Процесс интеграции идет в интересах страны, - глава Минэкономики КР

Новости
05 Март 2017
1956

Об этом сообщил сегодня министр экономики Кыргызской Республики Арзыбек Кожошев на пресс-конференции в ИА Кабар Кыргызстан в ЕАЭС: ожидания и достижения. По его словам, республика присоединилась к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) на выгодных в целом для страны условиях. Что сделано с начала вступления в ЕАЭС, ключевыми элементами финансовой поддержки со стороны РФ при вхождении КР в ЕАЭС были четыре важных фактора:

- списание 300-миллионного долга равными траншами в течение 10 лет; выделение 200 млн. $ для модернизации таможенной инфраструктуры;

- создание Российско-Кыргызского фонда развития с предполагаемым капиталом в 1 млрд.$;

- поддержка государственного бюджета КР - в период с 2009 по 2016 гг. всего было осуществлено прямых трансфертов в сумме 375 млн. долл.

На сегодняшний день, из 500 млн. долл., выделенных РФ в рамках работы РКФР, уже одобрено 670 проектов на сумму 202 млн. долл. (по состоянию на 24 февраля 2017 г.).

Много пишут о проблемах после вступления КР в ЕАЭС, однако наряду с трудностями, есть и положительные моменты. В частности,

- членство КР в ЕАЭС предоставило трудовым мигрантам из КР (а их более полумиллиона человек, причем это каждый пятый трудоспособный гражданин страны) благоприятные условия пребывания и деятельности в плане упрощенной процедуры трудоустройства, улучшения социальных условий жизни для трудовых мигрантов и их семей. Теперь они равноправные трудящиеся ЕАЭС. Трансферты трудовых мигрантов за 11 мес. 2016 г. возросли более чем на 18,5% (с 1,547 до 1, 834 млн. долл.).

- Оснащены 4 пункта пропуска Манас, Ош, Торугарт, Иркештам и частично оснащены 7 ветеринарно-контрольных пропускных пунктов Торугарт, Иркештам, Достук, Кызыл Бел, ж/д Кара-суу, аэропорты Манас и Ош. Дополнительно проводится работа по строительству и оснащению 8 пунктов пропуска за счет средств госбюджета.

- Снят фитосанитарный контроль на кыргызско-казахстанском участке государственной границы.

- 30 аккредитованных лабораторий КР и 9 органов по сертификации внесены в Единый реестр ЕАЭС, которые выдают документы, и они равно признаются на территории всего Союза.

- 18 кыргызских предприятий по переработке животноводческой продукции включены в Реестр, которые могут осуществлять производство и поставки на территорию государств-членов ЕАЭС (РФ и Казахстан), (это 12 предприятий молочной продукции, 3 по рыбе, 2 по меду, 1 по мясной продукции). Любое из более чем 320.000 фермерских или крестьянских хозяйств страны может продавать выращенную растениеводческую продукцию при наличии минимального комплекта документов. Реестр подразумевает включение лишь предприятий глубокой переработки сельскохозяйственного сырья – это важно для четкого понимания.

- Снято таможенное сопровождение кыргызских перевозчиков по территории Казахстана.

- Подписано Соглашение между КР и РК об оказании технической помощи со стороны РК в сумме 100 млн. долл. США, которые будут направлены на обустройство и техническое оснащение объектов таможенной инфраструктуры, модернизацию испытательных лабораторий и другие важные мероприятия.

- Подписан Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза. Этот документ во многом закрепляет постулаты общего рынка и во многом закрепит возможности для нормального индустриального развития стран ЕАЭС при соблюдении баланса в фискальном плане, поможет устранить многие проблемы при осуществлении таможенных операций на всем пространстве, снизит коррупциогенность, повысит общий объем таможенных сборов.

- Был разработан и принят Закон О железнодорожном транспорте и подготовлено и подписано Соглашение с Казахстаном по вопросу применения унифицированного тарифа при перевозке грузов железнодорожным транспортом через территорию РК в/из КР, что в несколько раз снижает стоимость транзита по территории РК.

-Были приняты меры по повышению достоверности статистического учета и улучшению налогового администрирования, в результате чего количество хозяйствующих субъектов, отчитавшихся в органы государственной статистики, увеличилось в 3,6 раза (с 503 до 1825).

Фискальная политика в условиях интеграции с ЕАЭС изначально была ориентирована на либерализацию. Ключевыми инициативами в этом направлении стали:

- повышение регистрационного порога по НДС от 4-х млн. сомов до 8 млн. сомов в год;

- отменен налог с продаж с экспортных поставок и поставок вне территории КР;

- отменен налог с продаж при реализации товаров, работ и услуг, облагаемых НДС и/или освобождённых от НДС, оплаченных в безналичной форме, за исключением деятельности банков и сотовой связи;

- до 1 сентября 2018 года сохранены действующие льготы для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, осуществляющих переработку сельхозпродукции; (освобождение от НДС и налога на прибыль). Это особенно важно на этапе адаптации субъектов бизнеса к новым условиям интеграции в ЕАЭС.

