия, обеспечивающие внедрение ТР ТС на территории республики. За реализацию каждого технического регламента ТС, в соответствии с направлениями деятельности, определены соответствующие министерства и ведомства.

В рамках реализации ТР ТС важными составляющими являются:

- адаптация национальных НПА;

- создание и модернизация существующей испытательной базы.

По состоянию на 12 мая т.г. в республике действуют 16 ТР ТС.

По итогам анализа проведенного по состоянию на 11 мая 2017 года, вступивших в силу ТР ТС необходимо отметить, что из 74 отсылочных норм по 18 отсылочным нормам отсутствуют нормативно-правовые акты. А именно:

- О безопасности маломерных судов (ТР ТС 026/2012) МТД (во исполнение 5 отсылочных норм технического регламента МТД разработан проект постановления ПКР Вопросы водного транспорта в КР, предусматривающий утверждение 9 НПА в сфере водного транспорта, который на сегодняшний день находится на стадии согласования с министерствами и ведомствами);

- О безопасности колесных транспортных средств (ТР ТС 018/2011) МТД (по 10 отсылочным нормам отсутствуют нормативно-правые акты);

- О безопасности средств индивидуальной защиты МЧС (ТР ТС 019/2011) МЧС (по 3 отсылочным нормам отсутствуют нормативно-правовые акты).

В каждом техническом регламенте содержится раздел подтверждения соответствия требованиям безопасности этого ТР.

По состоянию на 11 мая т.г. в Единый реестр ЕАЭС включены 10 органов по сертификации и 32 испытательные лаборатории. Данные органы по сертификации могут проводить сертификацию и регистрировать декларации о соответствии по 9 техническим регламентам ТС из 16.

Из 32 испытательных лабораторий 23 испытательные лаборатории могут проводить испытания по 9 из 16 ТР.

Из 16 ТР, которые вступили в силу в 2016 году на территории КР по 6 ТР в республике нет органов по сертификации, которые могут провести сертификацию и регистрацию декларации о соответствии продукции в виду отсутствия испытательных лабораторий в республике.

На основании изложенного следует отметить, что работа проведенная ответственными министерствами и ведомствами в части реализации положений 16 ТР ТС является явно недостаточной.

А именно, в части представления информации для субъектов предпринимательства и потребителей о вступлении в силу технических регламентов и применения их основных положений.

Вместе с тем, принимая во внимание сложившуюся ситуацию, по вступлению в силу 16 ТР ТС министерством доработан План мероприятий в части установления, конкретных исполнителей положений принятых технических регламентов ТС в части производства, эксплуатации, утилизации который утвержден постановлением Правительства КР от 29 марта 2017 года.

С 12 августа 2017 года вступают в силу еще 18 ТР ТС. В числе вступающих в силу ТР ТС - технические регламенты на пищевую продукцию и на продукцию легкой промышленности.

Из 18 технических регламентов ТС, которые вступают в силу с 12 августа 2017 года на территории КР на 5 технических регламентов нет органов по сертификации в республике, которые могут провести сертификацию и регистрацию декларации продукции в виду отсутствия испытательных лабораторий в республике.

Из 32 испытательных лабораторий 28 испытательные лаборатории могут проводить испытания по 13 из 18 ТР.

По некоторым из них не были определены потребности в испытательной базе и не были заложены в гранты Российской федерации и Республики Казахстан, а также из государственного бюджета.

Отсутствие нормативно - правовых актов, применение которых установлено положениями ТР ТС означает неисполнение требований технических регламентов ТС производителями и поставщиками продукции из КР. При этом, необходимо отметить, что из вступающих в силу 18 ТР ТС 9 регулируют безопасность пищевой продукции.

В завершение замминистра А. Сазбаков отметил, что вступление в силу ТР ТС в КР позволит сформировать единое правовое поле для обеспечения безопасности продукции, устранить технические барьеры, а также обеспечить защиту таможенной территории от небезопасной и фальсифицированной продукции из третьих стран.

Вместе с тем, следует отметить, что никакого коллапса не будет по нескольким причинам. Отечественные экспортеры, поставляющие свою продукцию на рынок ЕАЭС, работают в соответствие с требованиями ТР ЕАЭС. Поэтому, введение в действие 18 ТР, в первую очередь, отразится на производителей, выпускающих свою продукцию на отечественный рынок. У нас есть своеобразный тайм-аут. Сертификаты соответствия, выданные на продукцию до 12 августа 2017 года, будут действовать еще 2 года, т.е. до 12 августа 2019 года. В связи с чем, необходимо предпринять все меры по полноценному вступлению в силу технических регламентов ТС на территории республики.

Предложения по улучшению сайта
Онлайн обращение