Министр А. Кожошев: Новая Зеленая Экономика Кыргызстана должна стать брендом страны, узнаваемой во всем мире

Новости
13 Ноябрь 2016
2354

Об этом сегодня, 14 ноября, в ходе презентации программы КирСЕФФ сообщил министр экономики Арзыбек Кожошев. Как он отметил, менее чем за 2 года реализовано проектов на сумму около 20 млн. долл. США, причем без государственных гарантий и силами частного сектора – это действительно достойно и внимания, и поддержки. Тем более, что ожидается пятикратное увеличение финансирования, что весьма важно в нынешних условиях волатильности мировой экономики и непростой ситуации для экономики Кыргызстана.

Министерство экономики Кыргызской Республики уделяет теме зеленой экономики пристальное внимание, - заявил А. Кожошев, и как Управляющий от Кыргызстана в совете директоров ЕБРР, что накладывает особый отпечаток на тему и характер выступления.

Пользуясь случаем, министр обозначил свое видение по вопросу зеленой экономики, которую мы понимаем как новый этап развития человечества в бесконфликтном и гармоничном взаимодействии человека и природы. Кыргызстан гордится своей природой и тем, что наши предки всегда находились в гармонии с ней. Как говорится, все новое – это хорошо забытое старое, поэтому понятие зеленой экономики очень близко нам по духу и образу мыслей.

Вот несколько важных целей, чтобы приблизится к этому гармоничному состоянию:

- Во-первых, нам надо фактически создать новую отрасль экономики КР – зеленую экономику, связанную с органическим сельским хозяйством, производством и обслуживанием всего спектра оборудования по производству экологически чистой энергии, ее выработки как таковой (а именно ВИЭ – возобновляемых источников энергии), выпуска автомобилей и спец.техники на электрической тяге, поддержания экологически чистой среды, развитой городской и транспортной инфраструктуры, внедрению энергосбережения и энергоэффективных технологий в целом;

- Во-вторых, Кыргызстан должен стремиться выйти на новый уровень устойчивого развития на принципах Зеленой Экономики, став полноценным партнером существующих международных климатических фондов и мог бы получить финансирование под будущие проекты Зеленой Экономики в размере не менее 1 млрд. долл. США в ближайшие 10 лет. Это было бы альтернативой устаревшей парадигме развития ради развития.

- В-третьих, Кыргызстан имеет все шансы, и должен идти к тому, чтобы к 2035 году стать первой страной в Центральной Азии, полностью перешедшей на принципы Зеленой Экономики, отказавшись от устаревших технологий, что будет значимым выигрышем в масштабах региона, несмотря на текущее отставание в сегодняшних грязных технологиях.

Для достижения этих амбициозных целей необходимо выполнить ряд задач организационного и законодательного характера:

- Изучить опыт стран ОЭСР, стран Центральной Азии и сопоставимых по уровню развития с КР в области Зеленой Экономики и превратить КР в региональный центр изучения вопросов Зеленой Экономики по Центральной Азии.

- Считаем необходимым создать Секретариат по климатическим фондам (СКФ) под эгидой Министерства Экономики КР как координирующий ответственный центр по теме Зеленой Экономики.

- Упорядочить законодательную практику и властную вертикаль по вопросам Зеленой Экономики, так как в настоящий момент все вопросы разрознены между несколькими ведомствами. По сути, назрела необходимость передать все основные вопросы по Зеленой Экономике в ведение Министерства Экономики КР.

- В настоящий момент Министерством разрабатывается закон о промышленных зонах КР и вполне можно создать первую в ЦА специализированную промышленную зону для зеленых технологий с наилучшими в регионе условиями для субъектов хозяйствования (Green Hi-tech Valley по аналогии с Silicon Valley).

- Оптимальным видится подготовка нового закон о приоритете зеленого развития Кыргызской Республики и обеспечение на уровне НПА резкого и устойчивого роста сектора Зеленой Экономики.

- Актуальным является внедрение обязательности требований по энергоэффективности и самостоятельной генерации электричества, тепла, горячей воды, биогаза для всех новых строительных объектов, включая индивидуальное жилищное строительство. Надо предусмотреть льготирование в области кредитования и налогообложения всего строительного комплекса. Доведение к 2025-2030 годам обязательного стандарта пассивного дома (с нулевым энергопотреблением) снимет остроту сезонных колебаний в энергоснабжении, потребность в новых мощных источниках генерации в топливе и с высокими выбросами СО2 (углекислого газа).