- Для защиты внутренних производителей в налоговое законодательство введены нормы, связанные с применением минимального уровня контрольных цен на товары и установлена административная ответственность за их нарушение.

Следует также особо подчеркнуть, что в ходе переговорных процессов по вступлению в ЕАЭС удалось добиться установления переходных периодов для КР в сфере технического регулирования. По состоянию на 1 января 2017 года в рамках Протокола об условиях и переходных положениях в КР полностью вступили в силу 16 технических регламентов ТС (ЕАЭС), а 20 технических регламентов ЕАЭС действуют на территории наряду с соответствующими нашими техническими регламентами.

Кроме того, Казахстан расширил перечень кыргызских товаров, разрешенных к транзиту по территории Казахстана для поставок в Россию, на 86 дополнительных товарных групп. Из них 40 групп товаров могут поставляться всеми видами транспорта, тогда как для 46 групп товаров разрешена транспортировка железнодорожным транспортом.

Также министр А. Кожошев сообщил, что с участием стран - ЕАЭС, включая Кыргызскую Республику, уже разработана и одобрена Программа формирования Единого электроэнергетического рынка ЕАЭС, включая направления развития единых рынок по нефти и газу.

Началась также работа по формированию Единой промышленной политики, в рамках которой участвует КР. Решен вопрос о поставках сырой нефти из РФ для последующей ее переработке на НПЗ нашей страны для обеспечения нужд внутреннего рынка. Учитывая, что импорт светлых нефтепродуктов является одной из основных причин торгового дисбаланса, то этот шаг весьма благотворно повлияет на его снижение, а также создание добавленной стоимости в национальной экономике.

В целом, если смотреть на итоги, то в 2016 году рост ВВП в КР составил 3,8%. В Казахстане он равняется 0,8, в Армении - 0,5%. В России и Белоруссии отмечено сокращение на 0,2 и 2,6% соответственно. В Кыргызстане показатели оказались лучше потому, что республика в меньшей степени подвержена влиянию внешних факторов, таких, как цена на нефть или санкции.

Министр, отвечая на вопросы журналистов также отметил, что с момента вступления в ЕАЭС фактическая динамика показателей внешней торговли сопровождается позитивными, но умеренными изменениями.

По итогам 2016 г. внешнеторговый оборот со странами ЕАЭС сложился в объеме 1 962,6 млн. долл. США и сократился на 18,6%. Необходимо подчеркнуть, что сокращение произошло не за счет экспорта (рост 4,3%), а за счет импорта (снижение 23,1%). В общем объеме экспорта основная доля приходится на Россию (53%) и Казахстан (44%). Товарооборот с третьими странами составил 3,5 млрд. долл. США и увеличился на 11,9%, в т.ч. экспорт – на 1,13 млрд. долл. США (рост на 5,3%), импорт – 2,37 млрд. долл. США (рост на 15,3%).

Налицо рост экспорта КР в ЕАЭС на фоне снижения объемов импорта, что говорит о положительной тенденции, поскольку хорошо влияет на торговое сальдо. Мы видим, что эта разница идет в пользу нашей экономики. Здесь однозначно необходимо продвигаться в направлении выравнивания торгового баланса, но пока мы остаемся нетто-импортерами достаточно большого перечня продукции из стран ЕАЭС, взамен же пока продаем достаточно ограниченный перечень наших товаров.

Что касается вопроса ветеринарного контроля на кыргызско-казахстанском участке государственной границы, министр отметил, что этот вопрос несколько раз был вынесен на уровень Совета ЕЭК, по итогам, которых уполномоченными органами Армении, Беларусь, Казахстан и России совместно с ЕЭК были проведены две проверки по оценке системы ветеринарно-санитарного контроля (надзора) КР. В результате последней инспекции все страны ЕАЭС, кроме Казахстана, согласились снять ветеринарный контроль на кыргызско-казахстанской границе. Для решения этой проблемы необходимо продолжить реализацию мероприятий для достижения соответствия данной системы требованиям ЕАЭС, такие как зонирование и эпизоотический мониторинг, внедрение системы электронного слежения, идентификация животных.

Kроме того, на сегодня на 7 модернизируемых санитарно-карантинных пунктах республики (автодорожные пункты пропуска Достук, Кызыл-Бель, Торугарт, Иркештам, железнодорожный пункт пропуска Кара-Суу, аэропорты Манас и Ош) идёт задержка поставки 49% закупаемого оборудования планируемых к поставке в рамках второго этапа оснащения этих санитарно-карантинных пунктов. На сегодня уже внесены изменения в Соглашение о предоставлении технической помощи со стороны РФ, который предполагает ускорение предоставления необходимого оборудования.

Сейчас идет также задержка поставки лабораторного оборудования в Департаменте профилактики заболеваний и Госсанэпиднадзоре. Это требует времени от 3-х месяцев до 2-х лет и мы не везде успеваем подготовить лаборатории к завершению переходного периода вступления в силу техрегламентов Таможенного Союза. Очевидна нехватка средств для подготовки здания испытательной лаборатории.

