По международным рейтингам Кыргызстан занимает сегодня следующие позиции:
- В последнем отчете рейтинга Ведение Бизнеса (Doing Business) Кыргызская Республика поднялась на 35 позиций, с 102-го на 67 место.
- По Индексу глобальной конкурентоспособности за 2015 год, Кыргызская Республика поднялась на 6 позиций, с 108-го на 102-е место.
- Согласно данным международной организации Transparency International индекс восприятия коррупции в Кыргызстане в 2015 г. улучшился на 13 позиций, составив 123 место из 175 стран.
- Кыргызская Республика впервые получила суверенный кредитный рейтинг и открыла путь к международному рынку капитала.
Отвечая на вопросы депутатов 31 марта 2016 года в ходе заседания в Жогорку Кенеше, министр экономики Арзыбек Кожошев отметил, что сегодня на фоне неопределенности и ожиданий, по мнению ряда международных аналитиков, в большинстве стран мира наблюдается замедление деловой активности и отток капитала.
Фискальные реформы позволили создать в Кыргызстане наиболее либеральный налоговый режим в регионе. Ставки налога на прибыль составляют 10%, подоходный налог 10% и НДС 12%; они выгодно отличаются от аналогичных ставок в Казахстане, Таджикистане, Узбекистане и Китае.
В 2015 году мы пошли на дальнейшие либеральные шаги, это снижение налогового бремени путем поэтапной отмены Налога с продаж, а именно:
- исключаем этот налог с экспортных поставок и поставок вне территории КР с 1 января 2016 г.;
- пошли на полную отмену Налога с продаж при реализации товаров, работ, услуг, облагаемых НДС и/или освобожденных от НДС, оплаченных в безналичной форме, за исключением сотовой связи с 1 июля 2016 г.;
- повысили размер регистрационного порога НДС с 4,0 млн. сомов до 8,0 млн. сомов;
- c 1 июля 2016 года устанавливается нулевая ставка налога с продаж для операций в безналичной форме;
- вдвое снижены ставки единого налога по упрощенной системе налогообложения при реализации товаров, работ и услуг, оплаченных в безналичной форме (с 6% до 3%);
- сохранены действующие льготы для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, осуществляющих переработку сельхозпродукции (освобождение от НДС и налога на прибыль).
В целях упрощения процедур налогового администрирования сделано следующее:
- сбор страховых взносов передан от Социального фонда в Государственную налоговую службу;
- процедуры уплаты и сроки предоставления отчетности переведены на ежеквартальную основу для малого и среднего бизнеса;
- внедрена упрощенная система подачи электронной налоговой отчетности через официальный сайт ГНС (на бесплатной основе).
Кроме этого планируется:
- разработать механизмы поддержки предприятий, открывающих производство в дотационных регионах;
- увеличить нижний предел таможенной стоимости товаров, ввозимых в качестве основных средств, до 500 тыс. сомов.
Во-вторых, мы продолжали системно продвигать меры по сокращению административных барьеров.
Обозначу только 10 наиболее важных результатов в этом направлении:
- регистрация бизнеса сейчас предусматривает всего 2 процедуры;
- по легкости регистрации собственности страна занимает 6 место в мире по данным отчета Всемирного Банка;
- сокращено количество разрешений и лицензий с 500 до 98 видов;
- введен принцип молчание – знак согласия;
- в два раза сокращены сроки проведения проверок - с 30 до 15 рабочих дней, для субъектов малого бизнеса - до 5 рабочих дней;
- сокращено количество контролирующих госорганов с 21 до 13;
- создан единый веб-портал proverka.kg;
- введены критерии рисков и проверочные листы;
- введен запрет на проверку деятельности предпринимателей со стороны правоохранительных органов;
- сокращено количество государственных услуг с 20 тысяч до 398, из которых, 238 платные, 160 бесплатные.
Вместе с тем, противоречия в законодательстве и наличие многочисленных подзаконных актов создают препятствия для бизнеса и негативные условия для коррупционных проявлений.
В этой связи в 2015 году запущена регулятивная реформа, направленная на выявление барьеров, мешающих ведению бизнеса – Системный анализ регулирования.
В рамках данной реформы предполагается выявить дублирующие, бессмысленные и наиболее проблемные нормативные правовые акты, регулирующих предпринимательскую деятельность и устранить их с применением принципа гильотины.
По реформированию государственного регулирования в лицензионно-разрешительной и контрольно-надзорной сферах, мы предлагаем сегодня следующие меры:
- освободить вновь созданные предприятия от проверок ГКО на 3 года;
- ограничить срок контрольной проверки до 1 дня;
- сократить количество государственных контролирующих органов еще на 2 органа (с 13 до 11),
- сократить в 2 раза количество проверок предпринимателей со стороны санитарно-эпидемиологического надзора;
- отменить право налоговой службы принимать решение о назначении выездной проверки на основании постановлений следователей правоохранительных органов в отношении налогоплательщика;
- отменить право контролирующего органа на проведение внеплановой проверки без подтверждающих сведений и материалов;
- разработать и внедрить прозрачный механизм проверок субъектов предпринимательства со стороны правоохранительных и фискальных органов;
- сократить 12 видов лицензируемой деятельности;
отменить плату за выдачу лицензий (за исключением ограниченных ресурсов);
- ввести автоматизированную информационную систему выдачи лицензий и разрешений в электронном виде в режиме он – лайн.
Одной из главных проблем бизнеса на сегодня является неправомерное вмешательство правоохранительных органов в деятельность хозяйствующих субъектов, следствием чего становится уход предпринимателей в тень, рост коррупции, снижение деловой активности и отток капитала из страны.
В этом направлении мы должны ввести жесткий механизм, ограничивающий неправомерное вмешательство правоохранительных и фискальных органов в деятельность субъектов бизнеса, - считает министр А. Кожошев.
По улучшению доступа малого и среднего бизнеса к финансовым и иным ресурсам Правительству удалось решить следующие задачи:
За счет средств Российско-Кыргызского Фонда развития было одобрено и выдано по программе финансирования МСБ через государственные банки РСК Банк и Айыл Банк кредитов на сумму 1,2 млрд. сомов.
Кроме этого, Фондом напрямую было одобрено 10,5 млн. долл. США на крупные технологические проекты в сельском хозяйстве и легкой промышленности. От данных кредитов ожидается создание 390 дополнительных рабочих мест.
По поддержке сельхозпроизводителей со стороны Правительства в 2015 году:
- было предоставлено 9980 льготных кредитов фермерам на общую сумму 3,8 млрд сомов);
- 860 единиц сельскохозяйственной техники предоставлено в лизинг;
- построено 221 теплиц на площади 111 гектаров;
дополнительно выделено 100,0 млн. сом на завершение строительства ирригационных объектов.
Из бюджета выделено 300 млн. сомов для выдачи ипотечных кредитов в рамках Программы Доступное жилье и прорабатывается вопрос о дополнительном привлечении средств в размере 3,5 млрд. сом.
Основной проблемой, которую пока не удается решить, это улучшение доступа предпринимателей к дешевым и длинным деньгам. Но работа по данному направлению ведется, в том числе направлению создания диалога между Правительством и бизнесом для эффективного сотрудничества, - в завершение отметил глава Минэкономики.