Открывая данный семинар, заместитель министра экономики Эльдар Абакиров отметил, что Кыргызстан, не имеющий выхода к морю, граничащий с Казахстаном, Китаем, Таджикистаном, Узбекистаном, а также удаленность от развитых международных и внутренних рынков, является основным препятствием для развития торговли.
Также республика наравне с другими наименее развитыми странами сталкивается с проблемами дорогостоящей логистической инфраструктурой. По разным экспертным оценкам стоимость перевозки контейнера через границу в наименее развитых странах на 43% выше, чем в странах с наиболее развитой транспортной инфраструктурой.
Правительство определило увеличение инвестиций в строительство дорог, ремонт дорог и развития пунктов пересечения границы в качестве средства для снижения изоляции республики от мировых рынков, улучшения индустрии логистики и привлечения транзитных перевозок.
2016 году Кыргызская Республика ратифицировал Соглашение по упрощению процедур торговли, которые касаются транзита товаров, взимания платежей и сборов за процедуры, связанные с импортом и экспортом, и прозрачности правил в области торговли.
Участие в Соглашении ВТО по упрощению процедур торговли для республики имеет особое значение, поскольку оно позволит уменьшить барьеры на пути кыргызских товаров. В частности, ожидается получение дополнительных выгод благодаря тому, что Соглашение ужесточает требования к прозрачности и эффективности процедур для транзита товаров.
Несмотря на это остаются проблемы, связанные с задержкой и бюрократическими барьерами при перемещении товаров через границу, увеличивающие затраты на международную торговлю, по приблизительным оценкам, на 12%.
Время, необходимое государственным органам для выпуска грузов, является одним из показателей эффективности их деятельности и существенно влияет на торговые издержки. Чем быстрее предсказуемость процесса выпуска, тем больше у субъектов торговли возможностей по планированию, управлению и оптимизации цепочек поставок. Процесс выпуска предполагает координацию действий различных ведомств, отвечающих за здравоохранение, сельское хозяйство, экологию и т.п. и их решений о допуске грузов на территорию страны или наоборот запрета на их ввоз. Недостаток координации зачастую приводит к дублированию проверочных мероприятий и неоправданному увеличению времени выпуска.
Руководство Всемирной таможенной организации по исследованию времени выпуска является уникальным инструментом и методом измерения реальной эффективности и результативности работы таможенной службы, так, как это напрямую связано с упрощением процедур торговли на границе.
Таким образом, ИВВ измеряет соответствующие аспекты эффективности работы таможенной службы и иных регулирующих органов в ходе стандартного процесса импорта, экспорта и транзита товаров. Исследование нацелено на точное измерение перечисленных элементов внешнеторговых потоков с тем, чтобы принимались и реализовывались на практике хорошо обдуманные решения по повышению эффективности.
В этой связи, замминистра Э. Абакиров выразил участникам семинара плодотворной работы, отметив, что сегодня полученные знания позволят выявить проблемы при выпуске товаров, их причины, чтобы обеспечить оптимизацию и где приемлемо, сократить время, требуемое для процедур, связанных с торговлей.