У нас также есть вопросы по улучшению качества статистики по взаимной и внешней торговле. В этом направлении планируется разработать Методику по экспортно-импортным операциям с применением лучших международных разработок.

По решению задач для ускорения адаптации кыргызской экономики к новым условиям интеграции в ЕАЭС, министр сообщил, что одним из важных приоритетов для нас будет также развитие экспорта. В этом направлении были разработаны ряд механизмов и ведутся необходимые мероприятия. В том числе, недавно был утвержден проект Финансирование сельского хозяйства - 5. В рамках данного проекта, кредиты на животноводство и растениеводство будут выдаваться под 10% на 36 месяцев, и на переработку и обработку сельскохозяйственной продукции (экспорт ориентированные) под 6 % на 36 месяцев.

Для содействия кредитованию МСБ создан ОАО Гарантийный фонд и является одним из базовых организаций их поддержки. Данный проект получил поддержку от Азиатского банка развития, а также от РКФР, что вселяет надежду на большие перспективы использования такого инструмента в масштабах страны и в регионах.

Для улучшения доступа предприятий к финансовым ресурсам внедряется новая система финансирования под залог складских расписок. То есть, для сельхозпроизводителей залогом для получения банковского кредита могут служить складские расписки.

В целях диверсификации рынков экспорта и адаптации к условиям ЕАЭС, в том числе выхода на рынки Европы, Ирана и Арабских стран, мы намерены оказать содействие МСБ по внедрению стандартов ISO 9001 и ХАССП (НАССР), которые также являются обязательными для применения на общем рынке стран ЕАЭС.

Одной из важнейших задач в 2017 году будет снятие ветеринарного контроля на кыргызско-казахской границе и признание ветеринарной системы эквивалентной. Для этого мы намерены продолжить идентификацию животных по всей республике, ускорить работу по модернизации существующей инфраструктуры, строительству новых ветеринарных лабораторий и обучению ветеринаров.

В рамках ЕАЭС планируются также переговоры по соглашениям о свободной торговле с рядом государств, и здесь бизнес - сообщество будет вовлечено в переговорные процессы по отстаиванию экономических интересов страны. Ряд стран, желающих заключить соглашения о Зоне свободной торговли с ЕАЭС, являются прямыми конкурентами КР по ряду товарных номенклатур экспорта, поэтому здесь необходимо тщательно отстаивать национальные интересы.

Завершается работа по разработке и принятию новой редакции налогового кодекса КР с учётом интеграции страны в ЕАЭС и создания, по сути, наилучших условий хозяйствования для бизнеса на всем пространстве ЕАЭС.

Таким образом, можно констатировать факт, что процесс интеграции идет в интересах страны, пусть и с определенными издержками, но идет. Совокупные выигрыши по четырем степеням свободы (рынка труда, товаров, капиталов и услуг) кумулятивно и последовательно дают и будут давать результат в течение ближайших 3-5 лет. Эти сроки носят объективный характер, исходя из опыта европейской интеграции, а также необходимости определенного временного лага для структурной перестройки экономики.

И в завершение министр обозначил один ключевой фактор, влияющие на экспорт отечественной продукции. Как было выше указано, единые технические регламенты (ТР) ЕАЭС вступят в силу 12 августа 2017. При этом национальные ТР утрачивают силу. В частности, согласно техническому регламенту О безопасности пищевой продукции предприятиям, экспортирующим пищевую продукцию в страны ЕАЭС необходимо внедрить процедуры, основанные на принципах ХАССП.

В связи с этим, глава Минэкономики призывает бизнесменов страны начать процесс внедрения этих процедур заранее. Министерство, совместно с другими ведомствами готово оказать информационную и другую поддержку.

Следует отметить и о развитии торговли КР со странами ЕАЭС:

По миру

В 2016г. республика осуществляла торговлю со 138 странами мира (2015г.-141). Товары вывозились в 86 (2015г.–89) стран, а ввоз их осуществлялся из 129 (2015г.-136) стран.

Внешнеторговый оборот КР, по предварительным данным составил 5463,7 млн. долларов и по сравнению с 2015г. сократился на 1,4%. В структуре товарооборота на долю экспорта пришлось 28,3% (2015г.-29,2%), импорта – 71,7% (70,8%).

Экспортные поставки увеличились на 5,1%, составив 1544,6 млн. долларов США, что обусловлено увеличением объемов поставок как в страны ЕАЭС (на 4,3%), так и в Третьи страны (на 5,3%).

Без учета золота экспорт товаров увеличился на 4,8% и составил 843,1 млн. долларов.

По ЕАЭС:

Товарооборот КР со странами-членами ЕАЭС снизился на 18,6% и составил 1 962,6 млн. долл. США, в т.ч. экспорт составил 418,0 млн. долл. США и вырос на 4,3%, импорт – 1544,6 млн. долл. США, и сократился на 23,2%.

Рисунок 1. Динамика внешней торговли КР со странами ЕАЭС за период с 2008 – 2016 годы, млн.долл.



Рисунок 2. Основные товарные позиции экспорта КР в страны ЕАЭС



Рисунок 3. Импорт КР из стран ЕАЭС

Онлайн обращение