Минэкономики: Вступление Кыргызстана в ЕАЭС было взвешенным решением Правительства

Новости
24 Март 2016
2466

Министерство экономики КР выражает крайнюю неудовлетворенность по поводу популистских экспертных высказываний в средствах массовой информации о том, что все проблемы в развитии Кыргызстана связаны с ЕАЭС.

Во–первых, пройти адаптационный период с минимальными издержками в условиях интеграции с Евразийским экономическим союзом (далее, ЕАЭС) – задача, которая требует совместных усилий и доверительного партнёрства государства с бизнес - сообществом и гражданами страны в целом. Позиция пассивного наблюдателя и огульного критика в этой ситуации не уместна!

Во вторых, вступление Кыргызстана в ЕАЭС было взвешенным решением Правительства. Обсуждения и открытые дискуссии с населением страны продолжались почти 4 года. В результате, на момент вступления Кыргызстана в Евразийский экономический союз по данным социологических исследований во всех регионах страны свыше 75% населения проголосовало за вступление в ЕАЭС.

В диалоге с бизнесом министерство экономики изначально обозначило позицию, что условия интеграции с ЕАЭС - это не льготы и преференции, это новые возможности и вызовы для бизнеса!

Было бы наивно, не прикладывая усилий, ожидать мгновенного экономического чуда в условиях интеграции Кыргызстана с ЕАЭС!

Негативные последствия в краткосрочном периоде (до 2017 года) наряду с выгодами, ожидаемыми в более долгосрочной перспективе, изначально закладывались в макроэкономические прогнозы министерства экономики. Эти вопросы обсуждались с бизнесом и с пониманием воспринимались.

По наиболее вероятному макроэкономическому сценарию, который был проведен министерством, временной или инерционный до 2017 года неизбежен для адаптации национальной экономики к условиям ЕАЭС, перепрофилированию производств и постепенному введению новых условий администрирования НДС на импорт и ЕТТ.

Для сравнения, разработка процедур уплаты НДС на импорт в новых условиях и обучение налогоплательщиков этим процедурам заняло в Беларуси, Казахстане и России более двух лет.

Для сельского хозяйства сценарий, связанный с адаптацией мелкотоварного производства к условиям ЕАЭС, также прогнозировался ожидаемыми осложнениями в 2015-2017гг.

В структуре малого и среднего бизнеса свыше 70% составляет мелкие предприятия, которым тоже предстоит пройти сложный путь укрепления их позиций до 2017 года, включая внедрение новых технологий, модернизацию и переориентацию производств с учётом стандартов и требований ЕАЭС.

Поэтому, Правительством был принят специальный План по адаптации национальной экономики к условиям ЕАЭС, чтобы конкретными действиями смягчить негативные последствия, которые неизбежны в этот период .

Нельзя не отметить, что период вступления Кыргызстана и Евразийский экономический Союз совпал с нарастанием финансово-экономического и политического кризиса, охватившего подавляющее большинство стран глобального мира, включая ключевые страны - партнёры по ЕАЭС (Россия, Казахстан). Обвал мировых цен на сырую нефть ниже 30 долларов за баррель, потрясения на китайском фондовом рынке, долговые, политические проблемы и рецессия экономики в ряде стран Европейского Союза - все эти факторы продолжают и сегодня оказывать негативное влияние, размывая эффект чистого воздействия интеграции с ЕАЭС на экономику Кыргызстана.

Тем не менее, рост национальной экономики составил в 2015 году 3,5%. Для сравнения, в 2009 году, когда идея по интеграции стран, в том числе, Кыргызстана в рамках ТС только начала обсуждаться, последствия мирового экономического кризиса на экономику Кыргызстана (вне интеграции)оказались более значимыми, рост экономики составил тогда только 0,9%.

Министерство экономики считает, что в период сложных и непредсказуемых как в политическом, так и экономическом плане событий, которые происходят в большинстве стран глобального мира, Кыргызстан присоединился к ЕАЭС весьма своевременно.

