В ИА Кабар с участием министра экономики КР Арзыбека Кожошева, заместителя министра Данияра Иманалиева и начальника макроэкономической политики Насирдина Шамшиева состоялась пресс-конференция по основным показателям социально-экономического развития республики за январь-июнь 2016 года.
На экономику Кыргызской Республики все еще продолжает оказывать влияние продолжающееся замедление экономического роста в странах - основных торговых партнеров и стран-членов ЕАЭС.
По итогам за январь-июнь 2016 года экономический рост составил 97,7 % (в январе-июне 2015 года реальный рост составлял 106,8 %). Без учета предприятий по разработке месторождения Кумтор реальный темп роста ВВП составил 101,2 %, за соответствующий период 2015 года аналогичный показатель составлял 103,7 %.
Экономический рост обеспечен следующими секторами: в сельском хозяйстве объемы реально возросли на 2,9 %, сфере услуг – на 2,1 %, строительстве – на 3,6 %. Отрицательный вклад в рост ВВП внесла промышленность (вклад - (-)3,57 п.п.), где темп реального роста составил 81,0 %.
Необходимо отметить, что отрицательная тенденция экономического роста наблюдается с начала 2016 года, что было обусловлено снижением уровня производства в отдельных отраслях промышленности (в основном за счет снижения объемов в обрабатывающем производстве на 24,1 % (за счет снижения в производстве основных металлов (на 36,9 %), текстильном производстве (на 33,6 %), производстве одежды (на 24,2 %), прочих неметаллических минеральных продуктов (на 14,4 %)) из-за уменьшения заказов по причине снижения покупательской способности на основных экспортных рынках республики - Российской Федерации и Республики Казахстан, ужесточения правил на таможенной территории стран-членов ЕАЭС, неконкурентоспособности отечественной продукции, а также снижения объемов производства на Кумторе, что объясняется тем, что в настоящее время осваиваются зоны с бедным содержанием руды, т.е. руды с низким содержанием золота.
Кроме этого, наблюдалось снижение темпов роста в обеспечении электроэнергией, газом, паром и кондиционированным воздухом – на 12,0 % (за счет снижения в производстве электроэнергии, ее передачи и распределения на 12,2 %)), что связано с необходимостью накопления воды в Токтогульском водохранилище.
Кроме того, на уровень показателей в секторе промышленности в общем отразился эффект высокой базы показателей сектора промышленности за соответствующий период 2015 года (в январе-июне 2015 г. рост на 23,6 %).
Индекс потребительских цен, характеризующий уровень инфляции, составил 98,2 % (июнь 2016 года к декабрю предыдущего года). Среднегодовое значение инфляции (январь-июнь 2016 года к январю-июню 2015 года) составило 100,8 %.
Основной вклад (в (-)2,3 процентных пункта) в снижение потребительских цен внесли Продовольственные товары, которые снизились на 4,9 % (за счет снижения цены товарной группы хлебобулочные изделия и крупы на 6,5 %, что обусловлено снижением цен на муку пшеничную высшего и первого сортов на 7,2% и 10,0 %, соответственно).
Таблица 1
Структура и темпы роста по секторам, формирующим ВВП
Показатели январь-июнь
2015 года январь-июнь
2016 года
Факт (млн. сомов) Темп роста, (%) в %
к ВВП Предв. факт
(млн. сомов) Темп роста, (%) в %
к ВВП Доля вклада в рост ВВП, п.п.
ВВП 173625,1 106,8 100,0 176037,1 97,7 100,0 -2,3
Промышленность 32710,0 123,5 18,8 28739,6 81,0 16,3 -3,57
Сельское хозяйство 16918,9 101,2 9,7 17050,6 102,9 9,7 0,28
Строительство 10995,5 102,3 6,3 11671,4 103,6 6,6 0,23
Сфера услуг 90385,9 103,1 52,1 96886,1 102,1 55,0 1,09
Чистые налоги на продукты 22614,8 106,8 13,0 21689,4 97,7 12,3 -0,30
Общая работа МЭ КР
- инициирование нормативных правовых актов, в том числе в целях гармонизации с законодательством Евразийского экономического союза. Так, Министерством на первое полугодие 2016 года было инициировано 207 нормативных правовых актов, из них 77 законопроектов.
