Важнейшим результатом и событием в 2015 году стало вступление Кыргызстана в Евразийский экономический Союз (ЕАЭС). На момент вступления Кыргызстана в ЕАЭС по данным социологических исследований во всех регионах страны свыше 75% населения проголосовало за вступление в ЕАЭС. Об этом сообщил министр экономики КР Арзыбек Кожошев, выступая на заседании в Жогорку Кенеше 31 марта 2016 года (Правительственный день по привлечению инвестиций). Как он отметил, в диалоге с бизнесом Министерство экономики изначально обозначило позицию, что условия интеграции с ЕАЭС - это не льготы и преференции, это новые возможности и вызовы для бизнеса. И было бы наивно, не прикладывая усилий, ожидать мгновенного экономического чуда в условиях интеграции Кыргызстана с ЕАЭС.
Временной или инерционный разрыв до 2017 года неизбежен для адаптации национальной экономики к условиям ЕАЭС, перепрофилированию производств и постепенному введению новых условий администрирования НДС на импорт и ЕТТ.
Для сравнения, разработка процедур уплаты НДС на импорт в новых условиях и обучение налогоплательщиков этим процедурам заняло в Беларуси, Казахстане и России более двух лет.
В структуре отечественного бизнеса у нас свыше 70% составляет мелкие предприятия, которым предстоит пройти сложный путь укрепления их позиций до 2017 года, включая внедрение новых технологий, модернизацию и переориентацию производств с учетом стандартов и требований ЕАЭС.
Нельзя не отметить, что период вступления КР в ЕАЭС совпал с нарастанием финансово-экономического и политического кризиса в мире, когда негативные факторы его воздействия продолжают и сегодня оказывать негативное влияние, размывая эффект чистого воздействия интеграции с ЕАЭС на экономику Кыргызстана.
Поэтому, Правительством был принят специальный План по адаптации национальной экономики к условиям ЕАЭС, чтобы конкретными действиями смягчить негативные последствия, которые неизбежны в ближайшие два года.
С момента вступления в ЕАЭС прошло всего 8 месяцев. Ожидать значимых позитивных изменений за это короткое время было бы преждевременно. Тем не менее, Кыргызстану удалось многое сделать за это время, а именно:
- оснащены пункты пропуска Манас, Ош, Торгугарт, Иркештам;
- оснащены 7 ветеринарно-контрольных пропускных пунктов (Торугарт, Иркештам, Достук, Кызыл-Бел, ж/д Кара Суу, аэропорт Манас и Ош;
- есть 28 аккредитованных лабораторий и 5 госорганов уже внесены в реестр (43 подано);
- упростилось перемещение грузов, исключена процедура досмотра и оформления грузов, импортируемых из ЕАЭС; срок уплаты НДС отсрочен до 20 и более дней;
- отменены таможенный, санитарный и фитосанитарный виды контроля;
- упрощены процедуры трудоустройства и улучшены социальные условия жизни для трудовых мигрантов и их семей. По сравнению другими странами мы в более выигрышном положении, отменены квоты и разрешения, срок пребывания увеличен до 30 суток;
- заработал Кыргызско-Российский Фонд Развития;
намечены меры по развитию легкой промышленности государств-членов ЕАЭС и по реализации Концепции согласованной агропромышленной политики, включая вопросы поддержки производства, переработки и торговли сельскохозяйственной продукцией.
Россия оказывает Кыргызстану значимую финансовую поддержку в виде гранта (200 млн. долл. США), чтобы подготовить пункты пропуска и испытательные лаборатории к условиям ЕАЭС.
Нциональная испытательная база выходит на новый качественный уровень. Кыргызстану в условиях жёстких ресурсных ограничений вряд ли самостоятельно удалось бы решить эту и другие задачи.
Период адаптации экономики страны к условиям ЕАЭС сказался и на результатах внешней торговли. По итогам 2015 года экспорт товаров из Кыргызской Республики сократился на 10,7%, а без учета экспорта золота сократился на 21%.
Что касается действий по наращиванию экспортного потенциала в условиях ЕАЭС:
- В целях координации и оказания содействия в продвижении отечественных товаров на внешние рынки мы предлагаем создать единый институт по привлечению инвестиций и продвижению экспорта;
- Внедрить систему зеленого коридора для упрощения прохождения сельскохозяйственной продукции из/в Кыргызстан и в/из Китая, что сократит время операций на границе при перемещении сельхозпродукции;
- Упростить таможенные операции в отношении добросовестных участников внешнеэкономической деятельности;
- Внедрить действенный механизм своевременного возмещения НДС;
- Запланировали меры по субсидированию затрат на сертификацию продукции сельхозпроизводителей-экспортеров, в том числе, производителей органической сельхозпродукции;
- Планируется запуск 7 ветеринарных и 5 фитосанитарных лабораторий для сертификации продукции сельского хозяйства;
- Будут приняты меры по обеспечению признания эквивалентной системы ветеринарного контроля;
- Нацелены на продвижение экспорта образовательных и медицинских услуг;
- Будет оказано содействие выходу отечественных строительных компаний на рынки ЕАЭС и решение проблем мелкотоварности производства.
Самое главное это обеспечение макроэкономической стабильности и увеличение притока инвестиций, увеличение объема экспортируемых товаров.