Об этом сообщил министр экономики Кыргызской Республики Арзыбек Кожошев, открывая заседание Коллегии Министерства 26 января 2016 года с участием Вице-премьер-министра КР Олега Панкратова, членов Коллегии, представителей государственных органов, Общественного совета.
По его словам, прошедший 2015 год выдался сложным и непредсказуемым, как в политическом, так и в экономическом плане, охватив подавляющее большинство стран мира. И на сегодняшний день кризис продолжается по всему миру.
Несмотря на складывающуюся тенденцию, проводимая согласованная экономическая политика Правительства и НБКР позволила в 2015 году обеспечить макроэкономическую и социальную стабильность в стране.
Основным результатом итогов за 2015 год стало сохранение положительной динамики экономического роста. Экономический рост в стране по итогам года составил 103,5 %, объем валового внутреннего продукта (далее - ВВП) сложился в сумме 423,6 млрд сомов. Дефлятор ВВП сложился на уровне 102,2 %. Без учета предприятий по разработке месторождения Кумтор рост реального ВВП составил 104,5 %, за соответствующий период 2014 года аналогичный показатель составлял 105,0 %.
Экономический рост обеспечен почти всеми секторами экономики, кроме промышленности, в том числе реальный темп роста в сельском хозяйстве составил 106,2 %, строительстве – 111,8 %, сфере услуг – 103,7 %. В промышленности снижение объемов производства составило 4,4 процентных пункта (95,6 %).
Далее об этом подробно проинформировал заместитель министра Данияр Иманалиев, отметивший, что информация об итогах социально-экономического развития КР, характеризует тенденции развития различных отраслей экономики, формирующих ВВП в отдельности, раскрывает внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на социально-экономическое развитие КР.
Складывавшаяся в 2014-2015 гг. неоднозначная ситуация в мировой экономике, на сырьевом и финансовом рынках, начавшееся на фоне ухудшения внешнеэкономических условий, замедление экономического роста в странах-основных торговых партнерах, поставили перед Правительством непростые задачи и стали определенным вызовом для проведения экономической политики в целом.
Ожидаемый уровень экономического роста на 2015 год достигнут, и фактически сложился больше на 0,4 процентных пункта.
Внешнеторговый оборот КР за январь-ноябрь 2015 года составил 4989,6 млн долл. США и по сравнению с январем-ноябрем 2014 года сократился на 23,7 %. В структуре товарооборота на долю экспорта пришлось 26,2 %, импорта – 73,8 %. Дефицит торгового баланса в январе-ноябре 2015 года составил 2377,4 млн долл. США против 3610,7 млн долл. США, сложившихся за аналогичный период 2014 года. Экспорт товаров сократился по сравнению с январем-ноябрем 2014 года на 10,7 % и составил 1304,4 млн долл. США.
Снижение объемов импорта обусловлено сокращением объемов ввоза средств наземного транспорта в 3,6 раза, минерального топлива - на 30 %, фармацевтической продукции - на 22,5 %.
Обеспечение положительной динамики экономического роста активно продвигалось в рамках Плана мероприятий Правительства на 2015 год по укреплению национальной экономики, где были предусмотрены мероприятия из 38 пунктов, в основном, направленные на обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности в периоды наиболее сильного влияния внешних и внутренних неблагоприятных факторов, куда были интегрированы антикризисные мероприятия.
В целях стимулирования сельскохозяйственного производства реализован проект Финансирование сельского хозяйства-3, в рамках которого в 2015 году коммерческими банками выдано 9980 кредитов всего на сумму 3,8 млрд. сомов. На субсидирование процентных ставок коммерческих банков при предоставлении льготных кредитов фермерам в бюджете 2015 года было предусмотрено 392,6 млн. сомов, фактически перечислено 271,36 млн. сомов.
Запущена деятельность Российско-Кыргызского Фонда развития. В целях поддержки МСБ, Фондом выделены средства в сумме 1,2 млрд. сомов двум банкам – ОАО Айыл Банк и ОАО РСК Банк.
Для развития экспортных операций реализовывается План Правительства по развитию экспорта КР на 2015-2017 годы. План выступает в качестве дорожной карты по расширению экспортного потенциала страны и в него включены приоритетные сектора с высоким экспортным потенциалом.
Для обеспечения благоприятных условий ведения бизнеса реализовывается Программа ПКР по развитию частного сектора в КР на 2015-2017 годы, в рамках которой предложено осуществление ряда реформ в 5 сферах: торговой сфере; таможенной сфере; по оптимизации налогового администрирования; по реформированию трудового законодательства и антимонопольного законодательства.
В продолжении работы по созданию и поддержанию благоприятных условий для предпринимательства, сокращено количество разрешений и лицензий от 500 до 101. В два раза сокращены сроки проведения проверок - с 30 до 15 рабочих дней, для субъектов малого бизнеса - до 5 рабочих дней, освобождение новых предприятий от неналоговых проверок на 3 года. Проделана работа в области усовершенствования программы Контр-Про 3, которая позволяет собрать данные по всем видам проверок, проводимым контролирующими органами посредством выхода в интернет в режиме on-line. Запущена реформа Системный анализ регулирования.
В целях сокращения масштабов теневой экономики принят План мероприятий по сокращению теневой экономики в КР на период 2015-2017 годы, меры которого направлены на устранение условий и причин возникновения теневой составляющей экономики, а также по ее легализации.
Для повышения эффективности использования государственных активов приняты Программа приватизации госсобственности в Кыргызской Республике на 2015-2017 годы Концепция реформирования государственного имущества.
