Сегодня, 10 марта т.г. в ходе заседания Координационного совета по макроэкономической и инвестиционной политике, министр экономики Арзыбек Кожошев информировал о среднесрочном прогнозе социально-экономического развития страны на 2018-2020 годы.
Министерством подготовлены наиболее вероятные макроэкономические сценарии развития республики на 2018-2020 гг. и внесены на рассмотрение технической группы по финансовому программированию с участием ключевых партнеров по данному вопросу – это представители Минфина, Нацбанка, НСК, Соцфонда.
Данная группа завершила свою работу по синхронизации показателей секторов (реальный, внешний, финансовый, монетарный), построении ключевых звеньев в цепочку взаимосвязей. И обобщенные результаты, представляю на рассмотрение, - сообщил министр.
Так, главной целью экономической политики на среднесрочный период будет обеспечение макроэкономической стабильности и достижение положительных тенденций развития.
Прогноз социально-экономического развития на среднесрочный период (2018-2020 гг.) разработан на сценарной основе: вероятный (базовый), пессимистичный, оптимистичный, в основу которых заложены общие факторы, риски, которые возможны в предстоящий период и оказывающих влияние на макроэкономические показатели:
- Основными благоприятными факторами являются:
социально-политическая стабильность в стране;
полная адаптация кыргызской экономики в ЕАЭС;
восстановление/улучшения экономического роста в странах основных торговых партнерах, на этой основе рост деловой активности хозяйствующих субъектов и повышение привлекательности бизнес-среды;
активизация работы Российско-Кыргызского инвестиционного фонда, продолжение субсидирования кредитования отраслей сельского хозяйства;
создание благоприятных условий для развития предпринимательства, активное использование членства Кыргызской Республики в ВТО и преференциального статуса пользователя схемы ВСП+;
реализация Концепции региональной политики Кыргызской Республики на 2017-2020 годы;
рост чистого притока денежных переводов физических лиц, осуществлённых через системы переводов ежегодно в 2017 году на 8,8 %, в 2018-2020 годы в среднем – на 5,1 % и др.
Между тем есть риски, которые будут оказывать негативное влияние.
В первую очередь, неустойчивость развития мировой экономики, а также медленное восстановление экономик стран членов ЕАЭС и основных торговых партнерах.
Продолжение экономических санкций в отношении Российской Федерации, и неблагоприятная геополитическая ситуация в Украине, Сирии, Турции и в целом на Ближнем Востоке являются дополнительными рисками, которые приведут к снижению внешней торговли и поступления ПИИ.
Задержка открытия ветеринарного контроля, неполный учет движения товаров, и установление дополнительных барьеров на границе станет дополнительными рисками по снижению экспорта товаров т.д.
Кроме этого, при прогнозировании развития экономики были изучены прогнозы мировых финансовых институтов, как в целом по мировой экономике, так и по отдельным странам – основным торговым партнерам и по КР.
Были учтены специфические факторы, влияющие на развитие отдельных отраслей.
Основной сценарий - это наиболее вероятный:
Экономическое развитие будет проходить в условиях восстановления экономик стран - основных торговых партнеров, функционирования КР в ЕАЭС.
Складывающиеся мировые тенденции в 2017 году, предположение о восстановлении экономики стран членов ЕАЭС, а также сохранение мировой цены на нефть на уровне 50-60 долларов США за баррель в среднесрочной перспективе будут оказывать свое влияние на экономическое развитие страны.
Если рассмотреть в разрезе отраслей, то показатели сельского хозяйства будут зависеть от следующих факторов:
В первую очередь, от природно-климатических условий.
Расширение использования систем капельного орошения будет способствовать улучшению водообеспеченности сельского хозяйства.
Снятие ветеринарного контроля на кыргызско-казахстанском участке границы позволит увеличению поголовья скота и росту доходов фермеров.
Выданные льготные кредиты 2011-2016 гг. на сумму 18,3 млрд. сомов и продолжение программы льготного кредитования фермеров в рамках программы Финансирование сельского хозяйства 5 должны привести к существенному повышению сельскохозяйственного производства.
Исходя из вышеуказанных факторов темп роста в сельском хозяйстве прогнозируется в 2017 году на уровне – 2,5 % (за счет роста в растениеводстве – на 2,0 %, животноводства – на 2,0 %) в 2018-2020 году в среднем на уровне – 3,0 % (за счет роста в растениеводстве – на 2,6 %, животноводства – на 2,5 %).
Таким образом, на основании проведенных расчетов, а также с учетом перечисленных отдельных предпосылок и предположений в 2017 году экономический рост ожидается на уровне 103,0 %, а без учета предприятий по разработке месторождения Кумтор – 104,3 %. Номинальный объем ВВП в 2017 году ожидается в сумме 486,1 млрд. сомов.
Экономический рост, прогнозируемый в 2018-2020 годы на уровне 104,2% в среднем за год, будет поддерживаться со стороны всех секторов реальной экономики, формирующих ВВП страны: в сельском хозяйстве рост в среднем на 3,0 %, промышленности – на 3,6 % (промышленность без Кумтора – на 6,2 %), строительстве – на 9,5 %, сфере услуг – на 3,8 %.
Все выше перечисленные факторы в той или иной мере будут оказывать на развитие экономики и в зависимости от их степени влияния и прогнозировались сценарии.
В качестве основного предположения при подготовке пессимистичного сценария было принято влияние на нашу экономику трудностей в странах торговых партнерах, а также предположение, что принимаемые меры Правительства по стабилизации ситуации будут реализованы частично, ввиду недостаточного финансирования мероприятий.
Экономический рост, прогнозируемый в 2018-2020 годы на уровне 3,4 % в среднем за год, будет поддерживаться со стороны всех секторов реальной экономики, формирующих ВВП страны: в сельском хозяйстве рост в среднем на 2,1 %, промышленности – на 4,3 % (промышленность без Кумтора – на 4,3 %), строительстве – на 6,3 %, сфере услуг – на 3,0 %.
На основании расчетов, произведенных с помощью региональной модели и данных предоставленных полномочными представителями Правительства КР в регионах, подготовлен сводный прогноз ВВП, который согласно приложенным таблицам, в 2017 году в реальном выражении вырастет на 2,0 %.
В наиболее вероятном сценарии рост ВВП на 2017 год ожидается на уровне 3,0 %. Данное расхождение обусловлено разницей в ожиданиях прогноза по строительному сектору и по сфере услуг и показывает наличие рисков достижения показателей по данным секторам, подготовленными рабочей группой по финансовому программированию.
Кроме этого, для получения и составления консенсуса прогноза, министерством был спрогнозирован экономический рост с использованием авторегрессионной модели (основанный на квартальной, помесячной и секторальной базе), в которой значения временного ряда зависят от предыдущих значений этого же ряда. Необходимо отметить, что данные методы не учитывают фактически складывающуюся ситуацию в экономике, риски/факторы, которые могут повлиять на экономику страны.
Результаты прогнозных значений в среднем сложились приближенные к значениям оптимистического сценария.
Необходимо выработать согласованное решение по параметрам макроэкономических показателей и определить наиболее приемлемого одного сценария развития для формирования параметров среднесрочного бюджета страны.
Министерством экономики предлагается вероятный (базовый) сценарий, при котором в 2017 году экономический рост ожидается на уровне 3,0 % (прогноз МВФ на 2017 год составляет 3,5 %, ВБ – 3,0 %, ЕБРР-2,6 %), которые основаны на вышеуказанных предпосылках, а также:
- фактически сложившаяся ситуация в регионе,
- фактически сложившаяся ситуация в экономике страны,
- объемы других месторождений в расчет не включен ввиду их задержкой запуска в течение ряда лет, включая вопросов с конфликтами на местном уровне;
- полностью не решен вопрос обеспечения сырьем НПЗ Джунда, Токмакский НПЗ;
- сектор услуг проявляет признаки слабости из-за замедления темпов роста потребления, как результат замедления поступлений денежных переводов и стагнации реальной заработной платы,
- умеренный прогнозируемый рост на 2017г.: мировой экономики - на уровне 3,4 %, в России – на 1,1 %, Казахстане – на 2,5 %, Китае – на 6,5 %.
Инфляция (индекс потребительских цен, среднегодовой) на среднесрочный период прогнозируется в коридоре 5-7 %.
Предполагается, что проведение согласованной денежно-кредитной, бюджетно-налоговой, инвестиционной, антимонопольной и социальной политики позволит удержать инфляцию на уровне однозначных показателей.