Как отметил заместитель министра экономики КР Данияр Иманалиев, в целях решения проблем, назревших в сфере управления госсобственностью, распоряжением Правительства была принята Концепция реформирования системы управления госимуществом от 5 июня 2015 года.
Целью создания национальных холдинговых компаний является увеличение долгосрочной стоимости государственных активов и развитие отдельных отраслей экономики.
Основными задачами национальной холдинговой компании должны стать:
- осуществление функций акционера в компаниях, входящих в группу национальной холдинговой компании;
- формирование стратегий развития и управление кадровым потенциалом в своих дочерних компаниях;
- содействие государственным органам КР в проведении единой отраслевой политики через свои дочерние и зависимые компании.
Основные положения законопроекта:
- Государственный холдинг будет функционировать в форме открытого акционерного общества;
- Высшим органом управления и Единственным акционером холдинга является Правительство КР.
Так, к исключительной компетенции Единственного акционера отнесены следующие ключевые вопросы:
- утверждение устава холдинговой компании;
- принятие решения о реорганизации и ликвидации;
- утверждение годового отчета;
- распределение прибыли, определение размера и порядка выплаты дивидендов;
- избрание и досрочное прекращение полномочий членов совета директоров.
Общее руководство деятельностью холдинга осуществляет Совет директоров, который будет сформирован из 9 членов:
- 4 позиции занимают руководители ключевых госорганов, отраслевая специфика которых соответствует специализации национальной холдинговой компании;
- 3 позиции занимают профессиональные управленцы, не являющиеся госслужащими;
- остальные 2 места в Совете директоров предоставляются независимым членам.
На Совет директоров возлагаются следующие основные задачи:
- утверждение стратегии развития национальной холдинговой компании;
- утверждение стратегий развития дочерних компаний, а также ключевых показателей оценки результативности и эффективности их деятельности;
- избрание и досрочное прекращение членов правления холдинговой компании;
- утверждение ежеквартальных и годовых отчетов правления о реализации стратегии развития и исполнении бюджета;
- утверждение политики холдинговой компании в области корпоративного управления, внутреннего контроля и аудита, инвестиций и капитальных вложений, дивидендной и кадровой политики.
Также законопроектом предусмотрено обязательное функционирование трех комитетов при Совете директоров:
- комитет по кадрам и вознаграждениям;
- комитет по бюджету и аудиту;
- комитет по стратегическому планированию.
Исполнительным органом холдинговой компании является Правление, состоящее из 5 членов, избираемых Советом директоров.
В компетенцию Правления входит управление текущей деятельностью холдинговой компании, разработка и реализация планов действий в рамках стратегии развития холдинговой компании.
Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью холдинговой компании осуществляет Ревизионная комиссия, находящаяся в подчинении Совета директоров;
Холдинговая компания осуществляет свою деятельность в соответствии со Стратегией развития, принимаемой на предстоящие десять лет с учетом основных направлений государственной политики в соответствующей отрасли, а также пятилетним Планом развития.
Особенности национальной холдинговой компании:
- Правительство, как единственный акционер, осуществляет стратегическое руководство и контроль за работой холдинга, не вмешиваясь в оперативные вопросы и текущую деятельность холдинга;
- за государством сохраняются функции контроля над процессами отчуждения активов. Стратегический объект на балансе холдинга может быть отчужден только после принятия решения Правительством и получения согласия Жогорку Кенеша;
- предусмотрена возможность участия уполномоченных представителей отраслевых министерств и ведомств в работе комитетов при совете директоров холдинговой компании;
- холдинговая компания обязана проводить ежегодный независимый внешний аудит;
- в целях оптимизации бизнес-процессов холдинговой компанией могут создаваться единые централизованные службы для компаний, входящих в ее группу.
После обсуждения, концепция данного законопроекта была одобрена Комитетом по экономической и фискальной политике, принято решение вынести в 1 чтении на пленарное заседание Жогорку Кенеша.
Выездное заседание состоялось в Министерстве экономики, с участием министра Арзыбека Кожошева, статс-секретаря Айдай Курмановой, заместителя министра Нурлана Садыкова, членов Комитета во главе председателя Нурланбека Макеева, представителей Аппарата ЖК, Фонда по управлению государственным имуществом при ПКР, Счетной палаты и Департамента по государственным закупкам при Министерстве финансов КР.