Запущены горно-обогатительный комплекс (ГОК) ОсОО Алтын Кен месторождения золота Талды-Булак-Левобережный (29 июля 2015 года), рудный комплекс ОсОО Казахмыс Голд Кыргызстан на золото-медном месторождении Бозымчак (1 августа 2015 года), Токмокский нефтеперерабатывающий завод мощностью 400 тыс. тонн в год (27 ноября 2015 года). Наращены объемы НПЗ Джунда почти 2 раза по сравнению с 2014 годом.
В результате удалось снизить напряженность на рынке труда, вновь создано 86749 рабочих мест (по итогам за 9 месяцев 2015 года), что больше на 2,8 % аналогичного периода 2014 года.
Главным событием года стало становление КР полноправным членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС). 12 августа 2015 года, после завершения всех процедур (ратификация Договора государствами - членами ЕАЭС, открытие границ), на кыргызско-казахстанской границе были отменены все таможенные процедуры, на территории республике вступил в силу единый таможенный тариф, единая номенклатура внешнеэкономической деятельности ЕАЭС, единые требования на продукцию.
21 августа 2015 года принято решение совета ЕЭК об отмене санитарного и фитосанитарного контроля на кыргызско-казахстанском участке государственной границы, которое вступило в силу 18 ноября 2015 года. Проведено оснащение первоочередных пунктов пропуска Кыргызской Республики Манас, Ош, Торугарт, Иркештам. Оснащены 7 ветеринарно-контрольных пропускных постов. Вступили в силу 35 технических регламентов ЕАЭС.
Для более плавного интегрирования в период сложных внешних условий для функционирования экономик государств-членов ЕАЭС, разработан План мер по адаптации КР к условиям Евразийского экономического союза и Создан Штаб по адаптации и оперативному реагированию на риски, связанные с присоединением КР к ЕАЭС.
Ослабление экономик стран-основных торговых партнеров КР, которое привело к снижению внешнеторгового оборота и сокращению притока капитала в страну, вкупе с общемировой тенденцией укрепления доллара США, обусловили повышенное давление на обменный курс в течение 2015 года.
Для минимизации влияния волатильности курса валюты на социально-экономическое развитие, Правительством и НБКР предпринимались действенные меры. В целях сглаживания резких колебаний обменного курса, предотвращения спекулятивных операций на валютном рынке, недопущения резкого повышения цен на товары и услуги был разработан План первоочередных мер.
Исходя из сложившихся макроэкономических параметров социальные показатели сложились следующим образом: среднемесячная номинальная заработная плата одного работника (без учета малых предприятий) составила 12848 сомов, увеличившись на 9 %, а ее реальный размер, исчисленный с учетом индекса потребительских цен, увеличился на 2,1 % (в январе-ноябре 2015 года).
Повышены размеры заработной платы негосударственным служащим (постановления ПКР от 06.04.15. №196, от 02.04.15. №180, от 06.04.15. №197, от 07.04.15. № 201), работникам школьного и дошкольного образования (увеличение часовой ставки оплаты труда на 50 % учителей 5-11 классов и на 80 % учителей начальной школы). На повышение зарплаты для учителей школ и воспитателей детских садов из бюджета было выделено 2,2 млрд. сомов на сентябрь-декабрь 2015 года.
В целях обеспечения поддержки жизненного уровня пенсионеров было произведено повышение пенсии с 1 сентября 2015 года в зависимости от страхового стажа (постановление ПКР от 25 июня 2015 года №411). Средний размер пенсии после повышения составил 4804 сомов, и увеличился по отношению к 2014 году на 5,3 %.
В целях повышения уровня социальной защищенности малообеспеченных семей, с 1 июля 2015 года размер гарантированного минимального дохода (ГМД), на основании которого исчисляется размер ЕПМС, повысился с 705 до 810 сомов (на 15 %).
Таким образом, в результате создания базовых условий для поддержания макроэкономической устойчивости и предпринимаемых действий, достигнута положительная динамика экономического роста в течение 2015 года и выполнены в полном объеме запланированные социальные обязательства.
В целях обеспечения роста ВВП, полного и своевременного финансирования социальных гарантий государства, 2016 году необходимо принять своевременные меры по обеспечению устойчивого экономического роста.
Чтобы рост экономики страны не снижался и выйти на положительные темпы роста к концу года, необходимо принятие следующих мер:
- обеспечение производства продукции на месторождении Кумтор, ОАО Кыргызалтын в запланированных объемах, не ниже объемов 2015 года;
- наращивание объемов производства на месторождениях золота Талды-Булак-Левобережный, Бозымчак, запустить работу на месторождениях Иштамберди, Джеруй;
- решение вопроса поставки сырой нефти на НПЗ Джунда и НПЗ Токмок;
- обеспечение безусловного выполнения задач по запуску новых производственных мощностей (по 10 в каждом районе);
- активизация работы Российско-кыргызского инвестиционного фонда для получения наибольшего эффекта для экономики страны;
- усиления повсеместной работы по импортозамещению для повышения конкурентоспособности отечественных товаров на рынках стран ЕАЭС;
- обеспечение выполнения Плана мер по наращиванию экспорта (дорожающий доллар, снижение курса рубля и тенге в отношения к сому приведет к снижению конкурентоспособности наших товаров на рынках России и Казахстана, а также к увеличению импорта товаров из этих стран);
- сведение к минимуму административные барьеры по запуску и реализации новых объектов, производств и т.д.
В целом заслушав и обсудив проект постановления об итогах социально-экономического развития КР за 2015 год, с учетом предложений членов Коллегии, данная информация принята к сведению. Также, Коллегия постановила на основе данных оценки текущей социально – экономической ситуации принять меры, направленных на макроэкономическую стабильность и обеспечение целевых показателей на 2016 год.