Деятельность ГП «ЦЕО» в сфере внешней торговли» за 2015 признана недостаточной

Новости
26 Январь 2016
2938

26 января 2016 года в ходе заседания Коллегии Министерства экономики КР заслушав и обсудив проект постановления О деятельности Государственного предприятия Центр единого окна (ГП ЦЕО) в сфере внешней торговли при МЭКР и перспективы дальнейшей работы, с учетом замечаний и предложений, признала работу недостаточной.

ГП ЦЕО было создано постановлением Правительства КР от 28 августа 2009 года, является оператором информационной системы "единого окна" в КР. Осуществляет свою деятельность в целях оптимизации административных процедур и снижения административных барьеров при подготовке документов для осуществления внешнеторговых операций, путем создания механизма "единого окна" для эффективного обмена информацией в электронном формате между заинтересованными сторонами и усиление взаимодействия государственных и иных организаций по данному вопросу.

Учитывая стратегическую важность и сложность задачи по внедрению принципа "единого окна", процесс реализуется при заинтересованности и поддержке международных партнеров по развитию и основан на поэтапном/фазовом подходе.

Постановлением ПКР от 27 января 2014 года ГП ЦЕО было наделено дополнительными функциями по содействию развитию и продвижению экспорта, а также торговому информированию.

Также ГП ЦЕО входит в состав Секретариата по мониторингу, оценке и координации реализации Плана Правительства по развитию экспорта КР на 2015-2017 гг. и исполняет возложенные функции указанные в Плане.

Об этапах создания национального единого окна рассказал директор ГП ЦЕО Тынчтык Кудабаев. По его словам, в рамках проекта Азиатского банка развития (АБР) "Улучшение инвестиционного климата" (2011-2014 годы) была реализована первая фаза внедрения принципа "единого окна". В апреле 2011 года был проведен тендер по определению компании для разработки программного обеспечения ИСЕО. По итогам тендера, британская компания "The Crown Agents for Oversea Governments and Administrations Limited" была определена как компания - разработчик системы. В 2012 году данная компания завершила разработку и внедрение программного обеспечения ИСЕО. В январе 2012 года ГП ЦЕО осуществило приемку программного обеспечения ИСЕО с учетом ее доработки по результатам тестирования. С января 2014 года ИСЕО функционирует в промышленно-тестовом режиме. Целью первой фазы являлась автоматизация бизнес-процессов организаций вовлеченных в систему "единого окна".

Были достигнуты следующие основные результаты первой фазы:

- разработано программное обеспечение информационной системы "единого окна" (ИСЕО);

- завершены мероприятия по интеграции ИСЕО с Единой автоматизированной информационной системой (ЕАИС) Государственной таможенной службы (ГТС);

- разработана и утверждена нормативно-правовая база для организации взаимодействия по электронному обмену данными.

На сегодняшний день в соответствии с постановлением Правительства от 11.06.12г, ГП ЦЕО взаимодействует с 11 государственными и иными организациями, вовлеченными в выдачу 33 разрешительных и иных документов для осуществления внешнеторговых операций. Также на данный момент к ИСЕО подключены пять частных органа по сертификации продукции. За 2014 год, через ИСЕО, регулирующими органами было обработано и выдано более 28 000 разрешительных и иных документов, из них около 17000 документов в электронной форме были доступны ГТС при ПКР для осуществления таможенного оформления. Для удобства экспортеров/импортеров - УВЭД с февраля 2014 года функционирует Сервис-центр "единого окна" в сфере внешней торговли, предоставляющий услуги по электронному оформлению документов и подаче заявок, необходимых для таможенного декларирования.

В настоящее время ИСЕО работает в промышленно-тестовом режиме. В ходе эксплуатации ИСЕО были выявлены проблемные вопросы по внедрению принципов "единого окна". Данные вопросы в основном связаны с рабочими процессами ведомств, их потенциалом, правовой базой и техническими проблемами. В частности, основные проблемы: непонимание ЕО для ВЭД, недостатки нормативно-правовой базы, среды внедрения и технические проблемы.

В целях дальней реализации проекта по созданию национального "единого окна" и решения выявленных проблем, 22 мая 2013 года было подписано Соглашение между КР и АБР о реализации проекта "Региональное улучшение приграничных служб" (проект РУПС). Проект является частью плана мероприятий по реализации стратегии упрощения транспортных и торговых процедур, посредством снижения физических и организационных сдерживающих факторов при перемещении товаров через границу.

Основным компонентом проекта является компонент по развитию национального "единого окна" (НЕО) в КР. Согласно дизайну проекта, компонент по развитию НЕО включает в себя следующие основные задачи:

- анализ и оптимизация рабочих бизнес процессов для государственных учреждений/органов, вовлеченных в систему единого окна. Также анализ данных, гармонизация данных и моделирование данных;

- систематизация и внесение соответствующих изменений в нормативно-правовую базу;

- консультации и содействие ГП ЦЕО по техническим вопросам, связанным с "единым окном";

- привлечение заинтересованных сторон, общественности и организация маркетинговых мероприятий для развития системы НЕО;

- разработка программного обеспечения для системы НЕО, торгового портала, систем отслеживания и контроля сертификатов происхождения и разрешительных документов, обеспечение системами резервного хранения данных и аппаратным обеспечением для системы НЕО, региональных центров НЕО и для торгового портала.

На сегодняшний день завершен анализ бизнес процессов вовлеченных ведомств. Анализ бизнес процессов является первым шагом в направлении автоматизации процессов вовлеченных ведомств. По результатам данной работы были подготовлены пакеты рекомендаций по усовершенствованию, упрощению и оптимизации рабочих процессов вовлеченных ведомств.

Также подготовлены проекты изменений соответствующих НПА. Проекты изменений в основном направлены на создания благоприятной правовой среды для работы НЕО и касаются использования электронных документов в государственных ведомствах и правовой эквивалентности бумажных и электронных документов для определения допустимости использования электронных документов в различных сферах деятельности государственных и частных организаций.

В сентябре 2015 года начаты мероприятия по обучению, цель которых усиление потенциала человеческих ресурсов вовлеченных ведомств по использованию новых технологий и принципов "единого окна". Также разработаны предварительные технические задания для маркетинговых мероприятий по поддержке и продвижению "единого окна" в бизнес среде.

В связи с вступлением КР в ЕАЭС, ведется работа по подготовке дополнительных требований к системе НЕО. В соответствии с решениями Евразийской экономической комиссии, развитие национальных систем "единых окон" является приоритетным и важным инструментом в системе торговли ЕАЭС, при этом создание систем НЕО стран членов ЕАЭС должно базироваться на стандартах и рекомендациях СЕФАКТ ООН, ВТО и ВТамО.

Основными направлениями развития механизма "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности являются:

- сближение подходов по развитию национальных механизмов "единого окна";

- развитие национальных механизмов "единого окна";

- взаимное признание электронных документов, необходимых для осуществления внешнеэкономической деятельности;

- организация информационного взаимодействия.

Механизм единого окна в системе регулирования внешнеэкономической деятельности должна обеспечивать информационную поддержку по следующим сферам регулирования:

- таможенное регулирование;

- валютное регулирование;

- налоговое регулирование;

- таможенно-тарифное регулирование;

- нетарифное регулирование;

- техническое регулирование;

- санитарные, ветеринарно-санитарные, карантинные фитосанитарные меры;

- финансовые услуги (банковские, страховые);

транспорт и перевозки;

- охрана и защита прав интеллектуальной собственности.

В соответствии с планом проекта, работы по разработке программного обеспечения для модернизации существующей системы "единого окна" планируется начать в 4 квартале 2016 года. В настоящее время ведутся работы по подготовке требований к программному обеспечению НЕО. Планируется, что в 2018 году, с учетом требований ЕАЭС, международных рекомендаций и стандартов, модернизированная система НЕО будет введена в эксплуатацию и начнет функционирование.

Кроме того, Приказом Министерства от 22 апреля 2014 г. была изменена структура ГП ЦЕО с учетом новых функций. Так, был создан новый отдел по продвижению и развитию экспорта.

В рамках новых функций, ГП ЦЕО наладило сотрудничество и начало тесно работать с международными организациями – с программой ПРООН Содействие торговле, с программой Международного торгового центра (МТЦ) Продвижение торговли в КР и Японским агентством по международному сотрудничеству (JICA).

В октябре, ноябре 2014 года в городах Бишкек, Нарын и Ош сотрудники ГП ЦЕО при поддержке ПРООН провели совместные консультации и круглые столы с представителями бизнес сообщества по определению портфеля услуг, который по итогам проведенных работ был составлен по трем направлениям: продвижение экспорта, развитие экспорта, торговое информирование.

ГП ЦЕО при поддержке МТЦ и ПРООН была разработана директория провайдеров услуг и распечатана в количестве 1642 экземпляра на кыргызском и русском языках, из них 1363 распространены среди ассоциаций, производителей, потенциальных и действующих экспортеров . Также данная директория опубликована на кыргызском и русском языках на сайте МЭ и ГП ЦЕО.

В сфере развития и продвижения торговли, был принят стратегический документ. В рамках реализации Национальной стратегии устойчивого развития на 2013-2017 гг., утвержден План Правительства по развитию экспорта КР на 2015-2017 гг.

ГП ЦЕО является соисполнителем Плана, в частности следующих основных направлений:

- доступ к торговой информации и продвижение экспорта;

- упрощение торговых процедур.

ГП ЦЕО на постоянной основе проводит встречи с представителями из пяти приоритетных секторов обозначенных в утвержденном Плане - это производители, поставщики, потенциальные и действующие экспортеры. По запросу бизнеса были разработаны информационные справки по фасоли, джемам, сухофруктам, молочной продукции и меду, распространяются директории, а также часто проводятся информационно - консультационные работы по выходу на рынки РФ.

Приказом ГП ЦЕО от 18 февраля 2015 года был назначен представитель ГП ЦЕО в г. Москве и субъектах РФ. ГП ЦЕО в целях продвижения отечественной продукции на рынки России проводило работу совместно с представителем. В частности, были организованы встречи бизнеса (покупателей) с бизнесом (экспортерами), осуществлены поиски торговых партнеров, рынков сбыта кыргызских товаров, выпущены пресс – релизы, проведены работы по сбору заявок от потенциальных покупателей на продукцию из КР. Все принятые заявки обработаны в ГП ЦЕО, и произведена рассылка в адрес бизнес – ассоциаций, производителей и поставщиков. Данная работа проводится на постоянной основе.

В рамках организации встреч бизнеса с бизнесом, ГП ЦЕО проведена работа по привлечению импортеров в КР из РФ. Так, в начале июня 2015 г. с целью налаживания торговых отношений с отечественными производителями, Баткенскую область посетили руководящие составы торговой сети Радуга и оптовой закупочной компании ПромГарант. В Баткене делегацию встречали местные производители продукций. В ходе визита, были обсуждены условия торговли, показаны образцы продукций и т.д. В частности бизнес был заинтересован в импорте черешни, персика, абрикосов и виноградов.

Предложенные оптовые цены отечественных производителей были высокими, бизнес делегация решила не подписывать контракт о закупке продукции из Кыргызстана, несмотря на качество продукции. Представителями делегаций была дана оценка, что наши предприниматели работают не в долгосрочной перспективе, а сама цель – продажа продукции дорого и на любой рынок. По мнению делегации, сотрудничество на постоянной основе отечественных предпринимателей не интересует. В связи с чем, по итогам поездки, делегацией было решено сотрудничать и закупать продукцию из Узбекистана и Таджикистана.

