Министр А. Кожошев: Ожидаемый уровень экономического роста в 2016 году достигнут, поставленные обязательства очень существенны

Новости
06 Февраль 2017
2014

Об этом сообщил министр экономики КР Арзыбек Кожошев в ходе заседании Коллегии по итогам 2016 года, которое состоялось сегодня в здании Центра стандартизации и метрологии при МЭ КР с участием Вице-премьер-министра страны Олега Панкратова, а также членов Коллегии, начальников управлений и руководителей подведомственных органов Министерства.

По словам министра, ожидаемый уровень экономического роста за 2016 год достигнут, и фактически сложился больше на 1,1 процентных пункта. На фоне снижение экономик России (-0,6% ), Беларусь (-2,6%), Казахстане 0,8%, Армении 0,4%, рост экономики Кыргызстана является самым высоким.

Индекс потребительских цен, характеризующий уровень инфляции, к декабрю 2015 года составил 99,5 %, (2015 году аналогичный показатель - 103,4 %).

Среднегодовое значение инфляции (январь-декабрь 2016 года к январю-декабрю 2015 года) составило 100,4 %. Для улучшения показателей экономического развития вклад малого и среднего предпринимательства очень ценен. Доля малого и среднего предпринимательства в ВВП составляет 40,5 %. Количество субъектов осуществляющую предпринимательскую деятельность в настоящее время составляет 662,3 тыс. чел. (рост на 3,9 %).

Поэтому, вопросы повышения привлекательности бизнес среды стали стратегическим направлением в работе Правительства.

Внешнеторговый оборот республики за январь-ноябрь 2016 года составил 4989,0 млн. долл. и по сравнению с январем-ноябрем 2015 года сократился на 0,5 %. В том числе экспорт товаров сократился по сравнению с январем-ноябрем 2015 года на 1,5 % и составил 1268,6 млн долл. При этом импортные поступления составили 3620,4 млн. долл. и вышел на прошлогодний показатель.

В целях улучшения условий выхода на рынок ЕАЭС 30 аккредитованных лабораторий и 9 органов по сертификации внесены в Единый реестр ЕАЭС, однако этого все еще не достаточно.

По итогам 2016 года объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 133,4 млрд сомов и увеличился на 3,8 % .

В итоге общий объем валовой продукции строительства составил 128,6 млрд сомов, где увеличился на 7,4 %.

Валовой выпуск сферы услуг сложился в объеме 387,7 млрд сомов и реальный темп роста составил 102,9 %. Вклад в рост сферы услуг обеспечен со стороны торговли, где прирост составил 7,6 %, деятельности гостиниц и ресторанов – 9,5 %, транспортной деятельности – 0,4 %.

В 2017 году ожидается, что экономический рост будет в пределах 2,9 %. Данный показатель не очень высокий, но поставленные обязательства очень существенны. Все наши задачи по обеспечению выполнения целевых показателей заложены в Плане Правительства на 2017 год, - сообщил министр.

Как отметил вице-премьер-министр О. Панкратов, несмотря на негативные внешние факторы, отрицательную динамику первого полугодия 2016 года, мы стали свидетелями положительной тенденции роста ВВП, который составил 3,8% и оказался выше прогнозируемых. Это достаточно неплохая цифра по сравнению с предыдущим годом, и с показателями основных торговых партнеров по ЕАЭС. В 2016 году у нас очень низкая инфляция. Мы разбавили показатели внешней торговли в рамках ЕАЭС и в целом по итогам 11 месяцев показатели были в 100-процентном увеличении.

По его словам, вклад в достижение данных показателей был внесен всеми государственными органами и особенно министерством экономики, как одним из органов, который задает политику в экономике.

Однако вице-премьер призвал сотрудников Минэкономики не расслабляться, потому что текущий год обещает быть непростым. Нам всем предстоит показать хорошую работу. Этот год будет не менее сложным и здесь нужна ваша дисциплина, креативные идеи и стремление, которые помогут Кыргызстану конкурировать в глобальных процессах, - сказал вице-премьер.

Также были заслушаны отчеты о состоянии исполнительской и трудовой дисциплины в структурных подразделениях Министерства, отчеты о деятельности подразделений по итогам 2016 года и утверждения Плана работ на 2017 год. В частности, Центра стандартизации и метрологии (ЦСМ), Кыргызского центра аккредитации (КЦА), Департамента по делам банкротства (ДпБ), ОАО Государственная ипотечная компания (ГИК).

Директору ЦСМ Бердимамату Аданбаеву было поручено доработать План по соответствующей работе на т.г. в рамках реализации задач в области стандартизации, метрологии, оценки соответствия, информационного обеспечения, международного сотрудничества.

За отчетный период приоритетными задачами перед ЦСМ стояли такие вопросы как:

- улучшение состояния эталонной базы, калибровочных и испытательных лабораторий ЦСМ;

- обеспечение всеми необходимыми документами по стандартизации, методиками испытаний и измерений, соответствующими всем требованиям Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

В области стандартизации: в установленном порядке проведена экспертиза 1090 проектов межгосударственных стандартов, в том числе 490 стандартов, входящих в Программу разработки межгосударственных стандартов к принятым техническим регламентам Евразийского экономического союза (ТР ЕАЭС).

Принято для применения, в том числе для выполнения требований ТР ЕАЭС: 856 межгосударственных стандартов (ГОСТ), гармонизированных с ИСО - 140, МЭК- 84, ЕN- 66, 76 стандартов Российской Федерации (ГОСТ Р), гармонизированных с ИСО-7, МЭК -15, ЕN-4, 7 стандартов Республики Беларусь, гармонизированных с МЭК и 45 национальных стандартов КР, в т.ч. 8 гармонизированных с ИСО - 2, МЭК-6.

В рамках ЕАЭС специалисты ЦСМ принимали участие в видеоконференциях, рабочих группах, совещаниях по обсуждению проектов ТР ТС, изменений к ним и проектам Перечней стандартов к ТР ТС, рассмотрено 67 проектов ТР ТС и изменений к ним, проектов Перечней стандартов к ТР ТС и изменений к ним и другие документы.

В целях поставки отечественной продукции на рынки стран ЕАЭС направлены предложения в ЕЭК по включению 27 национальных стандартов КР (КМС) в перечни стандартов к 4-м ТР ТС, в т.ч. в Перечень стандартов к TP ТС "О безопасности молока и молочной продукции", О безопасности мяса и мясной продукции, О безопасности материалов, контактирующих с пищевой продукцией, "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств".

В целях устранения технических барьеров на региональном уровне, повышения объема региональной торговли и конкурентоспособности экономик стран Центральной Азии, в рамках программы GIZ Содействие региональной торговле в Центральной Азии, принимаются участие в Региональной рабочей группе, и прорабатывается вопрос по созданию Региональной информационной системы интернет-магазин.

Проведена работа по организации и проведению национального и регионального семинаров по стандартизации в рамках программы GIZ, с привлечением экспертов Немецкого института стандартов (DIN).

Сформирована Программа разработки национальных стандартов на 2017 год. Проведена работа по разработке 6 стандартов и 7 административных регламентов на государственные услуги.

В целях устранения технических барьеров в торговле по поставкам отечественной сушеной продукции на европейские рынки, проведена работа по внесению изменения в стандарт ЕЭК ООН на сухофрукты. Предложения КР были приняты.

С участием представителей ответственных госструктур (МЗ КР, МСХППиМ КР) подготовлена в Комиссию Кодекс Алиментариус обоснованная страновая Заявка КР и разработана эффективная Национальная Программа по работе в рамках Кодекса.

В области метрологии ЦСМ имеет 6 эталонных лабораторий, которые являются лабораториями первого уровня и имеют эталоны наивысшей точности в республике. Это эталонные лаборатории массы, температуры, длины, давления, лаборатория физико-химических величин и лаборатория времени и частоты, электрических и радиотехнических величин. В данных лабораториях имеются 20 эталонов по 12 видам измерений и 96 эталонных средств измерений.

Эталонные лаборатории осуществляют калибровку эталонов и средств измерений для лабораторий второго уровня и хозяйствующим субъектам.

Также, в расположении ЦСМ имеются 35 поверочных лабораторий по всей территории КР, которые обеспечивают передачу единиц величин испытательным лабораториям ЦСМ, испытательным и метрологическим лабораториям хозяйствующих субъектов.

