Минэкономики: Условия интеграции с ЕАЭС - это не льготы и преференции, а новые возможности и вызовы для бизнеса

Новости
24 Апрель 2016
2160

Министерство экономики продолжает разъяснять общественности об экономических перспективах в рамках интеграционного объединения. Во-первых, пройти адаптационный период с минимальными издержками в условиях интеграции с Евразийским экономическим союзом (далее, ЕАЭС) – задача, которая требует совместных усилий и доверительного партнёрства государства с бизнес - сообществом и гражданами страны в целом.

Во вторых, вступление Кыргызстана в ЕАЭС сопровождалось открытыми дискуссиями с населением и бизнесом страны почти 4 года. В результате, на момент вступления Кыргызстана в ЕАЭС по данным социологических исследований во всех регионах страны свыше 75% населения проголосовало за вступление в Союз.

В диалоге с бизнесом Министерство экономики изначально обозначило позицию, что условия интеграции с ЕАЭС - это не льготы и преференции, это новые возможности и вызовы для бизнеса. Было бы наивно, не прикладывая усилий, ожидать мгновенного экономического чуда.

Негативные последствия в краткосрочном периоде (до 2017 года) наряду с выгодами, ожидаемыми в более долгосрочной перспективе, изначально закладывались в макроэкономические прогнозы Министерства. Эти вопросы обсуждались с бизнесом и с пониманием воспринимались.

В структуре малого и среднего бизнеса свыше 70% составляет мелкие предприятия, которым тоже предстоит пройти сложный путь укрепления их позиций, включая внедрение новых технологий, модернизацию и переориентацию производств с учетом стандартов и требований ЕАЭС.

Нельзя не отметить, что период вступления Кыргызстана и ЕАЭС совпал с нарастанием финансово-экономического и политического кризиса, охватившего подавляющее большинство стран глобального мира, включая ключевые страны - партнёры по ЕАЭС (Россия, Казахстан). Обвал мировых цен на сырую нефть, потрясения на китайском фондовом рынке, долговые, политические проблемы и рецессия экономики в ряде стран Европейского Союза - все эти факторы продолжают и сегодня оказывать негативное влияние, размывая эффект чистого воздействия интеграции с ЕАЭС на экономику страны.

Тем не менее, рост национальной экономики составил в 2015 году 3,5%. Для сравнения, в 2009 году, когда идея по интеграции стран, в том числе, Кыргызстана в рамках ТС только начала обсуждаться, последствия мирового экономического кризиса на экономику КР (вне интеграции) оказались более значимыми, рост экономики составил тогда только 0,9%.

Министерство экономики считает, что в период сложных и непредсказуемых, как в политическом, так и экономическом плане событий, которые происходят в большинстве стран глобального мира, КР присоединился к ЕАЭС весьма своевременно. Если бы этого не произошло и мы бы не завершили переговоры в первой половине прошлого года, 2015 года, то на фоне изменений геополитической ситуации в регионе, сложных внешнеполитических условиях в мировом масштабе, переговоры по присоединению к ЕАЭС затянулись бы на неопределенный срок.

И что самое важное, Кыргызская Республика считалась бы третьей страной по отношению к ЕАЭС. К нам продолжали бы применять различного рода ограничения, закрытие таможенных границ, отсутствие доступа для молокоперерабатывающих предприятий, ухудшение условий для трудовых мигрантов, что еще бы больше усугубило ситуацию в экономике Кыргызстана в условиях продолжающего влияния мирового кризиса.

С момента вступления в ЕАЭС прошло всего 8 месяцев. Ожидать значимых позитивных изменений за это короткое время было бы преждевременно.

Тем не менее, республике удалось многое сделать за это время, а именно:

- равные права наряду с другими участниками ЕАЭС в органах ЕАЭС; - членами Коллегии от КР определены два блока направлений в деятельности ЕАЭС (таможенное сотрудничество, энергетика и инфраструктура);

- отмена таможенного, санитарного и фитосанитарного видов контроля;

- расширение рынка 180-миллионного населения ЕАЭС. (Рынок вырос в 30 раз);

- проведено оснащение 4 таможенных первоочередных пунктов пропуска КР и 7 ветеринарно-контрольных пропускных постов. Грант РФ (200 млн. долл. США);

- 28 аккредитованных лабораторий КР и 6 органов по сертификации внесены в Единый реестр ЕАЭС, выдают документы и они равно признаются на территории всего Союза;

- по состоянию на сегодняшний день 18 кыргызских предприятий включены в Реестр предприятий, которые могут осуществлять поставки на территорию государств-членов ЕАЭС (РФ и Казахстан) (готовая мясная продукция, прошедшая термическую обработку молочная продукция, мед и рыбная продукция);

- заработал Кыргызско-Российский Фонд Развития;

- упрощены процедуры трудоустройства и улучшены социальные условия жизни для трудовых мигрантов и их семей. По сравнению другими странами мы в более выигрышном положении. Процесс модернизации испытательных лабораторий, в том числе и в регионах республики, позволит предпринимателям сократить расходы, так как испытания будут проводиться на местах.

