С принятием постановления Правительства КР от 17 июня 2015 года №374 Об утверждении Положения о порядке предоставления государственного имущества в аренду механизм сдачи государственного имущества в аренду претерпел существенные изменения.
Основной целью пересмотра механизма сдачи государственного имущества в аренду было внедрение открытых, прозрачных процедур сдачи неиспользуемых государственных зданий и помещений. Также была усилена роль Фонда по управлению государственным имуществом в части полномочий по проверке условий договора аренды, технического состояния и целевого использования объектов.
Кроме того, для исключения возможности посреднического дохода арендаторов был введен на субаренду государственного имущества. Помимо этого, положения, определяющие порядок расторжения договора аренды были приведены в соответствие с Гражданским кодексом КР.
Одним из нововведений является практика проведения открытых аукционов на право заключения договоров аренды для объектов площадью свыше 70 кв.м, а также предусмотрена возможность проведения конкурса для объектов, требующих реконструкции, независимо от размера площади.
В настоящее время в Фонде по управлению государственным имуществом зарегистрировано 6288 договоров, из них 5772 – действующие. Как показала практика, процедуры по проведению торгов занимают значительное время, что в ряде случаев снижает оперативность реализации планов балансодержателей по эффективному управлению неиспользуемых площадей.
Также необходимо отметить, что при инициировании проведения торгов балансодержатели несут определенные расходы на опубликование информационных сообщений в печатных изданиях. Особые затруднения с проведением торгов возникают у балансодержателей, расположенных в регионах в связи с отсутствием у Фонда по управлению государственным имуществом территориальных подразделений.
В целях оптимизации процедуры сдачи государственного имущества в аренду и выполнения запланированных показателей поступлений от аренды государственного имущества в доходную часть республиканского бюджета проектом постановления предлагается проводить торги на право заключения договоров аренды для объектов площадью свыше 150 кв.м.
Также для повышения заинтересованности субъектов предпринимательства в аренде неиспользуемых государственных площадей проект постановления предусматривает увеличение общего предельного срока действия договора аренды с двух до трех лет.
Кроме того предлагается расширить случаи предоставления государственного имущества в аренду без проведения торгов. В частности, в целях приведения Положения о порядке предоставления государственного имущества в аренду в соответствие с Законом О государственно-частном партнерстве предусматривается, что проведение торгов на право заключения договора аренды государственного имущества не требуется в случае, если объект предоставляется частному партнеру рамах реализации соглашения о государственно-частном партнерстве, поскольку отбор частного партнера согласно вышеуказанному Закону уже осуществляется на тендерной основе.
Помимо этого, в целях обеспечения интересов субъектов государственного сектора предлагается установить, что государственное имущество может предоставляться напрямую государственным и муниципальным предприятиям, осуществляющим деятельность на хозрасчетной основе, а также хозяйственным обществам, в которых государство или муниципальное образование владеет более 50% долей (акций) в уставном капитале.
Также в проекте постановления учитываются случаи, когда предоставление государственного имущества в аренду предусмотрено условиями вступивших в установленном законом порядке в силу международных договоров.
Учитывая обращения Управления делами Жогорку Кенеша и Управления делами Президента и Правительства КР, проектом предлагается установить, что помещения в административных зданиях Жогорку Кенеша, Дома Правительства, а также объекты государственных резиденций Президента КР могут быть предоставлены без проведения торгов субъектам, деятельность которых направлена на удовлетворение социально-бытовых потребностей работников указанных государственных организаций.
Следует отметить, что согласно Закону КР О государственной охране здания, строения, сооружения и прилегающая к ним территория, в которых временно или постоянно размещены Президент КР, Торага Жогорку Кенеша, Премьер-министр КР, а также Председатель Верховного суда КР являются охраняемыми объектами.
В соответствии с постановлением Правительства КР от 17 февраля 2014 года № 99 здания, сооружения и прилегающая к ним территория, в которых временно или постоянно размещены объекты государственной охраны, включены в категорию А (особо важные объекты) Перечня стратегических объектов КР. В связи с чем участие в открытых торгах на право заключения договоров аренды отдельных помещений (столовые, аптечные пункты и др.) большого количества потенциальных, но не имеющих достаточного доверия арендаторов, может создавать риски или угрозу безопасности для особо охраняемых должностных лиц.
Также в целях недопущения срыва торгов и привлечения добросовестных участников, проектом постановления предлагается установить задаток в сумме объявленного стартового или минимального ежемесячного размера аренды.
Кроме того проект предусматривает возможность внедрения электронного портала Учет и регистрация договоров аренды государственного имущества, призванного оптимизировать и автоматизировать процесс прямого предоставления государственного имущества в аренду.
Учитывая, что расходы на разработку, внедрение и дальнейшее содержание электронного портала предполагается покрывать за счет специальных средств Фонда по управлению государственным имуществом, дополнительных финансовых затрат из республиканского бюджета на реализацию данного проекта не потребуется.
Принятие настоящего проекта постановления Правительства не требует проведения анализа регулятивного воздействия, не несет возможных социальных, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий.