Как известно, в последнее время наблюдается изменение внешнеполитического курса руководства Республики Узбекистан, идет потепление в отношениях между нашими государствами, что создает условия для активного развития двусторонних торгового- экономических отношений.
Учитывая данную тенденцию, как отметил министр экономики Арзыбек Кожошев, представляя на рассмотрение и одобрение проект Закона КР О ратификации данного Протокола депутатам Жогорку Кенеша, появляется необходимость приведения в соответствие нормативно-правовой базы для выстраивания дальнейших взаимовыгодных отношений.
По словам министра, одним из первых шагов в достижении указанной цели, может стать ратификация Протокола о применении Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года между его Сторонами и Республикой Узбекистан.
На заседании Глав правительств СНГ 18 октября 2011 года 8 государствами СНГ (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Украина) был подписан Договор о зоне свободной торговле СНГ.
Республика Узбекистан решила присоединиться к указанному Договору уже после его подписания. В этой связи, 31 мая 2013 года был подписан Протокол о применении Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года между его Сторонами и Республикой Узбекистан.
Необходимо отметить, что до момента ратификации Протокола, торговые взаимоотношения между Кыргызской Республикой и Республикой Узбекистан регулируются Соглашением о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года.
В отличие от Соглашения1994 года, рассматриваемый Протокол четко устанавливает перечень изъятий из режима свободной торговли (перечень товаров в отношении которых стороны могут применять во взаимной торговле экспортные/импортные пошлины и другие запреты и ограничения).
В частности, устанавливается:
- что стороны не применяют таможенные пошлины в отношении импорта товаров, происходящих с таможенных территорий сторон Договора на паритетной основе;
- стороны могут применять на основе взаимности таможенные пошлины в отношении экспорта товаров.
- закреплен перечень товаров, в отношении которых Узбекская сторона может ввести запрет на экспорт.
Таким образом, Протокол создает предсказуемость, стабильность правил регулирования торговых отношений между сторонами, что будет способствовать наращиванию объемов взаимной торговли.
Также необходимо отметить, что особенность условий присоединения Узбекистана к Договору от 2011 года состоит в том, что для Республики Узбекистан отсылочные нормы на соглашения ВТО не будут применяться до присоединения Республики Узбекистан к ВТО или до 31 декабря 2020 года.
Следует отметить, что рассматриваемый проект Закона принят в первом чтении ЖК и одобрен Комитетом по международным делам, обороне и безопасности во втором чтении, в связи чем, вносится на рассмотрение заседание ЖК.