Что предпринимается Правительством для стимулирования и поддержания бизнеса в стране

Новости
31 Март 2016
1992

По международным рейтингам Кыргызстан занимает сегодня следующие позиции:

- В последнем отчете рейтинга Ведение Бизнеса (Doing Business) Кыргызская Республика поднялась на 35 позиций, с 102-го на 67 место.

- По Индексу глобальной конкурентоспособности за 2015 год, Кыргызская Республика поднялась на 6 позиций, с 108-го на 102-е место.

- Согласно данным международной организации Transparency International индекс восприятия коррупции в Кыргызстане в 2015 г. улучшился на 13 позиций, составив 123 место из 175 стран.

- Кыргызская Республика впервые получила суверенный кредитный рейтинг и открыла путь к международному рынку капитала.

Отвечая на вопросы депутатов 31 марта 2016 года в ходе заседания в Жогорку Кенеше, министр экономики Арзыбек Кожошев отметил, что сегодня на фоне неопределенности и ожиданий, по мнению ряда международных аналитиков, в большинстве стран мира наблюдается замедление деловой активности и отток капитала.

Фискальные реформы позволили создать в Кыргызстане наиболее либеральный налоговый режим в регионе. Ставки налога на прибыль составляют 10%, подоходный налог 10% и НДС 12%; они выгодно отличаются от аналогичных ставок в Казахстане, Таджикистане, Узбекистане и Китае.

В 2015 году мы пошли на дальнейшие либеральные шаги, это снижение налогового бремени путем поэтапной отмены Налога с продаж, а именно:

- исключаем этот налог с экспортных поставок и поставок вне территории КР с 1 января 2016 г.;

- пошли на полную отмену Налога с продаж при реализации товаров, работ, услуг, облагаемых НДС и/или освобожденных от НДС, оплаченных в безналичной форме, за исключением сотовой связи с 1 июля 2016 г.;

- повысили размер регистрационного порога НДС с 4,0 млн. сомов до 8,0 млн. сомов;

- c 1 июля 2016 года устанавливается нулевая ставка налога с продаж для операций в безналичной форме;

- вдвое снижены ставки единого налога по упрощенной системе налогообложения при реализации товаров, работ и услуг, оплаченных в безналичной форме (с 6% до 3%);

- сохранены действующие льготы для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, осуществляющих переработку сельхозпродукции (освобождение от НДС и налога на прибыль).

В целях упрощения процедур налогового администрирования сделано следующее:

- сбор страховых взносов передан от Социального фонда в Государственную налоговую службу;

- процедуры уплаты и сроки предоставления отчетности переведены на ежеквартальную основу для малого и среднего бизнеса;

- внедрена упрощенная система подачи электронной налоговой отчетности через официальный сайт ГНС (на бесплатной основе).

Кроме этого планируется:

- разработать механизмы поддержки предприятий, открывающих производство в дотационных регионах;

- увеличить нижний предел таможенной стоимости товаров, ввозимых в качестве основных средств, до 500 тыс. сомов.

Во-вторых, мы продолжали системно продвигать меры по сокращению административных барьеров.

Обозначу только 10 наиболее важных результатов в этом направлении:

- регистрация бизнеса сейчас предусматривает всего 2 процедуры;

- по легкости регистрации собственности страна занимает 6 место в мире по данным отчета Всемирного Банка;

- сокращено количество разрешений и лицензий с 500 до 98 видов;

- введен принцип молчание – знак согласия;

- в два раза сокращены сроки проведения проверок - с 30 до 15 рабочих дней, для субъектов малого бизнеса - до 5 рабочих дней;

- сокращено количество контролирующих госорганов с 21 до 13;

- создан единый веб-портал proverka.kg;

- введены критерии рисков и проверочные листы;

- введен запрет на проверку деятельности предпринимателей со стороны правоохранительных органов;

- сокращено количество государственных услуг с 20 тысяч до 398, из которых, 238 платные, 160 бесплатные.

Вместе с тем, противоречия в законодательстве и наличие многочисленных подзаконных актов создают препятствия для бизнеса и негативные условия для коррупционных проявлений.

В этой связи в 2015 году запущена регулятивная реформа, направленная на выявление барьеров, мешающих ведению бизнеса – Системный анализ регулирования.

В рамках данной реформы предполагается выявить дублирующие, бессмысленные и наиболее проблемные нормативные правовые акты, регулирующих предпринимательскую деятельность и устранить их с применением принципа гильотины.

По реформированию государственного регулирования в лицензионно-разрешительной и контрольно-надзорной сферах, мы предлагаем сегодня следующие меры:

- освободить вновь созданные предприятия от проверок ГКО на 3 года;

- ограничить срок контрольной проверки до 1 дня;

- сократить количество государственных контролирующих органов еще на 2 органа (с 13 до 11),

- сократить в 2 раза количество проверок предпринимателей со стороны санитарно-эпидемиологического надзора;

- отменить право налоговой службы принимать решение о назначении выездной проверки на основании постановлений следователей правоохранительных органов в отношении налогоплательщика;

- отменить право контролирующего органа на проведение внеплановой проверки без подтверждающих сведений и материалов;

- разработать и внедрить прозрачный механизм проверок субъектов предпринимательства со стороны правоохранительных и фискальных органов;

- сократить 12 видов лицензируемой деятельности;

отменить плату за выдачу лицензий (за исключением ограниченных ресурсов);

- ввести автоматизированную информационную систему выдачи лицензий и разрешений в электронном виде в режиме он – лайн.

Одной из главных проблем бизнеса на сегодня является неправомерное вмешательство правоохранительных органов в деятельность хозяйствующих субъектов, следствием чего становится уход предпринимателей в тень, рост коррупции, снижение деловой активности и отток капитала из страны.

В этом направлении мы должны ввести жесткий механизм, ограничивающий неправомерное вмешательство правоохранительных и фискальных органов в деятельность субъектов бизнеса, - считает министр А. Кожошев.

По улучшению доступа малого и среднего бизнеса к финансовым и иным ресурсам Правительству удалось решить следующие задачи:

За счет средств Российско-Кыргызского Фонда развития было одобрено и выдано по программе финансирования МСБ через государственные банки РСК Банк и Айыл Банк кредитов на сумму 1,2 млрд. сомов.

Кроме этого, Фондом напрямую было одобрено 10,5 млн. долл. США на крупные технологические проекты в сельском хозяйстве и легкой промышленности. От данных кредитов ожидается создание 390 дополнительных рабочих мест.

По поддержке сельхозпроизводителей со стороны Правительства в 2015 году:

- было предоставлено 9980 льготных кредитов фермерам на общую сумму 3,8 млрд сомов);

- 860 единиц сельскохозяйственной техники предоставлено в лизинг;

- построено 221 теплиц на площади 111 гектаров;

дополнительно выделено 100,0 млн. сом на завершение строительства ирригационных объектов.

Из бюджета выделено 300 млн. сомов для выдачи ипотечных кредитов в рамках Программы Доступное жилье и прорабатывается вопрос о дополнительном привлечении средств в размере 3,5 млрд. сом.

Основной проблемой, которую пока не удается решить, это улучшение доступа предпринимателей к дешевым и длинным деньгам. Но работа по данному направлению ведется, в том числе направлению создания диалога между Правительством и бизнесом для эффективного сотрудничества, - в завершение отметил глава Минэкономики.

Онлайн обращение