- Необходимо внедрить принципы энергоэффективности и самобеспечения электричеством, теплом и горячей водой на всех существующих объектах промышленного, инфраструктурного, коллективного жилого и индивидуального строительства поэтапно к 2030 году. Особое внимание необходимо уделить объектам социальной значимости.

Министр А. Кожошев также проинформировал о предполагаемых результатах:

- Опыт стран ОЭСР говорит о том, что зеленая экономика, включая органическое сельское хозяйство, может занимать долю до 35-40% от ВВП страны. Учитывая опыт передовых стран то можно говорить о достижимости 25-30% -ой доли Зеленой Экономики в будущей структуре экономики КР.

- Сегодня Кыргызстан во многом отстал от соседей, обладающих углеводородными ресурсами и иными полезными ископаемыми. Но сегодняшний долгосрочный тренд на зеленую экономику во всем мире и выделение 100 млрд. долл. США ежегодно развивающимся странам дает уникальный шанс на прорыв Кыргызстана по Зеленой оси развития: органическое сельское хозяйство – возобновляемые источники энергии - экологически чистая страна – экологическое образование - развитая инфраструктура – лидер по доходам от туризма в регионе – высокое качество жизни, то есть само развитие зеленой экономики мультиплицирует другие отрасли с высокой долей добавленной стоимости.

Таким образом, закладывается долгосрочный устойчивый тренд в развитии страны без варварской добычи полезных ископаемых, имеющих высокую волатильность цен на мировых рынках сырья и серьезные экологические последствия, без попыток интенсификации сельского хозяйства через широкое применение удобрений, пестицидов и гербицидов, наносящих непоправимый ущерб экологии.

- В будущем мы придет к тому, что будет отказываться от использования автотранспорта на ископаемом топливе и переход автопарка на электромобили, гибридные силовые установки и использование биотоплива также подстегнет ряд отраслей к динамичному росту и привлечению инвестиций. Создание фонда стимулирования обмена автопарка с высокими выбросами CO2на новые автомобили на электрической или гибридной тяге дает возможность взрывному росту рынка автокредитования и обеспечит рентабельность собственного производства и обслуживания данной техники. Создание полного цикла по производству широкого модельного ряда электромобилей в создаваемой промышленной зоне Green Hi-tech Valley позволит закрепиться на рынке высокотехнологичной продукции на 180-миллионном рынке стран ЕАЭС.

- Следующее – это переход на принципы энерго-пассивных и энерго-активных (производят энергии больше чем потребляют) объектов в промышленном и гражданском строительстве позволит снизить нагрузку на существующую генерацию энергетической отрасли и поэтапно реформировать ее без ущерба для экономического роста. Оптимальным видится закрепление роли мощной генерации (ГЭС, ТЭС) только под обеспечение крупных промышленных и инфраструктурных объектов при одновременном максимальном самообеспечении населения за счет собственной генерации от энергии солнца и ветра, частичном обеспечении газом от биогазовых установок, а также генерации от коллективных (региональных) малых ГидроЭС, Солнечных ЭС и Ветровых ЭС.

- Утилизация мусора и различных отходов с использованием современных технологий, массовое озеленение территорий, позволит стране решить уже назревшие экологические проблемы, одновременно создав новые рабочие места, что весьма актуально для страны.

В целом, субъекты хозяйствования зелёной экономики будут именно тем драйвером роста, который позволит нам на новых принципах отстроить экономику страны, изначально очищенных от традиционных проблем в Кыргызстане - получением ренты от разработки полезных ископаемых и существующих отраслей с устаревшими технологиями, коррупцией и низкими темпами роста качества жизни.

Возможно, что деиндустриализация страны в 90-х годах прошлого столетия, отсталость Кыргызстана в добыче полезных ископаемых и выпуске товарной продукции в промышленности и сельском хозяйстве, отсутствия масштабного строительства новых крупных предприятий с грязными технологиями сейчас будут преимуществами в условиях новой экономической парадигмы.

В завершении министр отметил, что настало время превращать минусы в плюсы. Новая Зеленая Экономика Кыргызстана должна стать брендом страны, узнаваемой во всем мире. И проведение Всемирных Игр Кочевников, где воочию была показана гармония кочевников-номадов с окружающей средой, что вдохновляет нас на этом пути, является наглядным для этого примером.



Онлайн обращение