Об этом сообщил Заместитель министра экономики КР Данияр Иманалиев выступая на заседании Совета по развитию бизнеса в отеле Хаятт Ридженс отметив что прошедший 2015 год выдался сложным и непредсказуемым как в политическом, так и экономическом плане, охватив подавляющее большинство стран мира.
Отчётливо проявились факторы, указывающие на новый мировой финансовый кризис, включая обвал мировых цен на сырую нефть ниже 30 долларов за баррель, потрясения на китайском фондовом рынке, долговые проблемы, политические потрясения, рецессия экономики в ряде стран Европейского Союза и санкции против России.
С учетом данных факторов, экономический рост мировой экономики, по прогнозам МВФ, в 2016 году ожидается невысокий, в пределах 3 %.
В отдельных странах Евразийского Союза (в Российской Федерации и Белоруссии) по итогам 2015 года реальная экономика сократилась почти на 4%. В Казахстане и Армении рост экономики замедлился до 1,2 % и 3,0 %, соответственно, в связи с чем прогнозы в данных странах были пересмотрены в строну снижения.
При этом продолжающееся снижение мировых цен на сырую нефть будет и далее оказывать негативное воздействие на макроэкономическую ситуацию стран-партнеров ЕАЭС.
Волатильность на валютном рынке остается высокой, по итогам 2015 года девальвация рубля составило 29,5 %, тенге девальвировал на 86,2 %.
Последствия такого обесценивания валюты привели к росту цен на импортные товары и снижению денежных переводов. Стоит отметить, что инфляция составило в Казахстане – 13,8 %, в России –12,9 % и в Белоруссии – 12,0 %.
При этих крайне неблагоприятных условиях главным результатом работы Правительства в 2015 году стало удержание национальной экономики от спада и сохранение положительных темпов роста.
По итогам 2015 года экономический рост составил 3,5%, а без учета предприятий по разработке месторождения Кумтор, немного выше - 4,5 %. Также, несмотря на негативные факторы, провоцирующие рост потребительских цен, это девальвация сома и рост тарифов на ЖКХ, Правительству КР совместно с НБКР за счёт специальных мер денежно-кредитной и бюджетной политики удалось сохранить уровень инфляции в умеренном диапазоне: 3,4 % (к декабрю предыдущего года). Среднегодовое значение инфляции составило 6,5 %.
Также подводя итоги прошлого года, становится очевидным, что 2016 год не будет легче, поскольку внешние риски продолжают сохраняться.
В этой связи, Правительством уже разработан и 15 января 2016 года принят План действий на 2016 год по реализации Программы Правительства Стабильность, доверие и новые возможности.
Важными условиями реализации Плана Правительства КР в 2016 году будет сохранение политической стабильности, принятие превентивных мер быстрого реагирования для смягчения влияния на экономику внешних и внутренних шоков. План действий на
2016 год состоит из 371 мероприятий, 40 из которых являются антикризисными.
В целях обеспечения макроэкономической стабильности предусматриваются меры по поддержанию стабильности цен, обеспечению сбалансированности государственных финансов, сокращению объема ненаблюдаемой экономики.
Будет выработан проект бюджета на 2016 год, предусматривающий сокращение бюджетных расходов и компенсационные меры по возможным рискам выпадения доходной части бюджета.
Евразийская интеграция – это не только новые вызовы для бизнеса, но и новые возможности. Поэтому, в 2016 году мы намерены активизировать работу с субъектами бизнеса, особенно, в регионах, по информированию и обучению ведения бизнеса в условиях ЕАЭС, включая вопросы повышения качества производимой продукции, ценовой политики, налогового и таможенного администрирования, технического регулирования и других вопросов.
Правительство КР планирует повысить эффективность мер по поддержке отечественных производителей через программу льготного кредитования Финансирование сельского хозяйства - 4 и по выдаче в лизинг сельскохозяйственной техники. Будут предложены новые механизмы финансирования малого и среднего бизнеса. Начата работа по механизмам льготного кредитования для обновления основных фондов, модернизации и технологического переоснащения оборудования для
экспортноориентированных предприятий. В ближайшее время планируется начать выдачу ипотечных кредитов в рамках Программы Доступное жилье.
Начата работа по трансформации ипотечных кредитов для бюджетных работников и социально уязвимых слоев населения, полученных в иностранной валюте. Проводятся переговоры со странами ЕАЭС по заключению контрактов в национальных валютах стран участниц союза.
Для развития экспорта в текущем году планируется:
1). Внедрить систему зеленого коридора для упрощения прохождения сельскохозяйственной продукции из/в Кыргызстан и в/из Китая, что сократит время операций на границе при перемещении сельхозпродукции;
2). Упростить таможенные операции в отношении добросовестных участников внешнеэкономической деятельности;
3). Запланированы меры по субсидированию затрат на сертификацию продукции сельхозпроизводителей-экспортеров, в том числе, производителей органической сельхозпродукции;
4). Планируется также запуск 7 ветеринарных и 5 фитосанитарных лабораторий для сертификации продукции сельского хозяйства.
Кроме того, будут приняты меры по обеспечению своевременного возмещения сумм превышения НДС по экспортным поставкам и предоставлена возможность для субъектов, осуществляющих реэкспорт товаров из третьих стран в государства - участников ЕАЭС, право на освобождение (условное начисление) НДС по импортируемым товарам. Будет также внедрен механизм субсидирования затрат бизнеса, связанных с сертификацией менеджмента качества.
В целом, политика создания условий для бизнеса в 2016 году будет, в основном, сфокусирована:
На дальнейшем снижении административных барьеров: в частности, вновь созданные предприятия будут освобождены от проверок государственных контролирующих органов на 3 года; будет сокращена кратность проверок субъектов предпринимательства со стороны государственного санитарно-эпидемиологического надзора; также будет сокращён срок контрольной проверки до 1 дня и будут внесены предложения по пересмотру механизма начисления ставок по тарифам социальных отчислений.
В рамках Концепции фискальной политики будут продолжены меры фискальной либерализации. Будут приняты меры по увеличению доступности субъектов малого и среднего бизнеса к финансовым ресурсам, в том числе вопросов связанных с залоговым обеспечением.
В целях обеспечения энергетической безопасности страны и обеспечения энергетического баланса будет продолжена модернизация ТЭЦ города Бишкек, проработан вопрос импорта электроэнергии из других стран в целях сохранения уровня воды в Токтогульском водохранилище и будет продолжена работа по привлечению инвестиций для строительства новых генерирующих мощностей.
Учитывая потребность в наращивании объёмов капитализации экономики для поддержания положительных темпов экономического роста в условиях кризиса, мы намерены активно продвигать работу по привлечению в экономику страны прямых иностранных инвестиций, двигаясь по пути восстановления доверия инвесторов к нашей стране и снижения конфликтов на местном уровне.
Сегодня, несмотря на очевидные выгоды для местного населения от разработки месторождения полезных ископаемых, всё ещё присутствуют элементы негативного отношения, а в иных случаях и прямого столкновения с инвесторами.
Также одним из препятствий притока прямых иностранных инвестиций является ограниченный доступ к ресурсам и инфраструктуре (вода, электроэнергия, земля, дороги). В этом направлении мы планируем внедрить механизм выдачи разрешительных документов, включая подключение к электросетям, подобный принципу Единого окна .