19 апреля в Министерство экономики Кыргызской Республики и Японское агентство международного сотрудничества (JICA) обсудили вопрос о консолидации усилий по поддержке МСБ в КР, путем создания Института по поддержке и развитию малого и среднего бизнеса в КР.
Инфраструктура поддержки предпринимательства представляет собой комплекс организаций, обеспечивающих благоприятные условия создания, функционирования и развития частной предпринимательской деятельности.
Если просмотреть обзор поддержки и развития сектора предпринимательства в зарубежных странах, можно сделать вывод, что во всех развитых странах, Правительством, применяются различные, при этом комплексные инструменты содействия, способствующие развитию предпринимательства, в частности, особое внимание уделяется малому и среднему бизнесу.
К подобным организациям относятся:
- государственные и созданные по инициативе государства организации;
- неправительственные организации;
- коммерческие организации.
В зависимости от функциональной направленности структура институтов инфраструктуры поддержки предпринимательства определяется следующим образом:
- системная государственная поддержка и содействие на этапах становления, функционирования и развития бизнеса;
финансовая поддержка;
- информационно-аналитическая поддержка;
- поддержка в области образования и повышения квалификации кадров;
- материально-техническая поддержка.
В Кыргызской Республике, как и в других странах, МСБ играет весьма важную роль и является важным фактором экономического роста, вносящим весомый вклад в объемы производства, ВВП и занятость населения (удельный вес МСБ в общем объеме ВВП составляет около 40 %).
К современным механизмам по поддержке и развитию МСБ, применяемым Правительством КР, следует отнести:
- совершенствование законодательной базы (сокращение административных барьеров, фискальные меры поддержки, инвестиционные стимулирующие правила и др.);
- создание институтов, способствующих развитию МСБ (Государственное агентство по продвижению инвестиции и экспорта)
создание новых финансовых институтов и запуск финансовых проектов (Российско-Кыргызский фонд развития, ОАО Гарантийный фонд, Проект Финансирование сельского хозяйства);
- инфраструктурная поддержка (создание логистических центров и сети органов сертификации и специализированных лабораторий)
Сопоставление данной организационной и функциональной структур позволяет составить матрицу участия институтов инфраструктуры в процессе развития предпринимательства в КР.
Однако зарубежный опыт в организации развития МСБ показывает наличие в развитых странах, комплексной государственной политики и поддержки МСБ и необходимость консолидации поддержки МСБ по разным направлениям. Таким образом, основными направлениями поддержки МСБ, которые активно применяются за рубежом и до настоящего времени не нашли должного применения в КР.
В частности, это:
- системная и консолидированная поддержка МСБ. Требуется координация взаимодействия всех структурных элементов в организации поддержки и развития МСБ;
- оказание различных консультационных услуг малым компаниям, в том числе начинающим компаниям, обучение их навыкам предпринимательства и ведения бизнеса;
- предоставление консультаций по расширению действующего бизнеса и развитие перспективных бизнес проектов и технологий
поиск источников финансирования и обучение финансовой грамотности;
- обеспечение доступа МСБ к длинным и дешевым финансовым ресурсам;
- создание национальной системы информационного обслуживания МСБ с целью мониторинга и анализа эффективности мер государственного регулирования предпринимательства;
- бизнес-инкубаторы, промышленные зоны - материально-техническая поддержка предпринимательства на этапе его становления и развития.
Исходя из вышеизложенного, для эффективной организации работы Правительства КР, в рамках поддержки и развития МСБ и в целях систематизации, а также консолидации усилий, учитывая примерный опыт Японии стороны договорились изучить вопрос по созданию действенного и эффективного механизма поддержки МСБ в КР, который будет оказывать содействие качественному развитию и укреплению МСБ в КР.