Министр А. Кожошев: Основная структура Налогового кодекса страны и базовые инструменты не претерпели принципиальных изменений

Новости
28 Декабрь 2016
2250

29 декабря 2016 года в Министерстве экономике КР с участием министра Арзыбека Кожошева, председателя Палаты налоговых консультантов (ПНК) Татьяны Ким, заместителя председателя Государственной налоговой службы при Правительстве КР (ГНС при ПКР) Райым Айдаралиевой, членов Общественного совета, СМИ, состоялась пресс-конференция по разъяснению разработки и внесения системных изменений в действующую редакцию Налогового кодекса КР.

Как отметил министр А. Кожошев, в целях создания благоприятной среды для предпринимательской деятельности, созданию точных правил налогообложения операций в рамках ЕАЭС, распоряжением Премьер-министра КР от 3 августа 2015 года, была образованна Межведомственная комиссия, которой проработаны и подготовлены предложения по детализации отдельных вопросов налогообложения операций по взаимной торговле с государствами членами ЕАЭС и адаптации налогового законодательства КР к современным экономическим условиям.

Необходимость разработки и внесения системных изменений в действующую редакцию НК обусловлена следующими причинами:

- В процессе практики правоприменения в течение семи лет были выявлены противоречия, неясности, пробелы, которые приводили к разному пониманию норм должностными лицами налоговых органов и налогоплательщиками, что неизбежно приводило к налоговым спорам.

Естественное экономическое развитие привело к применению налогоплательщиками ранее неприменяемых или редко применяемых экономических видов отношений:

- возникающих в рамках простого товарищества, доверительного управления, в отношениях с агентом;

- по операциям, осуществляемым в рамках договоров заключаемых по исламским принципам финансирования;

- по операциям, осуществляемым с товарами, помещенными под различные таможенные процедуры и т.д.

Отсутствие точно установленных правил в рамках указанных и других сложных правых институтах, затрудняет деятельность субъектов бизнеса, увеличивает его затраты и риски.

Вступление Кыргызстана в ЕАЭС вызвало необходимость гармонизации применяемых терминов, понятий и процедур администрирования, с одной стороны с резидентами ЕАЭС, а, с другой стороны, требует стандартизации и унификации данных правил и процедур во взаимоотношениях с третьими странами. Применение отличающихся правил налогообложения со странами ЕАЭС и третьими странами создает непосильное бремя для законопослушного ведения бизнеса.

В течение семи лет применения действующей редакции НК в нее были внесены изменения и дополнения более 764 законами о внесении изменений и дополнений. И, если часть из них расширяли и улучшали положение налогоплательщиков, то часть из них носила несистемный, случайный характер, что привело постепенно к утрате такого важного качества для кодифицированного нормативного правового документа, как цельности.

В целях решения выявленных проблем налогообложения, требующим уточнения, исключения неясностей и противоречий, выявленных в процессе практики правоприменения в рамках работы Межведомственной комиссии созданной распоряжением Премьер-министра КР от 3 августа 2015 года подготовлены изменения и дополнения более чем 60% статей в действующую редакцию НК, в том числе разработано более 70-ти новых редакций статей. При этом основная структура кодекса и базовые инструменты не претерпели принципиальных изменений, - сообщил министр.

При этом учитывая требования статьи 17 Закона КР О нормативных правовых актах, в связи с тем, что количество вносимых в действующую редакцию изменений и дополнений составило более половины текста действующей редакции, предлагаемые изменения и дополнения оформлены законопроектом в виде новой редакции НК, - подчеркнула Т. Ким, глава ПНК.

Необходимо также отметить, что налоговая политика проводилась и проводится в соответствии с Концепцией фискальной политики на период с 2015 - 2020 годы утвержденной постановлением ПКР от 7 июля 2015 года. В связи с чем, законопроекты разработанные Минэкономики в рамках плана мероприятий являющегося неотъемлемой частью указанной Концепции фискальной политики были имплементированы в данный проект новой редакции проекта НК.

Также в ходе вопросов журналистов, разъяснены вносимые данные в проект НК изменения могут быть представлены следующими двумя большими группами, это:

1. изменения систематизирующие, структурирующие и дополняющие применяемые крупные институты и механизмы налогообложения;

2. изменения уточняющие применение, снимающие противоречия и неясности, закрывающие пробелы в изложении отдельных норм, а также редакционные поправки, проблемы которые были выявлены в процессе практики правоприменения, в том числе по отдельным налогам.

Кроме того, предлагается усиление администрирования налогов, так :

установлены процедуры приостановления регистрации налогоплательщика, обеспечивающие требования обязательности применения ККМ, а также установлен запрет на ведение деятельности в специальных налоговых режимах в случае неприменения ККМ;

2) заложена законодательная основа для создания в КР специализированного (Налогового суда) – в статье 161 (б. 149);

3) описан механизм начисления пеней в случае превышения срока возврата переплаты (или суммы превышения НДС) по налогам из бюджета;

4) установлен запрет на введение новых специальных налоговых режимов;

5) установлен порядок вступления в силу изменений в НК КР с 1 января следующего года за годом их принятия;

6) уточнены и введены термины: выручка, безналичный расчет, налоговая льгота, освобождение от уплаты налогов, необоснованная налоговая льгота, субъект микропредпринимательства, работы, услуги, машино-тракторная станция (МТС) и др.;

7) уточнены основания для проведения внеплановой проверки;

8) усилены требования к проведению камеральной проверки и оформляемых в ее результате документов.

В результате предлагаемых изменений и дополнений в рамках проекта НК в части исчисления, уплаты и представления отчетности по всем налогам приобрели более точный и однозначный характер, ликвидируют отдельные пробелы, содержащиеся в налоговом законодательстве ЕАЭС, уточняют механизмы и правила налогообложения операций, связанных с завершением таможенных процедур в отношении товаров ЕАЭС, - проинформировала Р. Айдаралиева, зампредседателя ГНС.

Следует отметить, что 30 сентября и 7 декабря 2016 года в Большом зале Министерства, с участием представителей министерств и ведомств, базнес- ассоциаций республики, являющиеся членами Межведомственной комиссии по доработке проекта новой редакции НК КР и проекта Концепции фискальной политики в КР на 2017 – 2030 гг. , членов Общественного совета, СМИ, прошли заседания по обсуждению проекта новой редакции НК.


Онлайн обращение