Инициированные Минэкономики меры, направленные на улучшение бизнес среды, осуществлялись с учетом мнений бизнес структур

Новости
11 Апрель 2016
1940

Министерство экономики КР на протяжении многих лет тесно сотрудничает с бизнесом, международными организациями и вырабатывает совместные меры, которые ограничивают вмешательство государства в деятельность предпринимателей и исключают различные административные барьеры со стороны госорганов.

Все инициированные за последние годы Министерством меры, направленные на улучшение бизнес среды, активно осуществлялись с учетом мнений бизнес структур.

В нашей совместной работе есть и определенные успехи, и совместные планы, есть и нерешённые вопросы, над которыми мы продолжаем работать.

Одним из важных результатов проводимой совместной работы является принятый Закон КР О проведении проверок субъектов предпринимательства. Данный Закон устанавливает порядок проведения проверок субъектов предпринимательства уполномоченными органами, определяет права и обязанности уполномоченных органов и субъектов предпринимательства в отношениях, связанных с осуществлением проверок, а также защиту прав субъектов предпринимательства от незаконного вмешательства в их деятельность.

При этом, как было отмечено выше, работа по оптимизации сферы контрольно-надзорной деятельности была продолжена. Виду чего на сегодняшний день введены критерии рисков, проверочные листы и сокращены сроки проведения проверок.

Введение критериев риска позволило государственным контролирующим органам определять степень риска объектов и, соответственно, частоту проведения проверок. На данный момент большое внимание уделяется объектам, которые представляют высокий потенциальный риск причинения вреда здоровью и безопасности людей, а объекты с незначительным риском проверяются реже.

Так, в зависимости от степени риска объекты проверяются:

- субъекты с высокой степенью риска - не чаще одного раза в год;

- субъекты со средней степенью риска - не более одного раза в три года;

- субъекты с незначительной степенью риска - не более одного раза в пять лет.

Также в целях реализации статьи 15-2 Закона КР О порядке проведения проверок субъектов предпринимательства Министерством экономики КР создан официальный портал www.proverka.kg.

Данная программа позволяет собирать данные по всем видам проверок, проводимых ГКО, которые проходят процедуру согласования с Министерством экономики КР в on-line режиме.

Важно отметить, что на этапе согласования проверок, программа позволяет проверять и исключать дублирующие проверки, не предусмотренные законодательством и которые противоречат законодательству.

Портал proverka.kg. является первым межведомственным электронным документооборотом в Кыргызской Республике, который генерирует базу данных по проверкам 13 ГКО.

Кроме того веб-портал proverka.kg, позволяет субъектам предпринимательства ознакомится с информацией о том, какой орган и с какой целью инициировал и инициирует проверки, какие результаты получены от проведенных проверок.

По итогам 2015 года количество проверок составило 24 477, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество проверок сократилось на 2549 проверок или на 11% (27026 проверок за 2014г.).

При этом, основная часть проведенных проверок приходится на плановые проверки, доля которых составляет 91 % от всех проводимых проверок, внеплановые проверки составляют 9 %.

Данные показатели являются доказательством того, что ГКО отошли от системы сплошных проверок, сосредоточив внимание на тех субъектах предпринимательства, которые представляют большую угрозу для жизни и здоровья населения, окружающей среде и т.д.

В два раза сокращены сроки проведения проверок для юридических лиц - с 30 до 15 рабочих дней, для субъектов малого бизнеса - до 5 рабочих дней.

Сокращено количество контролирующих госорганов с 21 до 13.

Кроме того, на сегодня создан единый веб-портал proverka.kg, с информацией о том, какой орган и с какой целью инициировал и инициирует проверки, какие результаты получены от проведенных проверок. Это позволит отсечь немотивированные и, ещё хуже, заказные визиты контролёров.

Вместе с тем, важно отметить, что проверки 13 государственных контролирующих органов, которые включены в Перечень ГКО, координирует Министерство экономики КР и ведет мониторинг их деятельности.

При этом, указанный Закон не регулирует порядок проведения проверок со стороны органов налоговой службы, Национального банка, проверок в рамках уголовного, административного, гражданского, исполнительного судопроизводства, органами внутренних дел, органами, осуществляющими пограничный, таможенный, иммиграционный, санитарный, карантинный, фитосанитарный, ветеринарный контроль в пунктах пропуска на государственной границе, Акыйкатчы (Омбудсменом), транспортной инспекцией при Министерстве транспорта и коммуникаций, так как данные ведомства руководствуются отраслевыми НПА, в связи с чем не согласуют предписания на проведение проверок субъектов предпринимательства с Министерством экономики КР.

В связи с этим, со стороны бизнес-сообщества в прошлом году был поднят вопрос относительно участившихся проверок со стороны правоохранительных и налоговых органов.

В рамках решения поставленных вопросов, на площадке Министерства экономики КР с участием представителей Аппарата Правительства КР, правоохранительных органов КР и бизнес-сообщества неоднократно проводились многосторонние совещания.

Вместе с этим, в целях урегулирования и систематизирования вопросов, касающихся порядка и процедур проверок со стороны правоохранительных и фискальных органов, совместно Генеральной прокуратурой КР, с соответствующим решением была образована рабочая группа по разработке действенных механизмов по сокращению неправомерных проверок субъектов предпринимательства со стороны правоохранительных и фискальных органов, в состав которой вошли представители государственных органов и бизнес-ассоциаций.

По итогам проведенной работы вышеобозначенной рабочей группой, 15 марта 2016 года был подписан Указ Кыргызской Республики О дополнительных мерах по правовой защите субъектов предпринимательства и органов местного самоуправления при проверке их деятельности правоохранительными и налоговыми органами, предусматривающий усиление правовой защиты и противодействие проявлению коррупционных рисков при осуществлении проверок субъектов предпринимательства.

В рамках реализации данного Указа Президента Кыргызской Республики, в целях выработки механизма проведения проверок субъектов предпринимательства со стороны правоохранительных и налоговых органов и установления исчерпывающих требований при проведении проверок с их стороны, распоряжением Премьер-министра Кыргызской Республики Т. Сариева от 4 апреля 2016 года под №154 была образована Межведомственная рабочая группа.

В состав данной рабочей группы вошли представители Аппарата Президента КР, Аппарата Правительства КР, правоохранительных органов и бизнес-сообщества.

Итогом этой работы должно стать создание прозрачного и открытого порядка и процедур проверок субъектов предпринимательства со стороны правоохранительных и налоговых органов, аналогично проверке kg.

При этом, следует отметить, что функции по согласованию проверок 13 ГКО закреплены и остаются за Министерством экономики КР, а функции по согласованию проверок со стороны правоохранительных и фискальных органов передаются в органы прокуратуры.

Онлайн обращение