- на базе Министерства экономики КР создан Информационно-справочный портал и служба Горячей линии по вопросам, связанным с ЕАЭС (тел. 1220, www.info.trade.kg.);

- в сфере расширения промышленного производства и промышленности и агропромышленного комплекса намечены меры по развитию легкой промышленности государств-членов ЕАЭС, по реализации Концепции согласованной агропромышленной политики, в области поддержки производства и переработки сельскохозяйственной продукции, развитие в государствах-членах биржевых инструментов торговли сельскохозяйственной продукцией.

- по КРФР в целях повышения доступности кредитов и обеспечения регионального охвата, планируется расширить список банков-партнеров. В этой связи, правлением фонда подготовлено предложение о смягчении отборочных требований к потенциальным банкам-партнёрам. Уже началась реализация программы кредитования малого и среднего бизнеса под 5% годовых для кредитов, сумма которых не превышает 1 млн. долларов. Снижение ставки должно создать дополнительный импульс для - повышения деловой активности в стране. При этом банк-партнер не имеет права взымать какие-либо дополнительные комиссии и сборы, в том числе за расчетно–кассовое обслуживание, связанное с выдачей и обслуживанием кредитных средств.

Кроме этого, Фондом проведены переговоры с руководством коммерческих банков, по результатам которой ожидается участие в программе 9-10 коммерческих банков КР. Проводится работа по выделению дополнительных 10-ти млрд. сомов для развития малого и среднего бизнеса, финансирования сельского хозяйства.

По ХАССП (HACCP) следует отметить, что высказывания некоторых представителей бизнес-ассоциаций не совсем верное. Во-первых, не существует понятие стандарт ХАССП, есть система ХАССП. Во-вторых, технический регламент ЕАЭС (ТС) О безопасности пищевой продукции вступает в силу с 12 августа 2017 года, и в соответствии с которым предусматривается разработка, внедрение и поддержание процедур, основанных на принципах ХАССП.

Особо следует отметить, что безопасность продукции будет подтверждаться самим производителем, путем декларации о соответствии, при этом производителю не обязательно иметь свою лабораторию.

В целях поддержки производителей и предпринимателей КР, Министерством экономики разработан и принят Приказ Министерства от 21 декабря 2015 года за №39 Об утверждении Методических рекомендаций по внедрению основных положений программы производственного контроля (программ-предпосылок), необходимые для результативного функционирования системы менеджмента безопасности пищевых продуктов, основанной на принципах ХАССП. Проведены ряд семинаров в городах Бишкек и Ош на тему технических регламентов, включая по принципам ХАССП.

Последние инициативы для экономического сотрудничества стран ЕАЭС:

В прошлом году подписано с Соглашение о зоне свободной торговли ЕАЭС с Республикой Вьетнам – в рамках, которого вьетнамской стороной выделена квота для стран ЕАЭС на поставку табака и табачных отходов в объеме 500 тонн, в рамках которой таможенная пошлина будет постепенно снижена с 10% до 0% в 2020 году. Ставка на необработанный табак и табачные отходы вне квоты составляет 80–90%.

Рассматривается возможность создания зоны свободной торговли государств-членов ЕАЭС с рядом стран - Иран, Египет, Израиль, Индонезия, Сингапур, Тунис, Камбоджа, Сербия, Индия - доступ кыргызских товаров на рынки данных государств – проведение переговоров по предоставлению преференциального режима тем товарам, которые представляют для Кыргызстана экспортный интерес. Разработка проекта Таможенного кодекса ЕАЭС. Разработка проекта Договора о пенсионном обеспечении трудящихся государств членов ЕАЭС.

Подписаны соглашения:

- О реализации в 2015-2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции (меховые изделия);

- Договор о координации действий по защите прав на объекты интеллектуальной собственности.

- о Методологии формирования индикативных (прогнозных) балансов газа, нефти и нефтепродуктов в рамках ЕАЭС.

Готовятся к утверждению Концепции о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов и газа ЕАЭС (утверждаются на Высшем Евразийском экономическом совете).

В целях расширения своих экспортных возможностей КР подала заявку в адрес Комиссии Европейского Союза по применению специальной схемы преференций ВСП+ ЕС. Это схема, в соответствии с которой КР получит беспошлинный доступ на рынок ЕС для более 6000 тыс. товарных позиций, которые уже экспортирует или по товарам, которые страна хотела бы продвигать в дальнейшем, такие как текстиль, сырье и переработанные фрукты и др.

Онлайн обращение