В целях международного признания результатов измерений, проводимых в стране, по четырем эталонным лабораториям (массы, температуры, малого объема и давления) в феврале 2016 года подана заявка на аккредитацию в международно-признанный орган по аккредитации Германии DAkkS. Аккредитация в международно-признанном органе по аккредитации осуществляется при поддержке регионального проекта Физико-технического института Германии (РТВ).

В сфере государственного регулирования: проведена метрологическая экспертиза 48 проектов национальных стандартов КР. Утверждено 223 типа средств измерений.

Проведена работа по обеспечению подразделений ЦСМ и его территориальных органов поверочными клеймами образца на 2017 год.

В рамках международного и регионального сотрудничества КООМЕТ и работы с PTВ в феврале 2016 г. на базе ЦСМ проведен обмен опытом между специалистами ЦСМ и Узстандарта и т.д.

Для подтверждения технической компетентности специалистов лабораторий проведены 6 сличений по следующим видам измерений: давление, температура и масса.

Работы по соответствию ILAC

По результатам проведенного внешнего аудита ИЛАК в Кыргызском центре аккредитации при МЭ КР в 2014 году, были выявлены некоторые несоответствия по измерениям длины, силы и интервала времени и в ноябре 2015 года принято решение о временном приостановлении признания членства КЦА в ИЛАК в области испытательных лабораторий.

В связи с полноправным членством КР в ЕАЭС для отечественных товаропроизводителей усиливается конкуренция на внутреннем рынке и ужесточаются требования к поставке продукции в страны ЕАЭС. Для обеспечения конкурентоспособности отечественных производителей на рынках стран ЕАЭС и других стран необходимо: выполнение новых требований ТР и межгосударственных стандартов; внедрение на предприятиях страны: СМК по международному стандарту ИСО 9001, системы менеджмента безопасности пищевой продукции ИСО 22000 (НАССР) и др. систем менеджмента; обеспечение точными измерениями и прослеживаемости при производстве и испытаниях продукции.

Коллегия Минэкономики также поручила директору КЦА Жаныбеку Чапаеву в течение недели доработать План работы на 2017 год.

КЦА является национальным органом по аккредитации, осуществляющим функции по реализации государственной политики в области аккредитации органов по оценке соответствия, направленной на подтверждение компетентности органов по оценке соответствия, обеспечения доверия к ним и создания условий для признания результатов их деятельности.

За отчетный период КЦА проведены работы по аккредитации органов по оценке соответствия (далее ООС) в соответствии с требованиями международных стандартов. По состоянию на 01.01.2017г. в реестр аккредитованных органов по оценке соответствия внесено 135 ООС.

В Единый реестр Таможенного союза по состоянию на 01.01.2017г. внесено: 30 аккредитованных испытательных лабораторий и 9 аккредитованных органов по сертификации.

В 2015 году КЦА определен уполномоченным органом на выдачу бланков строгой отчётности на основании постановлений Правительства Кыргызской Республики: от 16 июня 2015 года № 368, от 2 декабря 2015 года № 815, от 3 июля 2015 года № 443.

По состоянию на 01.01.2017г. выдано бланков:

1050 бланков сертификатов и 240 бланков приложений к ним 7-ми аккредитованным органам по сертификации, внесённым в Единый реестр Таможенного союза.

127884 бланков талонов технического осмотра 20-ти аккредитованным органам контроля.

27800 бланков сертификатов соответствия требованиям Технических регламентов КР, 3910 бланков приложений к сертификатам соответствия, 80700 бланков копий сертификатов соответствия и 17600 бланков копий приложений к сертификатам соответствия 11-и аккредитованным органам по сертификации.

В КЦА созданы и активно функционируют:

Совет по аккредитации; 3 Технических комитета по аккредитации и 7 подкомитетов при техническом комитете по аккредитации лабораторий; Комиссии по принятию решений и по рассмотрению жалоб и апелляций.

По состоянию на 01.01.2017г. в реестр ведущих оценщиков, оценщиков и технических экспертов КЦА внесены 230 специалистов, из которых 13 ведущие оценщики, из них 9 - работники КЦА, 60 оценщики и 157 технических экспертов.

23.10.2013 года Кыргызстан в лице КЦА присоединился к многостороннему Соглашению о взаимном признании Международного сотрудничества по аккредитации лабораторий (ILAC) и получил статус полноправного члена ILAC в части аккредитации испытательных лабораторий по международному стандарту ИСО/МЭК 17025 Кыргызстан стал 2-м государством из стран СНГ, получившим признание.

Вместе с тем 04.11.2015г. решением Совета по Соглашениям ILAC приостановлен статус подписанта KЦA в ILAC MRA по аккредитации испытательных лабораторий по причине установленного несоответствия по прослеживаемости измерений в области длины, силы и времени.

ЦСМ при МЭ КР проводятся работы по обеспечению прослеживаемости и внедрению в республике системы калибровки оборудования, но эти действия недостаточны для обеспечения соответствия международным требованиям.

С учётом важности вопроса по обеспечению прослеживаемости измерений в КР и приостановки статуса полноправного члена КЦА в ILAC, неоднократно состоялись рабочие встречи с представителями РТВ, ЦСМ при МЭ КР, управления технического регулирования и метрологии МЭ КР.

При участии директора КЦА в ежегодной Генеральной Ассамблее международных организаций по аккредитации ILAC/IAF (ноябрь 2016г) им были представлены документы по продвижению КР в части обеспечения прослеживаемости измерений в области длины, времени и силы, обсуждались вопросы проведения переоценки на месте в 2017 году для рассмотрения рекомендации о снятии приостановки и расширения области признания также в области аккредитации калибровочных лабораторий.

По итогам рассмотренных документов Комиссией по Соглашением ILAC принято решение провести полную переоценку КЦА в текущем году с совмещением оценки по проведению работ в области аккредитации калибровочных лабораторий.

20.01.2017г. КЦА подал Заявку на расширение области признания своей деятельности с отправкой части подтверждающих документов.

Однако, в деятельности Кыргызского центра аккредитации есть проблемы с освоением большого объёма новых направлений работ по аккредитации; передачей дополнительных функций; развитием сотрудничества с зарубежными органами по аккредитации; необходимостью разделения функций согласно законодательству КР.

Как отметил министр А. Кожошев, в 2016 году, используя статус ВСП+, в Европу экспортировано кыргызской продукции на 68 млн. долл. В этом году мы намерены в разы увеличить показатели поставляемой продукции в ЕС. В этом направлении мы уже начали серьезную работу, - сообщил министр.

Более того, глава Минэкономики сообщил, что в Кыргызстан приехали специалисты комиссии из Евросоюза по ВСП+. Они сейчас готовятся посетить регионы страны, встретятся с предпринимателями и фермерами для разъяснения, какая продукция может поставляться на рынки Европы.

Как известно, 27 января 2016 года Кыргызстан стал шестнадцатой страной, которой ЕС предоставил специальный поощрительный режим для устойчивого развития и эффективного управления ВСП+. Этот статус позволяет экспортерам поставлять до 6 тыс наименований товаров на рынки Европы по нулевым тарифным ставкам. Статус ВСП+ предоставлен на 7 лет.

Также члены Коллегии, заслушав отчеты директора ДпБ Бахтияра Карамшакова и директора ОАО ГИК Бактыбека Шамкеева, с учетом замечаний и предложений, приняли к сведению, признав работу - удовлетворительной.

В частности, Департамент осуществляет организацию системы подготовки специалистов по банкротству, контроль за соблюдением администраторами законодательства КР о банкротстве, мониторинг хозяйствующих субъектов-банкротов по республике, разработку законодательных и методических документов по применению процедур процесса банкротства.

В 2016 году Департамент рассматривал материалы, направленные для возбуждения процедур процесса банкротства хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности. Большинство материалов поступающих для возбуждения процесса банкротства, направлялись в отношении отсутствующих должников.

С начала 2016 года рассмотрены заявления, ходатайства о назначении и освобождении администраторов и подготовлено 224 приказа по назначению, освобождению и отстранению администраторов на несостоятельные субъекты.

Вместе с тем, по результатам рассмотрения обращений граждан и юридических лиц, а также отчетной информации, предоставляемой администраторам, Департаментом за допущенные лицензиатами нарушения законодательства и недостатки в работе в 2016 г. было вынесено – 25 предупреждений.

