4 ноября 2015 года в КНИА Кабар состоялось пресс-конференция c участием заместителя министра экономики КР Данияра Иманалиева и представителей государственных органов страны.
В ходе пресс-конференции замминистра Д. Иманалиев отметил, что Кыргызская Республика стала полноправным членом Евразийского экономического союза 12 августа текущего года. На кыргызско-казахстанской границе были отменены все таможенные процедуры, на территории республики вступили в силу единый таможенный тариф, единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ЕАЭС, единые требования на продукцию, установленные техническими регламентами Союза и другие нормы и положения Договора о ЕАЭС.
Национальное законодательство приведено в соответствие с Договором о ЕАЭС. Принято 39 Законов Кыргызской Республики, а также 51 решений Правительства КР.
Членство в ЕАЭС обеспечивает упрощенную процедуру трудоустройства, улучшение социальных условий жизни для трудовых мигрантов и их семей, а именно:
- граждане стран членов в праве работать в любом государстве-члене ЕАЭС без получения разрешения на трудоустройство;
- в ЕАЭС отменены квотирование и обязательные разрешения на работу трудовым мигрантам.
- увеличен срок временного пребывания трудящихся – мигрантов и членов их семей на территориях государств ЕАЭС без регистрации до 30 суток.
- государства – члены не устанавливают и не применяют ограничения, установленные их законодательством в целях защиты национально рынка труда;
- социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств – членов и членов их семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и для граждан государства трудоустройства.
21 августа 2015 года принято Решение Совета ЕЭК об отмене санитарного и фитосанитарного контроля на кыргызско-казахстанском участке государственной границы, которое вступит в силу 18 ноября 2015 г.
Ветеринарный контроль будет осуществляться на кыргызско-казахстанской границы до тех пор, не пока не будет реализован ряд оставшихся мероприятий по приведению системы ветеринарного контроля Кыргызстана в соответствии с требованиями законодательства ЕАЭС.
При поддержке российской стороны в рамках выделяемых средств 200 млн. долл. США проведены необходимые мероприятия по оснащению таможенных постов, пунктов пропуска и лабораторий необходимым оборудованием, которое соответствует стандартам ЕАЭС.
Проведено оснащение первоочередных пунктов пропуска КР Манас, Ош, Торугарт, Иркештам.
Оснащены 7 ветеринарно-контрольных пропускных постов: Автомобильные пункты пропуска через государственную границу Торугарт, Иркештам (кыргызско-китайский участок границы), Достук (кыргызско - узбекский участок границы), Кызыл-Бел (кыргызско-таджикский участок границы), железнодорожный пункт пропуска Кара-Суу, а также в международных аэропортах Манас и Ош.
По состоянию на 1 ноября т.г. Кыргызским центром аккредитации (КЦА) при Министерстве экономике КР приняты заявки от 43-х аккредитованных лабораторий и 8-ми органов по сертификации продукции на включение в Единый реестр ЕАЭС.
28 аккредитованных лабораторий КР и 5 органов по сертификации внесены в Единый реестр ЕАЭС и представлены на сайте ЕЭК и КЦА при МЭ в разделах Реестры АООС и Таможенный Союз.
В рамках ЕАЭС вступили в силу 34 технических регламентов ЕАЭС.
В течение переходного периода технические регламенты КР будут действовать наравне с техническими регламентами ЕАЭС и у предпринимателей будет выбор работать по национальному законодательству или ЕАЭС.
Предпринимателям предоставляется возможность выбора органа по регистрации декларации о соответствия. Они могут зарегистрировать декларацию о соответствии бесплатно в Департаменте профилактики заболеваний и государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Кыргызской Республики или платно в аккредитованных органах по сертификации продукции, включенных в единый реестр ЕАЭС.
В соответствии с принятыми нормами законодательства ЕАЭС, значительно упростилось перемещение грузов из стран участников ЕАЭС, согласно которых исключена процедура досмотра и оформления грузов импортируемых из стран участников ЕАЭС. По товарам, импортируемых из стран ЕАЭС срок уплаты НДС отсрочен на 20 и более дней.
Экспортеры сельскохозяйственной продукции также отмечают упрощение процедуры экспорта с/х товаров в Казахстан.
Изменилась специфика ведения налогового контроля в целом на импортируемые товары. Контроль за предоставлением отчетов и уплаты налогов по косвенным налогам по товарам, импортируемым из стран участников ЕАЭС осуществляется путем фиксации и внесения в базу налоговой службы импортеров и объемов импортируемых товаров. Учет осуществляется на основании Талонов о прохождении государственного контроля заполняемых самими налогоплательщиками на пунктах пропуска через кыргызско-казахстанскую государственную границу и информации, предоставляемой Кыргыз Темир жолу и Международный аэропорт Манас, на основании предоставляемой информации проводится процедура привлечения импортеров к налогообложению.
При этом, по налогоплательщикам, несвоевременно и не в полном объеме продекларировавшим импортируемые товары применяются налоговые санкции и пени.
