Об анализе проведенных экспертиз АРВ за 2015 год

Новости
21 Февраль 2016
1825

Министерством экономики проведен анализ проведенных экспертиз анализа регулятивного воздействия (АРВ), разработанных государственными органами, в результате которого были выявлены:

- лидеры по количеству и качеству проведенного АРВ среди государственных органов;

- наиболее часто допускаемые ошибки государственных органов при проведении анализа регулятивного воздействия.

Из 34 государственных органов, в 2015 году АРВ разрабатывали 18 государственных органов. А также 5 АРВ поступило из Жогорку Кенеша и 2 АРВ было разработано Мэрией г. Бишкек.

Количество проведенных АРВ за 2015 год составило 84 АРВ к проектам НПА. Министерством экономики было проведено 124 экспертиз.

По итогам 2015 года лидерами по проведению АРВ являются:

- Министерство экономики КР -18 АРВ;

- Государственная служба регулирования за финансовым рынком при Правительстве КР - 13 АРВ;

- Государственное агентство охраны и окружающей среды при Правительстве КР – 10 АРВ;

- Министерство энергетики и промышленности КР – 6 АРВ;

- Министерство транспорта и коммуникаций КР – 5 АРВ;

- Министерство сельского хозяйства КР – 5 АРВ;

При проведении АРВ государственными органами в подавляющем большинстве случаев допускаются следующие нарушения требований, установленные Методикой проведения АРВ:

- Неправильное определение и описание проблем: на этапе определения проблем, формулировка проблем не соответствует описанию указанной проблемы;

- Определение корневой проблемы как отсутствие нормативного правового акта: отсутствие нормативного правового акта не является проблемой;

- Не раскрытие масштабов проблем, либо неправильное их определение; отсутствие анализа мнений заинтересованных сторон по каждой категории: предприниматели, физические лица и их объединения, государственные органы и не указываются влияние НПА на их интересы;

- Отсутствие доказательств либо оснований для государственного вмешательства при решении проблем;

- Отсутствие логической связи между этапами;

- Отсутствие правового, экономического и иных анализов, а также результатов общественных обсуждений для альтернативного варианта регулирования;

- Отражение позиции только государственного органа или государства в целом: отсутствует четкая позиция субъектов предпринимательства, ассоциаций и граждан;

- Отсутствие позитивных и негативных последствий для вариантов регулирования: при описании регулятивного воздействия и реализационных рисков каждого варианта регулирования, госорганами описываются последствия выгодные для государства либо для госоргана, описания негативного воздействия и рисков для деятельности субъектов предпринимательства отсутствуют.

- Отсутствие описаний норм, регулирующих предпринимательскую деятельность, предусмотренных в проекте НПА;

- Отсутствие итогов общественного обсуждения проекта НПА;

- Отсутствие общественного обсуждения проекта АРВ.

Также следует отметить, о том что при проведении АРВ государственными органами описывается ситуация в целом, это означает, что АРВ не раскрываются и не описываются требования и обязанности для субъектов предпринимательства, предусмотренные в проекте НПА.

Министерство экономики рекомендует государственным органам, разрабатывающих АРВ:

- оптимизировать работу по разработке АРВ и определить в государственном органе ответственное должностное лицо по предэкспертизе: АРВ и НПА на необходимость проведения АРВ;

- включать специалистов, прошедших обучение по Методике проведения АРВ, в состав рабочей группы;

- возложить на специалиста прошедшего обучение предоставлять отчет об обучении и проводить обучение других специалистов данного государственного органа (сохранение институциональной памяти).

- направлять в Министерство экономики проект АРВ до его размещения на сайте Правительства для общественного обсуждения, а также получать консультацию от Минэкономики по вопросам проведения АРВ.

Онлайн обращение