Министерство экономики КР информирует о том, что темпы производства швейной продукции заметно снижались в течение последних двух лет. Так по итогам 2013 года объемы производства снизились на 17,4%, по итогам 2014 года на 23,6%, за первое полугодие 2015 года снижение составило до 40% от аналогичного периода прошлого года.
Темпы снижения объемов производства швейной продукции в основном связаны с экономическим кризисом в регионе, девальвацией национальных валют и тем самым, снижением покупательской способности на основных рынках Российской Федерации и Казахстана.
Вместе с тем, по итогам 9-ти месяцев снижение составило 27%. Таким образом, можно констатировать, что вступление в ЕАЭС замедлило темпы снижения отечественного производства с 40 до 27%.
Министерство экономики постоянно отслеживает данный вопрос. 22 октября т.г. на встрече министра экономики Олега Панкратова с предпринимателями рынка Мадина обсуждались вопросы торговли, обоснованности повышения таможенных тарифов, повышения ставок добровольного патента для отдельных торговых мест и необходимости выделения участка для парковки автотранспортных средств для рынка Мадина.
В свою очередь, предприниматели указали, что изменение ставок таможенных пошлин от 0,35 до 0,5 центов за кг особо не влияют на себестоимость товара и соответственно, является приемлемой.
Также, идут переговоры с турецкими инвесторами в сфере производства тканей. Это очень важный момент, потому что делается упор на развитии швейной промышленности, но фурнитуру, ткани вынуждены завозить из-за рубежа.
16 октября 2015 года на заседании Высшего Евразийского экономического совета принято решение, где пунктом 4 данного решения Правительствам государств-членов поручено совместно с ЕЭК представить предложения по уточнению применяемого КР перечня изъятий из ЕТТ ЕАЭС по отдельным экономически обоснованным позициям, а также сроков применения изъятий. В настоящее время Министерство экономики совместно с заинтересованными сторонами прорабатывает вопрос расширения перечня изъятий. В этой связи, представители различных отраслей экономики, в том числе текстильно-швейной могут обратиться в Минэкономики для внесения предложений по расширению перечня изъятий.
Относительно автотранспортных средств, необходимо отметить, что ЕАЭС представил льготы по ввозу автомашин на территорию КР исключительно для того, чтобы отечественные потребители (покупатели) не пострадали от высоких ставок ЕТТ на автомашины. Речь не шла о возможной перепродажи автомашин из КР в страны ЕАЭС, позиция Кыргызской Республики была отстоять пониженные ставки на автомашины на определенный период времени, чтобы отечественный рынок смог адаптироваться в условиях ЕАЭС.
Учитывая существенную разницу в ценах в начале года, бизнес хотел воспользоваться ситуацией, заработать на перепродаже автомашин после вступления в ЕАЭС. Но девальвация курса российского рубля и казахского тенге сделали не рентабельной данные операции.
Относительно повышения конкурентоспособности аграрного сектора, необходимо отметить, что планомерная работа проводится и в данном направлении. Разрабатываются отраслевые стратегические программы развития, в том числе в области пищевой и перерабатывающей промышленности, принята концепция организации торговых логистических центров в сфере сельхозпродукции.
По государственной финансовой поддержке, по реализации проекта Финансирование сельского хозяйства-3, утвержденного постановлением Правительства КР от 11 марта 2015 года, коммерческими банками выдано кредитов всего на сумму 3256 млн. сомов, 8425 хозяйствующим субъектам республики.
Из них по отраслям:
- растениеводство – 335,6 млн. сомов;
- животноводство – 2565,7 млн. сомов;
- агропереработка – 355,3 млн. сомов;
в том числе по банкам:
- ОАО Айыл Банк всего на сумму 2087,3 млн. сомов;
- ОАО РСК Банк всего на сумму 563,1 млн. сомов;
- ЗАО KICB банк всего на сумму 200,0 млн. сомов;
- АКБ Кыргызстан всего на сумму 200,0 млн. сомов;
- ОАО Росинбанк всего на сумму 129,4 млн. сомов;
- ОАО Бакай Банк всего на сумму 76,8 млн. сомов.