После вступления КР в ЕАЭС наблюдается рост поступлений косвенных налогов на товары, ввозимые на территорию КР из государств-членов ЕАЭС, так например поступление НДС составило:
- за август 2015 года 3 86,9 млн. сом;
- за сентябрь 2015 года 1 004,2 млн.сом;
- за октябрь 2015 года 1 082,9 млн.сом;
Также наблюдается динамика роста поступлений по акцизному налогу на товары, ввозимые на территорию КР из государств-членов ЕАЭС:
- за август 2015 года поступило 475,2 млн.сом
- за сентябрь 2015 поступило 613,2,2 млн.сом;
- за октябрь 2015 года поступило 646,1 млн.сом;
С момента нашего членства в ЕАЭС подписаны:
- Соглашение о реализации в 2015-2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха;
- Соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и его государствами-членами, и Социалистической Республикой Вьетнам;
- Договор о координации действий по защите прав на объекты интеллектуальной собственности.
На стадии подписания:
- Соглашения о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорт шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов от 15 августа 2015 года
16 октября 2015 года главами государств ЕАЭС были приняты решения по перечням услуг Единого рынка услуг и индивидуального перечня ограничений по услугам, в связи с присоединением КР к Договору о ЕАЭС.
Единый рынок услуг включает в себя 43 сектора, такие как: строительные работы; услуги в инженерных областях; услуги складов; техническое обслуживание и ремонт оборудования для автодорожного транспорта, услуги, относящиеся к сельскому хозяйству, услуги по аренде машин и оборудования без оператора, консультационные услуги по вопросам управления; услуги по разработке программного обеспечения, услуги в области оптовой и розничной торговли; франчайзинговые услуги; услуги гостиниц и предприятий общественного питания и др.
По данным секторам странами ЕАЭС не применяются дискриминационные, количественные и иные ограничения, т.е. действует полноценный национальный режим для поставщиков услуг, предусмотрено взаимное признание разрешений, профессиональных квалификаций и возможность оказания услуг без дополнительного учреждения юридического лица.
Еще по 21 сектору услуг страны ЕАЭС договорились осуществить формирование единого рынка в течение переходного периода. Они включают такие услуги, как, например рекламные услуги, услуги по техническим испытаниям и анализам, услуги в области аудита, услуги, связанные с недвижимым имуществом (за исключением риэлтерских услуг посредников), услуги туроператоров и турагентов.
Развитие экономики в условиях кризиса на момент вхождения совпал с общемировым кризисом, связанным с падением цен на энергоносители, санкционной политикой ряда стран к России, укреплением доллара США к национальным валютам.
Естественно, кризис затронул и отечественную экономику. Такой сценарий развития прогнозировали еще в начале года. Вместе с тем, необходимо отметить, что без вхождения в ЕАЭС, влияние кризиса на нашу экономику КР было бы сильнее и вступление в ЕАЭС и вхождение в единый рынок сгладило эту ситуацию, сегодня имеется положительный рост в экономике:
Экономика КР показывает устойчивый рост (по итогам 9 месяцев рост ВВП составил 106,1%) в то время когда в соседних странах идет существенное снижение темпов экономического роста (в России снижение на 3,8 %, Казахстане замедление до 1,0% , Белоруссии снижение на 3,7 %).
2014 год характеризовался высоким уровнем инфляции в КР (к декабрю – 110,5 %, среднегодовая – 107,5 %), однако начиная с начала 2015 года наблюдалась тенденция замедления роста уровня инфляции в Кыргызской Республике (уровень инфляции в январе сложился на уровне 101,5 % к декабрю предыдущего года), который сложился ниже показателей стран членов ЕАЭС (в январе 2015 года уровень инфляции в России составил – 103,9 %, Беларусии – 102,4 %, Армении – 102,5 %).
За январь-сентябрь 2015 года в целом по республике произведено валовой продукции сельского хозяйства в текущих ценах на сумму 155929,1 млн. сомов. Темп роста к уровню 2014 года составил 106,1%, в том числе в животноводстве – 102,4% (70037,6 млн.сомов), а в растениеводстве – 109,4% (82523,2 млн.сомов).
Приток прямых иностранных инвестиций в январе-июне 2015г. в сравнении с январем-июнем 2014г. увеличился в 2,3 раза и составил 498,5 млн. долл. США.
Объемы поступления прямых иностранных инвестиций из стран СНГ в сравнении с январем-июнем 2014г. увеличились в 2,8 раза, при этом из России - в 7,4 раза.
Итоги 9 месяцев т.г. показывают, что развитие экономики страны проходит под влиянием общемировых процессов: общее замедление экономики стран торговых партнеров, укрепление курса доллара по отношению к другим валютам.
Для снижения влияние кризиса в экономику нашей страны и увеличение возможностей от вхождения в ЕАЭС Правительством разработаны и осуществляется меры по адаптации экономики страны в условиях ЕАЭС.