Также представителем в г. Москве и Московской области проведена встреча с торговыми сетями, которые готовы импортировать продукцию из КР. На текущий момент налажено сотрудничество со следующими торговыми сетями: Радуга, Монетка, Виктория, Верный, Покупай-24, Домашний, X5 Retail Group. Кроме этого проведены работы с оптовыми компаниями: ООО Эверест, ООО Юнитрейд, ООО Пром Гарант, Балтийский Берег, а также с покупателями из субъектов Российской Федерации: Сибирский федеральный округ, Республика Башкортостан, Республика Крым, Ханты-мансийский автономный округ.

Кроме этого была проведена встреча с крупными производителями мясной промышленности: Микоян, Сетунь, Останкино, Мясной Дом Бородина, Велком.

Предлагаемая продукция отечественными экспортерами не всегда соответствует требованиям покупателей, наша продукция не может конкурировать по цене, калибровке, упаковке и другим параметрам. Основной проблемой можно также отметить вопрос оплаты. Отечественные экспортеры запрашивают 100% предоплату, в то время как покупатель готов произвести плату после поставки товара. На основании данной ситуации заключение контракта не производится. Отечественные предприниматели не готовы идти даже на частичную предоплату со стороны потенциальных покупателей. На сегодняшний день конкуренцию для отечественной плодоовощной продукции на рынках Российской Федерации составляют Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан, Белоруссия и Армения.

Кроме этого следует отметить, что у начинающих, потенциальных и некоторых действующих экспортеров отсутствуют знания и опыт по анализу внешних рынков, изучению конкурентов, участию на бизнес встречах, миссиях, выставках, ценообразованию, составлению экспортной стратегии, поиску торговой информации, заключению внешнеторговых контрактов, проведению банковских операций, маркировке и упаковке товаров и т.д. В связи с этим, предприниматели озвучивали необходимость фасилитации и информировании их со стороны государства по всем вышеперечисленным вопросам с назначением торговых представительств за рубежом.

ГП ЦЕО в сфере внешней торговли проведена работа по созданию технической основы механизма единого окна. В ходе эксплуатации ИСЕО были выявлены проблемные вопросы по внедрению принципов "единого окна", связанные с рабочими процессами ведомств, их потенциалом, правовой базой и техническими проблемами.

В целях дальней реализации проекта по созданию национального "единого окна" и решения выявленных проблем, в ноябре 2014 начата реализация проекта "Региональное улучшение приграничных служб" (проект РУПС).

Результатом работы проекта должно стать дальнейшее совершенствование национальной системы единого окна, с учетом международных стандартов и требований ЕАЭС.

Также с момента наделения ГП ЦЕО новыми функциями, проведена работа по формированию услуг для бизнеса с учетом их потребностей, налаживанию сотрудничества с заинтересованными сторонами, торговому информированию экспортеров и продвижению отечественной продукции на рынки России. Были выявлены проблемы и нужды экспортеров.

Заслушав и обсудив по данному проекту постановления, министр Арзыбек Кожошев сделал выговор главе ГП Центр единого окна Т. Кудабаеву, отметив, что Единое окно со своими задачами сегодня не справляется, вопросы, поставленные перед предприятием, не выполнены. В частности, поднимался вопрос по переходу ГП на хозрасчет, акцентировался вопрос на недостаточной деятельности с участниками внешнеэкономической деятельности.

С учетом вышесказанного, с учетом замечаний и предложений членов Коллегии, Аппарата Правительства, работа ГП ЦЕО признана недостаточной, необходимо продолжить работу:

- по пересмотру и доработке концепции развития национального механизма -единого окна с учетом требований ЕАЭС и результатов анализа и реинжиниринга бизнес-процессов вовлеченных ведомств; систематизации нормативно-правовой базы;

- подготовке и принятию изменений нормативно-правовых актов ведомственного и межведомственного уровня;

- пересмотреть роль ГП ЦЕО в области продвижения и развития экспорта через создание на базе ГП ЦЕО Агентства по продвижению экспорта с соответствующим ресурсным обеспечением.

Онлайн обращение