Если бы этого не произошло, и мы бы не завершили переговоры в первой половине прошлого года, 2015 года, то на фоне изменений геополитической ситуации в регионе, сложных внешнеполитических условиях в мировом масштабе, переговоры по присоединению к ЕАЭС затянулись бы на неопределенный срок.

Тогда мы бы не достигли тех условий и преференций, которые сейчас имеем, и которые были достигнуты в затяжном переговорном процессе с огромны объёмом работ по гармонизации законодательства, правил и процедур с условиями ЕАЭС.

И что самое важное, Кыргызская Республика считалась бы третьей страной по отношению к ЕАЭС К нам продолжали бы применять различного рода ограничения, закрытие таможенных границ, отсутствие доступа для молокоперерабатывающих предприятий, ухудшение условий для трудовых мигрантов, что еще бы больше усугубило ситуацию в экономике Кыргызстана в условиях продолжающего влияния мирового кризиса.

Вместе с тем, вступление в ЕАЭС ни в коей мере не подрывает наших суверенных прав. Договорно-правовая база интеграционного объединения обеспечивает уважение особенностей политического устройства государств-членов, а также взаимовыгодного сотрудничества, равноправия и учета национального интереса Сторон. Условия Договора о ЕАЭС позволяют обеспечить соблюдение наших национальных интересов.

С момента вступления в ЕАЭС прошло всего 7 месяцев. Ожидать значимых позитивных изменений за это короткое время было бы преждевременно.

Тем не менее, Кыргызстану удалось многое сделать за это время, а именно:

- оснащены пункты пропуска Манас, Ош, Торгугарт, Иркештам;

- оснащены 7 ветеринарно-контрольных пропускных пунктов (Торугарт, Иркештам, Достук, Кызыл-Бел, ж/д Кара Суу, аэропорт Манас и Ош;

- уже есть 28 аккредитованных лабораторий и 6 госорганов внесены в реестр (43 подано);

- упростилось перемещение грузов, исключена процедура досмотра и оформления грузов импортируемых из ЕАЭС; срок уплаты НДС отсрочен до 20 и более дней;

- отменены таможенный, санитарный и фитосанитарный виды контроля;

увеличились поступления по НДС (август 386,9 млн., а в октябре в условиях ЕАЭС уже 1082,9 млн. сом) и акцизу (475,2 и 646,1, соответственно);

- упрощены процедуры трудоустройства и улучшены социальные условия жизни для трудовых мигрантов и их семей. По сравнению другими странами мы в более выигрышном положении. За счет сокращения трудовых мигрантов из других стран, освобождаются рабочие места для кыргызских граждан, происходит легализация трудовой миграции; отменены квоты и разрешения, срок пребывания увеличен до 30 суток.

- заработал Кыргызско-Российский Фонд Развития, уже выдано и одобрено через государственные ОАО РСК Банк и ОАО Айыл Банк кредитов на сумму 1,2 млрд. сомов; кроме того, Фондом одобрено выделение 10,5 млн. долларов США на крупные проекты в сельском хозяйстве и легкой промышленности.

- в сфере расширения промышленного производства и промышленности и агропромышленного комплекса намечены меры развитию легкой промышленности государств-членов ЕАЭС, по реализации Концепции согласованной агропромышленной политики, в области поддержки производства и переработки сельскохозяйственной продукции, развитие в государствах-членах биржевых инструментов торговли сельскохозяйственной продукцией.

РФ оказывает Кыргызстану значимую финансовую поддержку в виде гранта (200 млн. долл. США), чтобы подготовить пункты пропуска и испытательные лаборатории к условиям ЕАЭС. Наша национальная испытательная база выходит на новый качественный уровень.

Как Вы считаете, удалось ли бы Кыргызстану в условиях жестких ресурсных ограничений вне интеграции с ЕАЭС решить этот далеко не полный перечень задач в такие короткие сроки?

Онлайн обращение