- объем документооборота за 2015 год составил 85 138 за первый квартал 2016 года составил 41 917 по сравнению с первым кварталом 2015 г. документооборот вырос на 11 578 документов, или повысился на почти 40%;
- Министерством на первое полугодие 2016 года были проведены около 40 встреч, из них 10 на региональном уровне.
По итогам данной работы, разработан план мероприятий, который состоит из 48 пунктов и задач.
Фискальная политика
С 1 января 2016 года:
- увеличен регистрационный порог по НДС с 4-х млн. сомов до 8 млн. сомов;
отменен налог с продаж с экспортных поставок и поставок вне территории Кыргызской Республики;
- органам налоговой службы переданы функции Нацстаткома по регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей. Теперь с момента налоговая регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя одновременно является его государственной регистрацией.
- С 15 февраля 2016 года освобожден от уплаты НДС импорт зерна и дальнейшее поставка муки из данного зерна.
С 1 июля 2016 года:
- отменен налог с продаж при реализации товаров, работ и услуг, облагаемых НДС и/или освобождённых от НДС, оплаченных в безналичной форме, за исключением деятельности банков и сотовой связи;
- ставки единого налога при реализации товаров, работ, услуг в сфере торговли, производства и переработки с/х продукции при оплате в безналичной форме снижены в 2 раза, или вместо 4% будет применяться ставка 2%, а в остальных видах деятельности 3% (вместо 6%);
- путем принятия 2-х законов, предприняты шаги в сторону обеспечения фискальной децентрализации и передаче полномочий местным органам функции по администрированию местных налогов, а также налога на основе обязательного и добровольного патента;
Политика регулирования предпринимательской деятельностью.
- сокращено количество разрешений и лицензий от 500-98
- в два раза сокращены сроки проведения проверок c 30 до 15 рабочих дней, для субъектов малого бизнеса до 5 дней;
- в соответствии Указом Президента КР проверки, проводимые правоохранительными органами в рамках оперативно-розыскной деятельности и налоговыми органами на сегодня проводится по согласованию с органами прокуратуры;
- освобождены вновь созданные предприятия от проверок ГКО на 3 года;
- ограничен срок контрольной проверки до 1 дня.
- реализуется регулятивная реформа “Системный анализ регулирования”.
вынесены рекомендации к 192 нормативным правовым актам,
из них 46 НПА подаются на утрату, что составляет 40% от предложенных рекомендаций,
в 41 НПА вносятся изменения и дополнения.
- одобрены рекомендации по оптимизации 97 административных процедур,
из них предлагается подать на утрату - 47 процедур,
- упростить - 42 адмпроцедуры,
- экономический эффект от реализации предложенных рекомендаций может составить 321 млн.сомов, что позволит сэкономить нашим предпринимателям порядка 1,3 млн.часов.
- приступили к проведению масштабной оптимизации разрешительной системы в сфере строительства.
В рамках реформы преполагается проведение инвентаризации нормативных правовых актов в сфере строительства и административных процедур, также решений, предусмотренных в ведомственных приказах в сфере строительства и подключения к инженерным сетям и оптимизация разрешительных процедур, в части сокращения административных процедур и сроков их прохождения
В рамках сокращения административных барьеров рассматриваются:
- сократить 12 видов лицензируемой деятельности
- отмена плату за выдачу лицензий (за исключением ограниченных ресурсов);
- запустить пилотный проект по введению электронного лицензирования в режиме он-лайн;
- запустить проект по автоматизации выдачи разрешений на строительство и инженерные сети;
- сократить количество государственных контролирующих органов с 13 до 11.
- создан Государственный гарантийный фонд. В целях устранения недостаточности залога у МСБ (около 40-50% не могут получить кредиты из-за недостаточности залога)
При этом на сегодня рассматриваются:
- внедрить новую систему финансирования под залог складских расписок т.е. для сельхозпроизводителей залогом для получения банковского кредита может служить складские расписки
Инвестиционная политика
Разработан основополагающий документ для постановки среднесрочных стратегических задач по продвижению инвестиций в Кыргызской Республике с соответствующим планом его реализации – Стратегия по продвижению инвестиций на 2017 – 2017 гг.
Разработан проект поправок в Закон КР Об инвестициях.
Данный проект направлен на:
• Исключение норм о концессии
• Приведение в соответствии с Законом КР Админ.отв-ти
• Внесение нормы о предоставлении вида на жительство
• Внесение нормы об инвестиционной визе.
• Устранение разночтений между гос. и офиц. языками.
