10 декабря 2015 года на заседании Правительства КР под председательством Премьер-министра Темира Сариева рассматривался вопрос О ходе разработки и утверждения проектов стандартов и административных регламентов государственных услуг, предоставляемых государственными органами, подведомственными организациями и учреждениями.
Выступая с докладом министр экономики Арзыбек Кожошев отметил, что Национальная стратегия устойчивого развития КР на период 2013-2017 годы определяет основную цель в области государственного управления - восстановление доверия граждан к институтам власти. Реализация данной цели для исполнительной власти возможна через реализацию следующих задач:
- повышение качества предоставления государственных услуг главному потребителю - гражданам страны;
- создание компактного и профессионального государственного аппарата, способного эффективно исполнять функции государства, ориентированного на предоставление качественных услуг населению, устойчивого перед коррупцией и пользующегося доверием общества.
За последние годы, в рамках реформы проведены работы по формированию и утверждению уникальной, адаптированной под местные условия, законодательной базы, регулирующей вопросы предоставления государственных и муниципальных услуг, что значительно сокращает необходимость государственных органов предоставлять коммерческие услуги, а также осуществлять несвойственные им функции в ущерб основной деятельности.
Цель оптимизации системы предоставления государственных услуг - разработка государственной политики в сфере регулирования государственных услуг, порядка формирования реестров государственных и муниципальных услуг, стандартов и административных регламентов государственных услуг для качественного предоставления государственных услуг физическим и юридическим лицам.
С 2011 года в республике началась реформа по оптимизации системы предоставления государственных услуг, которая разделена на три этапа:
1 этап – проведение инвентаризации госуслуг, формирование Единого реестра госуслуг, а также разработка и утверждение законодательства в сфере регулирования госуслуг, в том числе и основного нормативного акта - Закона О государственных и муниципальных услугах КР.
2 этап – разработка стандартов и административных регламентов государственных услуг и оптимизация системы предоставления муниципальных услуг.
3 этап – перевод ряда государственных и муниципальных услуг в электронный формат посредством информационно-коммуникационных технологий.
Для проведения системной работы с учетом общественного мнения, Правительством КР была образована Межведомственная комиссия по оптимизации системы предоставления государственных и муниципальных услуг, которая является консультативно-совещательным органом, в которую вошли представители государственного и негосударственного секторов.
В действующем Едином реестре 373 услуги, в том числе 224 платных и 149 бесплатных, включенные в разделы, охватывающие все сферы государственного управления: 1.Образовательные и культурные услуги, 2.Медицинские услуги, 3.Социальные услуги, 4. Услуги регистрации, выдачи справок, удостоверений и др. документов, а также их копий и дубликатов, 5. Услуги исследования, анализа, оценки и экспертизы, 6. Предоставление информации, 7. Услуги печати, копирования и издания, 8. Обеспечение безопасности и хранения, 9. Другие услуги.
В настоящее время, по словам министра А. Кожэошева, идет реализация 2 этапа – разработка стандартов и административных регламентов госуслуг и оптимизация системы предоставления муниципальных услуг.
Стандарт - документ, содержащий систематизированный набор требований, предъявляемых к государственной или муниципальной услуге, утверждаемый Правительством КР или соответствующим местным Кенешем, определяющий процедуру взаимодействия исполнителя государственной или муниципальной услуги с потребителем услуги.
Стандарт является документом, предназначенным для потребителя услуги, и согласно нему потребители услуги могут требовать предоставление услуги в рамках параметров, определенных в стандарте.
В настоящее время завершается процесс разработки и рассмотрения проектов стандартов на МВК, а также их утверждения Правительством КР и идет процесс разработки регламентов государственных услуг.
Административный регламент - документ, регламентирующий сроки и последовательность административных процедур (действий) исполнителя государственной или муниципальной услуги, необходимых для единообразного предоставления государственной и муниципальной услуги, включая межведомственное взаимодействие при его наличии, на всей территории страны.
Третий этап реформы – перевод ряда государственных и муниципальных услуг в электронный формат посредством информационно-коммуникационных технологий предполагается начать в 2016 году.
Законом КР О государственных и муниципальных услугах установлено что государственные и муниципальные услуги могут предоставляться в электронном формате, при этом Правительство определяет перечень таких услуг.
Возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронном формате позволит экономить время граждан, а также повысить качество их предоставления, снизить коррупционные проявления и расходы государственных и муниципальных органов при выполнении своих функций.
Также постановлением Правительства КР от 17 ноября 2014 года утверждена Программа по внедрению электронного управления (электронное правительство) в государственных органах исполнительной власти и органах местного самоуправления КР на 2014-2017 годы, в которой определен Перечень государственных и муниципальных услуг и функций для приоритетной автоматизации в 2014-2017 годах, состоящий из 26 позиций.
Кроме того, Министерством экономики при содействии ПРООН разработан и работает в тестовом режиме государственный портал электронных услуг www.gosuslugi.mineconom.kg, который в настоящее время заполняется необходимым контентом. Портал в данный момент носит информационно-справочный характер. Необходимо продолжить работу по развитию портала в части определения порядка осуществления информационного взаимодействия между государственными органами исполнительной власти участвующих в предоставлении государственных услуг, для обеспечения доступности, сопровождаемости, обслуживаемости, при получении потребителями услуг от государственных органов.
Государственные услуги будут предоставляться через различные каналы доступа, сети общего пользования, в зависимости от возможностей конечных Получателя услуг. Одна из основных задач – поддержка формата единого окна государственных услуг на технологическом уровне. Данный портал снизит уровень коррупции за счет минимизации посещения гражданами органов государственного управления, с помощью средств информационно-коммуникационных технологий. Повысит скорость и доступность оказания государственных услуг для заинтересованных лиц. Будет способствовать развитию межведомственных отношений государственных органов. В настоящее время осуществляются работы по подготовке методических рекомендаций по проведению внутреннего и внешнего мониторинга предоставления государственных услуг, - разъяснил министр.
На заседании были рассмотрены ход процесса разработки государственными органами стандартов и административных регламентов, выявленные проблемы и причины неисполнения рядом органов установленных сроков исполнения, в адрес которых вынесены предупреждения. Правительством КР было поручено усилить работу в данном направлении.