В адрес Департамента поступают депутатские запросы, запросы органов прокуратуры, ГКНБ, и иных государственных органов, жалоб, заявлений, запросов граждан и юридических лиц.

За период с января по декабрь 2016 г. документооборот Департамента составил 3528 единиц, в т.ч. входящие документы – 2492 (из них заявления граждан - 46), исходящие документы – 1036. Всего контрольных поручений 313.

Свою деятельность ОАО ГИК начала в декабре 2015 года и 25 марта 2016 года начата выдача ипотечных кредитов.

На сегодняшний день основным источником финансирования является капитал ОАО ГИК, составляющий 310 млн. сомов. На цели финансирования ипотечного кредитования будут направлены средства бюджетной ссуды в размере 2,5 млрд сомов, сроком на 10 лет.

Как один из существенных источников финансирования ОАО ГИК рассматривает долгосрочные заемные средства от международных фондов, а также аккумулирование свободных денежных средств институциональных инвесторов на финансовом рынке путем эмиссии ипотечных облигаций.

В целях реализации Программы Распоряжением Правительства КР от 14 января 2016 года образована Межведомственная комиссия по координации вопросов государственной жилищной программы (далее – МВК). В соответствии с решениями МВК определена приоритетная категория граждан в лице сотрудников бюджетной сферы. Всего к 30 декабря 2016 года в Сводных списках числятся 6 929 участников Программы по всей республике.

Для реализации Программы Доступное жилье 2015-2020 ОАО ГИК разработаны и успешно внедрены следующие механизмы ипотечного финансирования: Выдача ипотечных кредитов на приобретение готового жилья и механизм индивидуального строительства жилья.

Кроме этого, в процессе реализации находится строительство многоквартирных жилых домов эконом-класса и внедрение механизма арендного жилья с последующим выкупом. Особое внимание уделяется разработке и реализации ссудно-сберегательной модели ипотечного жилищного кредитования, в основе которой лежит механизм, при котором кредитные ресурсы не заимствуются на открытом рынке капиталов, а целенаправленно формируются за счёт привлечения целевых долгосрочных сбережений будущих заемщиков по принципу кассы взаимопомощи.

По условиям ОАО ГИК ипотечный кредит можно получить в 11 банках-партнерах ОАО ГИК. По состоянию на 30 декабря 2016 года выдано 703 ипотечных кредитов на сумму более 822 млн. сомов.

Для строительства жилья эконом-класса ОАО ГИК проводит мероприятия по подготовке к возведению многоквартирных домов в регионах КР и в городах Бишкек, Ош путем объявления тендера по отбору строительных компаний.

В Минэкономики за отчетный период документооборот составил 78393 единиц, сравнительно с аналогичным периодом прошлого года вырос на 17,3% или это составляет 11580 единиц.

Как отметила статс-секретарь Айдай Курманова, анализ документооборота по видам поступивших документов показывает следующее: с Аппарата Президента поступило 484 документа, в т.ч. законы КР, указы, распоряжения, поручения Президента и Аппарата Президента КР; с Аппарата Правительства 6129 документов, в т.ч. постановления, распоряжения, протокольные поручения, поручения Премьер-министра, вице – премьер - министров и руководителя АПКР.

За 2016 год из 8533 контрольных поручений в срок исполнено 7895 документов или 92,5%. Из 8533 контрольных документов от вышестоящих органов поступили с 1-и/или 3-дневными сроками исполнения 1125 поручений.

Поступило 530 обращений граждан, из них через Общественную приемную обратились 59 посетителей, 470 заявлений граждан. Из 470 заявлений граждан 464 поставлены на контроль исполнения, в срок исполнено 450 и 14 обращений исполнены с нарушением срока.

За данный период с Жогорку Кенеша поступило 893 документа, в т.ч. постановления, протокольные поручения, депутатские запросы, а также обращения граждан, из них на контроль поставлено 791, в срок исполнено 683, с нарушением срока 108.

За 2016 год инициировано 339 нормативно – правовых актов, из них 86 законов, 1 постановление ЖК, 202 постановления Правительства КР, 48 распоряжений и 2 приказа в рамках делегирования полномочий.







Онлайн обращение