Государственно-частное партнерство
22 июня 2016 г. принят Закон О внесении изменений в Закон КР О ГЧП в КР, направленный на совершенствование и оптимизация нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сфере государственно-частного партнерства.
В целях усиления взаимодействия министерств и ведомств КР, а также внедрения политики ГЧП в органах местного самоуправления разработана и утверждена Программа развития ГЧП.
Развитие двустороннего сотрудничества с партнерами по развитию
24 марта 2016 г. подписаны Соглашения о финансовом сотрудничестве и Соглашения о техническом сотрудничестве между ПКР и Правительством ФРГ на 2015-2016 гг., в рамках, которых предполагается выделение грантовых средств в размере 53,95 млн. евро.
Также, проведены мероприятия по реализации Программы улучшения инвестиционного климата (ПУИК), при содействии Азиатского Банка Развития, по результатам которых проведены переговоры. Отмечаем, что реализация ПУИК направлена на выделение АБР 20,0 млн. долл. США для бюджетной поддержки Кыргызской Республике.
Информация по ЕАЭС:
Ведется работа по устранению ограничений на передвижение товаров, работ, услуг, движения капитала и рабочей силы.
Справочно: В настоящее время поступающие предложения от государственных органов и бизнеса о имеющихся изъятиях, барьерах и ограничений в рамках функционирования внутреннего рынка ЕАЭС доводятся до Евразийской экономической комиссии. Данные вопросы Распоряжением Совета Евразийской экономической комиссии будут включены в повестки заседаний профильных консультативных комитетов Членов (Министров) ЕЭК для устранения изъятий, барьеров и ограничений во взаимной торговле.
Снятие вопросов, связанных с модернизацией объектов таможенной инфраструктуры:
Снятие таможенного, санитарного и фитосанитарного контроля на кыргызско-казахской границе;
- обеспечение оборудованием на 7 пунктах пропуска ветеринарного контроля и ведется работа по снятию ветеринарного контроля на кыргызско-казахстанском участке госграницы;
- 28 аккредитованных лабораторий КР и 5 органов по сертификации внесены в Единый реестр ЕАЭС, которые выдают документы, и они равно признаются на территории всего Союза.
- В рамках ЕАЭС приняты 35 технических регламентов ЕАЭС, устанавливающих требования безопасности широкого ассортимента товаров массового спроса. С 12 февраля т.г. вступили в действие 13 технических регламентов.
Расширение доступа предпринимателей к финансам
Запущена четвертая фаза проекта "Финансирование сельского хозяйства-4", на 2.06.2016 г. выдано кредитов на 2539,8 тыс. сомов;
Создан Государственный гарантийный фонд. В целях устранения недостаточности залога у МСБ (около 40-50% не могут получить кредиты из-за недостаточности залога).
Целью гарантийного фонда является:
- Обеспечить доступ к финансам МСБ, имеющих недостаток залогового имущества
- Снижение процентных ставок по кредитам
- Увеличить объемы производства товаров и услуг, продаж
- Увеличить поступления налогов в бюджет
- Создание новых и поддержание действующих рабочих мест.
При этом на сегодня рассматриваются:
- создать фонд подготовки проектов. в целях оказания комплексного содействия МСБ, от подготовки бизнес-плана до создания экспортной системы (около 60% МСБ не могут получить финансирование из-за не знания подготовки бизнес-проектов)
- внедрить новую систему финансирования под залог складских расписок т.е. для сельхозпроизводителей залогом для получения банковского кредита может служить складские расписки.
Развитие экспорта
Кыргызская Республика получила право осуществлять беспошлинный ввоз более чем 6000 наименований товаров в страны Европейского союза получив статус ВСП+ (Всеобщая система преференций).
- принят План по развитию экспорта на 2015-2017 годы
- рассматривается передача функции Государственного предприятия Центр Единое окно по экспорту в ведение Агентства по продвижению инвестиций. Единый институт позволит усилить координацию и централизованно реализовывать меры, в частности в сфере продвижения экспорта.
На базе крупнейшего агрокласстера Фуд Сити в Москве с участием министра А. Кожошева открылась торгово-выставочная площадка Кыргызстан, что дает хорошие возможности для кыргызских предпринимателей поставлять свою продукцию в Россию напрямую без посредников и выходить на крупные российские торговые сети.
В целях повышения экспортного потенциала отечественных товаров путем улучшения инфраструктуры качества принята Концепция Развития национальной инфраструктуры качества на период до 2020 года.
