Сегодня 24 июня 2016 года в Бишкеке состоялся круглый стол Кыргызстан: Национальный проект сопряжения ЕврАзЭС, программы Экономический пояс Шелкового пути и центральноазиатских программ Европейского Союза с участием депутатов Жогорку Кенеша, представителей Аппарата Президента, государственных органов, ведущих кыргызских экспертов, дипломатических представителей заинтересованных государств.
От имени Министерства экономики КР выступил с приветственным словом заместитель министра экономики Алмаз Сазбаков, отметивший, что впервые термин Экономический пояс Шелкового пути (далее- ЭПШП) был озвучен председателем КНР Си Цзиньпином в сентябре 2013 года во время публичного выступления в Назарбаев-Университете (Астана).
Крупнейший внешнеэкономический проект КНР Экономический пояс Шелкового пути направлен на решение в первую очередь внутренних задач. Его реализация позволит укрепить экономические связи Китая со странами Центральной Азии и найти пути торгово-экономического сближения с Европейским Союзом, - сообщил замминистра.
Как он отметил, основные задачи, которые стоят перед странами, расположенными вдоль Шелкового пути, это:
- укрепление транспортной связанности и создание транспортной сети от Тихого океана до Балтийского моря, которая свяжет Южную, Восточную и Западную Азию;
- укрепление торговых связей и сокращение барьеров для торговли и инвестиций, учитывая при этом национальные интересы участников;
- укрепление системы расчетов в национальных валютах, где у стран региона уже есть успешный опыт сотрудничества, которое в будущем позволит снизить издержки и повысить конкурентоспособность региона;
- укрепление дружественных контактов и укрепление взаимопонимания.
При реализации проекта ЭПШП через Казахстан и Центральную Азию могут быть созданы рентабельные и безопасные транспортные маршруты, соединяющие колоссов современной мировой экономики — Европу, Восточную и Южную Азию.
ЭПШП — не просто транзитно-транспортный проект, это комплексный план экономического развития целого ряда государств, включающий в себя многочисленные проекты развития инфраструктуры, промышленности, торговли и сферы услуг, который позволит обеспечить стабильную и безопасную среду для развития не только западных районов Китая, но и всего центра Евразии, в полной мере раскрыв его потенциал.
С экономической точки зрения ЕАЭС и ЭПШП не только не противоречат, но взаимно дополняют друг друга:
- ЭПШП будет стимулировать кооперацию в транспортной сфере и, соответственно, поощрять развитие общего регулирования транспортно-логистического сегмента рынка;
- Будет косвенно способствовать унификации регламентов и стандартов качества товаров и услуг, как средства защиты национальных рынков его членов;
- Страны ЕАЭС, на территории которых планируется реализация масштабных инвестиционных проектов, смогут гораздо более эффективно обеспечить свои интересы в части соблюдения экологических и трудовых норм не напрямую, а через общесоюзное регулирование.
- Для стран ЕАЭС ЭПШП даст приток новых инвестиций в транспортную инфраструктуру и производственный потенциал. Ее модернизация/создание, в свою очередь, усилит взаимную торговлю между странами ЕАЭС, а также повысит их инвестиционную привлекательность. В долгосрочной перспективе это может стать залогом роста других отраслей экономики, в том числе промышленности.
Для региона Центральной Азии столь масштабный проект потенциально означает создание дополнительных рабочих мест, что улучшит экономическую ситуацию, снизит социальную напряженность и усилит политическую стабильность.
Евразия располагает уникальными возможностями для развития транспортно-логистических коридоров и хабов (в том числе авиаперевозок), соединяющих производственные и потребительские потенциалы Европы и Азии.
Поэтому ключевой предпосылкой и направлением развития Центральной Евразии является расширение его транспортно-логистической инфраструктуры.
Реализация ЭПШП позволит сократить расстояние транспортировки грузов по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал. Длина трассы составляет 8400 километров, из которых 3400 километров уже проложено по территории Китая.
Все это создает предпосылки к возрождению Шелкового пути в его исходном значении, как континентального пояса торгово-экономического и культурного взаимодействия прилегающих к нему государств, позволяющего им добиваться богатства и процветания.
В Центральной Евразии расположены колоссальные природные ресурсы, включая такие важные, как нефть, газ, редкоземельные, цветные металлы. Через нее могут проходить наиболее рентабельные и безопасные транспортные маршруты, соединяющие два колосса мировой экономики — Европу и Восточную/Юго-Восточную Азию.
Стратегическая задача сопряжения ЕАЭС и ЭПШП — превратить Центральную Евразию в зону совместного развития не менее эффективную, чем в ЕС, - отметил замминистра А. Сазбаков