ГЧП - новый инструмент для республики по привлечению инвестиций частного сектора

Новости
20 Февраль 2017
1840

Об этом сообщил заместитель министра экономики КР Эльдар Абакиров сегодня на пресс-конференции в Правительстве по вопросам государственно-частного партнерства (ГЧП) в Кыргызской Республике.

Как он отметил, механизмом реализации проектов ГЧП может быть обхвачен широкий спектр экономики, начиная от крупных инфраструктурных проектов (включая строительство современных аэропортов, железных дорог), до мелких проектов, аналогичные расширению и ремонту школ, больниц, решение жилищно-коммунальных вопросов.

Министерство экономики придает важное значение вопросу развития ГЧП в КР. Частные инвестиции в объекты инфраструктуры, привлекаемые на основе ГЧП могут стать эффективным инструментом в разрешении существующей проблемы в сфере инфраструктуры.

Положительный эффект использования механизмов ГЧП подтвержден на мировой практике, как один из реальных и эффективных инструментов обеспечения адекватной финансовой базы для создания, модернизации, содержания и эксплуатации объектов инфраструктуры в условиях дефицита или ограниченности государственных ресурсов. В частности, за последние два десятилетия только в Европе, где ГЧП считается, наиболее развитым были подписаны более полутора тысяч проектов ГЧП с капиталом более 280 млрд. Евро.

По словам замминистра, на сегодняшний день, в стране созданы практически все условия для успешной реализации проектов. Имеется нормативно-правовая база, соответствующая всем требованиям международной практики. Вместе с тем, в будущем, в законодательную базу ГЧП будут вноситься изменения в соответствии с требованиями современной экономики.

В целях эффективного внедрения ГЧП была сформирована институциональная база, включая уполномоченный орган ГЧП в лице Министерства экономики КР, государственный орган по управлению рисками в лице Министерства финансов КР, а также орган, ответственный за оказание поддержки и содействия в подготовке и реализации проектов, от начало зарождения идеи о проекте до завершения ее практической реализации в лице Государственного агентства по продвижению инвестиций и экспорта при МЭ КР.

Ограниченные ресурсы и опыт государственных органов по подготовке проектов ГЧП не позволяет им профинансировать подготовку проектов ГЧП. В этой связи, в 2014 году по инициативе Минэкономики КР и при поддержке АБР был создан Фонд финансирования подготовки проектов ГЧП с уставным фондом 4,0 млн долл. США. В 2016 году из данного фонда на финансирование ТЭО проектов выделено 27,6 млн. сомов. А на 2017 год планируется использовать средства в порядке 145,0 млн. сомов.

Несмотря на то, что в КР имеется достаточно благоприятная среда для осуществления проектов ГЧП, фактически наблюдается слабая заинтересованность со стороны государственных органов участвовать в проектах ГЧП, причиной которому служит отсутствие опыта.

Для обеспечения комплексного подхода для эффективного внедрения ГЧП в КР Постановлением ПКР от 2016 года была утверждена Программа развития ГЧП на 2016-2021 годы. Основными задачами данной программы являются расширение реестра проектов ГЧП, подготовка сертифицированных экспертов в сфере ГЧП, проведение различных информационно-разъяснительных компаний о вопросах ГЧП.

Следует отметить, что ГЧП это наиболее перспективный механизм привлечения внебюджетных средств для реализации инфраструктурных проектов в регионах. Учитывая, что в настоящее время развитие регионов является одним из приоритетных направлений деятельности правительства, вопрос активного применения ГЧП в регионах является весьма актуальным.

10 февраля в Министерстве был проведен семинар по ГЧП для представителей региональных органов власти с участием Премьер-министра страны, министров, губернаторов, мэров городов северных областей республики. В блажащее время, также планируется проведение аналогичного семинара для южных областей республики.

В целях эффективного использования мирового опыта успешных проектов ГЧП и привлечения поддержки для максимального использования потенциала КР в сфере ГЧП, по словам Э. Абакирова, проводится постоянное сотрудничество с Международными финансовыми институтами, у которых есть ресурсы и готовность оказывать поддержку в реализации проектов. При этом, прерогативой государственных органов для сотрудничества должно быть желание и действие в продвижении их инициатив.

Необходимо переходить от пассивного и потребительского формата сотрудничества к проактивному и инвестиционному сотрудничеству с инвесторами. Это требование условий возрастающей конкуренции за иностранный капитал на международной арене. Это является обязанностью всех государственных органов, - в завершение отметил замминистра.

Онлайн обращение