Повышение осведомленности населения по текущим вопросам по вопросам ведения предпринимательской деятельности, ЕАЭС, ВСП+.
Создан Информационный центр Министерства экономики КР. Целью Информационного центра является информационное сопровождение и разъяснение широкой общественности о правилах ведения бизнеса в стране, в частности о новых правил и положений в условиях ЕАЭС, а также новых возможностях ВСП+.
Центр создан в рамках работы по адаптации и оперативному реагированию на риски, связанные с присоединением Кыргызской Республики к Евразийскому экономическому союзу, а также в рамках широкомасштабного информирования предпринимателей по вопросам ведения предпринимательской деятельности.
Граждане и предприниматели, желающие получить информацию, могут обращаться по телефону 1220, а также могут направить свои вопросы в электронном виде через интернет Портал по адресу www.info.trade.kg.
В работе службы Горячей линии задействованы сотрудники министерств и ведомств, которые в рамках в своей деятельности будут разъяснять, и предоставлять ответы на поступающие запросы от граждан и юридических лиц.
Проект Горячей линии по вопросам ЕАЭС был инициирован Министерством экономики КР в 2015 году.
Также, Министерством выпускается ежемесячный бюллетень – “Дайжест МЭ КР”, где будут отражаться основные направления деятельности Министерства, предназначенные для предпринимателей, СМИ, органов местных самоуправлений и др., которые будут ежемесячно получать полезную информацию о деятельности Министерства в фискальной, инвестиционной, предпринимательсткой и др. сферах.
Развитие регионов.
Разработан проект Концепции региональной политики Кыргызской Республики, нацеленную на фокусную поддержку развития опорных территорий, включающих в себя центры развития и соответствующие аймаки
Предлагается выделить 20 пилотных городов и других населенных пунктов для формирования на их базе центров развития, в числе которых – Бишкек, Ош, Каракол, Балыкчы, Нарын, Токмок, Кара-Балта, Талас, Баткен, Кызыл-Кия, Узген, Кара-Суу, Таш-Кумыр, Кара-Куль, Джалал-Абад, Кербен, Кочкор-Ата, Кочкорка, Лейлек, Гульча;
Подготовлен проект методических основ кластерного развития в Кыргызской Республике
Были проведены встречи с бизнес-сообществом и активом более чем 15 районов всех 7 регионов республики
Продвижение законопроекта, предусматривающее предоставление максимально возможных налоговых льгот отдельным видам промышленных предприятий, расположенных на территории преференциальных населенных пунктов.
Виды платежей Ставки
Подоходный налог 10% (не меняется)
Платежи по Социальному страхованию 10% + 17,25=27,25% (не меняется)
Налог на прибыль 0%
НДС Освобожденная поставка
Налог с продаж Освобожденная поставка
Земельный налог Постановлением местных кенешей освобождается на срок до 5 лет.
По налогу на имущество на срок до 5 лет Постановлением местных кенешей освобождается на срок до 5 лет.
При этом в обязательном порядке включаются в перечень:
- Легкая и пищевая промышленности;
- Энергетика;
- Переработка сельскохозяйственной продукции;
- сборочное производство
- Любое экспортоориентированное производство.
Внешние экономические связи
В 2016 году подготовлены и проведены шесть заседаний межправительственных Комиссий:
14-15 марта 2016 года в г.Тбилиси (Грузия) под председательством Министра экономики КР А.Кожошева состоялось 1-е заседание Межправительственной кыргызско-грузинской Комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству.
22 апреля 2016 года в г.Бишкек проведено 6-е заседание Смешанной кыргызско-австрийской комиссии по двусторонним экономическим связям.
10-12 мая 2016 года в г.Бишкек состоялось 11-е заседание совместной кыргызско-иранской межправительственной Комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству.
3 июня 2016 года в городе Бишкек состоялось 4-е заседание cовместной кыргызско-швейцарской Комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству.
29 июня 2016 года в г. Бишкек состоялось 6-е заседание кыргызско-белорусской Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству.
8 июля 2016 года в г.Бишкек состоялось 8-е заседание кыргызско-санкт-петербургской МПК.
В стадии подготовки к проведению находятся следующие межправительственные комиссии:
2-е заседание кыргызско-туркменской МПК - 25 августа г. Бишкек
2-е заседание кыргызско-корейской комиссии по экономическому сотрудничеству- 7 октября г. Бишкек.