Об этом сообщил министр экономики КР Арзыбек Кожошев, приветствуя участников заседания Консультативного комитета по вопросам предпринимательства при Коллегии Евразийской экономической комиссии сегодня. Как он отметил, сегодняшняя ситуация в развитии экономики в целом, а также в предпринимательской сфере, сопряжена с периодом адаптации к условиям ЕАЭС. Пройти этот период с минимальными издержками – задача, которая требует совместных усилий и доверительного партнёрства всех сторон, в частности государства с бизнес - сообществом и гражданами страны в целом. Было бы наивно, не прикладывая усилий, ожидать мгновенного экономического чуда.
При этом в рамках адаптационного периода для всех стран-участниц ЕАЭС роль Евразийской экономической Комиссии, в том числе создания таких открытых диалоговых площадок весьма значительная.
Нельзя не отметить, что период вступления Кыргызской Республики в Евразийский экономический Союз совпал с нарастанием финансово-экономического кризиса, охватившего подавляющее большинство стран глобального мира, включая ключевые страны - партнёры по ЕАЭС.
Тем не менее, рост национальной экономики в 2015 году составил 3,5%. Для сравнения, в 2009 году, когда идея по интеграции стран, в том числе, Кыргызстана в рамках ТС только начала обсуждаться, последствия мирового экономического кризиса на экономику Кыргызстана (вне интеграции) оказались более значимыми, рост экономики составил тогда только 0,9%.
С августа 2015 года Кыргызская Республика стала полноправным членом ЕАЭС.
После присоединения КР к ЕАЭС на кыргызско-казахстанской границе отменены таможенные процедуры. На территории Кыргызской Республики вступили в силу единые требования к продукции, установленные техническими регламентами ЕАЭС, оснащение пункты пропуска, оснащены 7 ветеринарно-контрольных пропускных пунктов.
Создан Кыргызско-Российский фонд развития. Фонд с 3 сентября 2015 года, который приступил к выдаче кредитов предпринимателям.
Для увеличения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам – создано открытое акционерное общество Гарантийный фонд. Здесь, следует отметить, что 30 сентября 2016 года в городе Бишкек состоялось очередное заседание Совета Российско-Кыргызского фонда развития под председательством заместителя министра финансов РФ Сергея Сторчака, где по итогам Совет поддержал участие Российско-Кыргызского фонда развития в капитализации ОАО Гарантийный фонд.
Также за счет членства в ЕАЭС для КР упрощены процедуры трудоустройства и улучшены социальные условия жизни для трудовых мигрантов и их семей.
В особенности для Кыргызской Республики малый средний бизнес является важнейшим фактором развития экономики, ее жизненно важными артериями, т.к. в отличие от других стран-участниц ЕАЭС в Кыргызской Республике значительно в меньших количествах функционируют крупные компании.
В структуре ВВП нашей страны – малый средний бизнес составляет 40%, что означает – малый и средний бизнес обладает преимуществом перед крупным, и путь развития кыргызской экономики лежит через него.
В этой связи, очевидно, что поддержание и развитие малого и среднего предпринимательства – один из национальных приоритетов экономики Кыргызской Республики. Для этого совершенствуется нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность, разрабатываются программные документы, направленные на развитие предпринимательства, снижаются налоговые нагрузки на бизнес, осуществляется государственная поддержка бизнеса в виде финансовых и нефинансовых мер.
В рамках административных реформ ведется системная работа по снижению административных нагрузок на бизнес. Безусловно, в условиях интеграции в ЕАЭС, Правительством КР предпринимаются, максимальные усилия, чтобы отечественный бизнес мог использовать все преимущества этого интеграционного объединения.
Большое внимание уделяется внешней торговле и созданию цепочки добавленной стоимости, чтобы отечественный бизнес мог использовать, совокупный рынок которого составляет более 180 млн. человек.
В рамках своей экспортной программы Правительство определило приоритетных отраслей экономики, обладающих большим экспортным потенциалом.
Создается отдельный государственный институт по поддержке экспорта, создается соответствующая инфраструктура, включающей в себя создание сети органов сертификации и специализированных лабораторий.
Работа ведется в части создания единой информационной базы данных для участников внешнеэкономической деятельности с целью содействия в продвижении их товаров и услуг на внутренних границах ЕАЭС.
Однако имеет место быть некоторым вопросам, которые на сегодня лежат на поверхности, такие как:
- признание эквивалентности системы ветеринарного контроля Кыргызской Республики, препятствующее росту объемов экспорта мясомолочной продукции;
- применение более высоких тарифов на железнодорожные перевозки для кыргызских перевозчиков по сравнению с тарифами для перевозчиков Российской Федерации и Республики Казахстана;
- транзит импортных товаров через территорию Российской Федерации, связанных с мерами санкций.
Полагаю, данные вопросы будут рассмотрены в рамках данной площадки.
Министр А. Кожошев в завершение раз отметил, что совместная диалоговая площадка Консультативного комитета является очень важной для всех сторон, посредством которой устраняются искусственно созданные барьеры, которые мешают полноценному развитию и благосостоянию стран.
И подчеркнул, что только вместе, расширением межрегионального сотрудничества со странами – участницами ЕАЭС, мы достигнем устойчивого развития экономики.
Заседание прошло под председательством Члена Коллегии (Министра) по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимура Сулейменова, а также членов Консультативного комитета от государственных органов и бизнес-сообществ Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и Кыргызской Республики, сотрудников Евразийской экономической комиссии.
В ходе заседания рассмотрены вопросы:
- О барьерах для ведения предпринимательской деятельности на территории Евразийского экономического союза;
- О результатах проведения и перспективах совершенствования процедуры оценки регулирующего воздействия проектов решений ЕЭК, которые могут оказать влияние;
- Обеспечение свободы торговли услугами, учреждения и деятельности в рамках ЕАЭС.