Об этом сообщила Статс-секретарь Министерства экономики КР Айдай Курманова в ходе заседания 3-го антикоррупционного форума в отеле Хаятт Ридженс, также борьба с коррупцией должна стать личным внутренним убеждением каждого субъекта предпринимательской деятельности.
Важнейшим фактором противодействия коррупции может и должно быть стремление бизнеса к честной и добросовестной конкуренции. Антикоррупционные стандарты поведения, основанные на знании общих прав и обязанностей, должны стать нормой для всех. Неукоснительное соблюдение этих правил - это обязательное требование, которое в равной степени распространяется, как на представителей органов власти, так и на субъекты предпринимательской деятельности.
Как отметила Статс-секретарь А. Курманова отношения бизнеса и государства должны строиться на партнерстве и равноправном диалоге.
Также проинформировала о достигнутых результатах и проводимых реформах в сфере предпринимательства.
Так, в 2015 году приняты ряд нормативных правовых актов в сфере фискального регулирования бизнес-среды, в том числе малого и среднего бизнеса, включая промышленность, предусматривающие:
- перевод на ежеквартальную основу действующей ежемесячной периодичности предоставления отчетности для малого и среднего предпринимательства, и некоммерческих организаций с сохранением периодичности уплаты налогов для среднего предпринимательства;
- освобождение от уплаты НДС, налога на прибыль и налога с продаж для развития лизинговых операций;
-предприняты шаги в сторону обеспечения фискальной децентрализации и передаче местным органам функции по администрированию местных налогов, а также налога на основе обязательного и добровольного патента;
- введен Режим стабилизации - благоприятный правовой режим для инвестора и/или инвестируемого предприятия в случае внесения изменений и дополнений в нормативные правовые акты Кыргызской Республики, регулирующие вопросы налоговых и неналоговых платежей.
В Жогорку Кенеше КР в первом чтении принят законопроект, предусматривающий упрощение администрирования НДС и сокращения времени на возврат/возмещение суммы превышения НДС для добросовестных плательщиков.
В целях дальнейшей оптимизации и либерализации лицензионной системы предлагается:
- отменить оплату за выдачу лицензий (за исключением ограниченных ресурсов и разрешений), предполагается выдавать лицензии на бесплатной основе;
- ввести листы лицензионных проверок, предусматривающие исчерпывающий перечень лицензионных требований;
- сократить 12 видов лицензируемой деятельности и ввести 6 видов лицензируемой деятельности, в связи с чем предполагается сокращение до 92 лицензируемых видов деятельности (на настоящий момент 98 видов);
- исключить наложение штрафа и отменить норму права госоргана-лицензиара приостанавливать действия лицензий и разрешений;
- создать нормативную основу для введения автоматизированной информационной системы выдачи лицензий в электронном виде в режиме он-лайн.
Предлагаемый подход позволит устранить непосредственный контакт лицензиара с лицензиатом, и в дальнейшем приведет к снижению коррупционных проявлений, сокращению затрат на получение лицензий и разрешений.
В целях снижения административных барьеров со стороны госорганов для субъектов предпринимательства и создания эффективной системы проверок министерством был разработан проект Закона Кыргызской Республики О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики О порядке проведения проверок субъектов предпринимательства. Данный законопроект направлен на защиту прав предпринимателей, исключения потенциальных коррупционных механизмов и приведение в соответствие с законодательством Кыргызской Республики.
Законопроект предусматривает освобождение новых предпринимателей от проверок на 3 года, сокращение в 2 раза количества проверок предпринимателей со стороны санитарно-эпидемиологического надзора, ограничение срока контрольной проверки до 2 дней, для субъектов малого предпринимательства – 1 рабочий день и исключения потенциальных коррупционных механизмов и приведение в соответствие с законодательством Кыргызской Республики.
Программой Правительства КР по внедрению электронного управления определен Перечень государственных и муниципальных услуг и функций для приоритетной автоматизации в 2014-2017 годах.
Необходимо напомнить, что при содействии ПРООН разработан и работает в тестовом режиме государственный портал электронных услуг (www.gosuslugi.mineconom.kg), который в настоящее время заполнен необходимым контентом (перечень госуслуг, в соответствии с Единым реестром, а также принятых стандартах госуслуг). Портал на данный момент носит информационно-справочный характер.