12 декабря 2016 года в Министерстве экономики под председательством заместителя министра Данияра Иманалиева состоялось расширенное заседание Наблюдательного совета по оценке реализации проектной инициативы ПРООН - ЮНЕП Бедность и окружающая среда в Кыргызстане, где подводились итоги 2016 года и рассмотрены планы на 2017 год.
В своей приветственной речи замминистра Д. Иманалиев обозначил, что проектная инициатива ПРООН-ЮНЕП Бедность и окружающая среда является одним из основных партнерских проектов, ориентированный на продвижение страновых приоритетов устойчивого развития. Сообщил о важности выполнения всех намеченных планов в рамках реализации Второй Фазы проекта.
Также отметил, что предстоит масштабная работа по адаптации Целей устойчивого развития, с учетом концептуального видения развития страны на предстоящие 15-20 лет, готовящегося по инициативе главы государства и по разработке Национальной Стратегии устойчивого развития на следующие 5 лет так называемой НСУР-2.
Кроме этого, были представлены итоги работы за 2016 год по ключевым направлениям проекта:
- по направлению Проведение исследования по оценке экосистем совместно с ГАООСЛХ и НСК с выработкой соответствующих рекомендаций презентованы результаты работы по оценке экосистемных услуг на примере Государственного природного парка Каракол, по итогам которого экономическая оценка стоимости экосистемных услуг составила - 3,7 млрд. долл.
Также был разработан обучающий модуль Оценка экосистемных услуг.
- Национальным статистическим комитетом продемонстрировано внедрение Зеленых индикаторов в виде издания периодического сборника по итогам пилотирования эколого-экономического счетов на примере Кызыл-Ункурского лесхоза (Джалал-Абадская область).
Как было отмечено экспертом К. Орозбаевой, выполненные методологические исследования и ряд экспериментальных работ, а также многосторонние экспертные обсуждения показали высокий уровень сложности в разработке экологических счетов и их интеграции в национальные счета в Кыргызстане. В первую очередь, выявились проблемы, связанные с необходимостью реформирования имеющихся ведомственных систем учета природных ресурсов, которые традиционно ориентированы на сбор информации преимущественно для решения конкретных отраслевых задач. Более того, некоторые виды природных ресурсов не учитываются из-за отсутствия данных, наблюдается несопоставимость показателей из-за различий в методологиях сбора и обработки, целый ряд показателей не включены в систему государственного статистического наблюдения, в связи с чем, не имеют соответствующего официального статуса.
- По направлению повышения потенциала Экономики экологии с фокусом на вопросы бюджетирования сообщила представитель министерства финансов Ж. Аманова. В частности, по результатам интеграции вопросов бедности и окружающей среды в бюджетную политику и практику. Как пилотные ведомства - были взяты бюджеты Министерства чрезвычайных ситуаций и Госагентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства. Выявлено, что стратегические программы министерств и ведомств не находят полного отражения при формировании бюджетов.
- На основе пилота Министерством финансов был разработан учебный модуль для повышения потенциала сотрудников министерств и ведомств в области составления расчетов и программного бюджетирования для лучшего понимания процессов по формированию программных бюджетов с учетом аспектов БИОС.
- Центром развития возобновляемых источников энергии и энергоэффективности в рамках направления “Реализация практических мероприятий в виде прямой грантовой поддержки небольших проектов на местном уровне представлены результаты инициативы “Жашыл Айыл”.
Кроме того, Министерством экономики показаны достигнутые результаты на практике с использованием методологических инструментов, разработанных при поддержке БИОС.
Также были представлены планы проекта на 2017 год . Продолжение работы на базе результатов 2016 г.; интеграция БИОС в секторальные бюджеты; разработка обучающей программы по интеграции БИОС в бюджетные процессы; оценка результатов; обзор государственных и частных расходов на окружающую среду с акцентом на биоразнообразие и изменение климата, в сотрудничестве с БИОФИН.
Следует отметить, что по новой инициативе PAGE Партнерство за действия по зеленой экономике, в 2015 году, как секретариат Наблюдательного Совета проектной инициативы ПРООН-ЮНЕП БИОС подавала заявку страны на участие в инициативе PAGE, которое было поддержано со стороны ЮНЕП и 26 мая 2016 года на Ассамблее Организации Объединенных Наций по окружающей среде (UNEA-2) (Найроби, Кения).
Партнерство за действия в интересах зеленой экономики (PAGE) – направлено на устойчивость в основу экономической политики и практики для продвижения Повестки дня до 2030 года.
В настоящее время восемь стран официально включены в список партнеров и получают прямую поддержку со стороны ПДЗЭ: Буркина-Фасо, Китай (провинция Цзянсу), Гана, Маврикий, Монголия, Перу, Сенегал и Южная Африка (ЮАР).