Основными мерами являются:
В фискальной сфере:
- Поэтапная отмена налога с продаж (НСП);
- отмена бумажных вариантов счетов фактур по НДС и присвоения электронных номеров счетов-фактур по НДС;
- улучшение администрирования и расширения сферы применения НДС для увеличения объема доходов бюджета;
- предварительное декларирование;
- недопущение необоснованного повышения цен на социально-значимые товары;
Для улучшения бизнес-среды:
стимулирование экономической активности (поддержка предпринимательства и снижение административных барьеров для ведения бизнеса);
- освобождены от уплаты налога на прибыль сроком на 3 года в целях оказания государственной поддержки и экономического стимулирования предприятий, осуществляющих промышленную переработку сельскохозяйственной продукции (принят постановлением ПКР от 23.04.2015 г. № 239);
- утвержден перечень видов экономической деятельности, осуществляемых предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности (кроме производства подакцизной группы товаров), перерабатывающими отечественное сельскохозяйственное сырье, которые освобождаются от налога на добавленную стоимость сроком на 6 лет (принят постановлением ПКР от 12.05.2015 г. № 284);
- лицензия аннулируется только решением суда;
- освобождение новых предприятий от проверок на 3 года;
- в два раза сокращены сроки проведения проверок - с 30 до 15 рабочих дней, для субъектов малого бизнеса - до 5 рабочих дней;
- отменена оплата за выдачу лицензий (за исключением ограниченных ресурсов), ограничить срок контрольной проверки до 1 дня;
- сокращены 13 видов лицензируемой деятельности.
Проведено оснащение первоочередных пунктов пропуска КР в том числе для осуществления ветеринарного и фитосанитарного контроля, их обустройство и оснащение для снятия контроля на кыргызско-казахстанском участке государственной границе на сумму 4,88 млн сомов.
28 аккредитованных лабораторий КР и 5 органов по сертификации внесены в Единый реестр ЕАЭС.
Завершается строительство автодороги Бишкек-Нарын-Торугарт; Ош-Сары-Таш-Иркештам;
На сегодняшний день за счет средств Российско-Кыргызского Фонда развития выдано и одобрено по программе финансирования МСБ через государственные РСК Банк и Айыл Банк кредитов на сумму 1,2 млрд сомов и кроме этого Фондом напрямую одобрено 10,5 млн. долларов на крупные технологические проекты в сельском хозяйстве и легкой промышленности. От данных кредитов ожидается создание 390 дополнительных рабочих мест.
О перспективных направлениях:
Снижение транзакционных издержек во внешней и взаимной торговле, вывод из серой зоны трудовых мигрантов, либерализация крупных секторов услуг (транспорт, строительство, финансы, энергетика), а стало быть, усиление конкуренции — все это факторы в рамках единого рынка Союза, способные послужить стимулом для развития экономик стран участников.
Страны ЕАЭС недавно заключили Соглашение о зоне свободной торговли с Вьетнамом. Это большая страна с населением 90 млн. человек, с большим потенциалом в ряде секторов, Это первое полноформатное современное соглашение о зоне свободной торговли ЕАЭС, как союза с третьими странами.
Ведутся переговоры с Китаем по торгово-экономическому соглашению. Данные соглашения направлены на стимулирование торговли и инвестиций. С одной стороны, создают условия для доступа на рынок по большому числу товарных позиций, с другой — создают преференции для крупных инвестиционных проектов.
Следует отметить, что КР ориентируется не только на рынки стран ЕАЭС, но также и на страны дальнего зарубежья, в целях расширения своих экспортных возможностей КР подала заявку в адрес Комиссии Европейского Союза по применению специальной схемы преференций ВСП+ ЕС. Это схема, в соответствии с которой КР получит беспошлинный доступ на рынок ЕС для товаров, которые уже экспортирует или по товарам, которые страна хотела бы продвигать в дальнейшем, такие как текстиль, сырье и переработанные фрукты и др.
Ведется работа над запуском с 1 января 2016 года единого рынка лекарств и медицинских изделий.
Удельный вес стран ЕАЭС в общем объёме внешнеторгового оборота КР составляет порядка 40%, в том числе, в экспорте –27 % (с учетом золота), 43 % (без учета золота) и импорте – 43,9 %. Самый большой удельный вес в товарообороте КРзанимает РФ – 26,8%, далее, Казахстан – 11,7% и на Беларусь приходится 1,6%.
Это высокие показатели экономической интеграции.
Как показывает опыт, рост экономики за счет торгового эффекта вступления в общий рынок достаточно быстро исчерпаем. Поэтому необходимо подключать более действенные и долгоиграющие факторы для роста и развития, и в первую очередь – это промышленное сотрудничество.
В сентябре страны ЕАЭС приняли "Основные направления промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС. Документ такого масштаба впервые принят в истории евразийской интеграции на постсоветском пространстве. Одним из ключевых направлений определено углубление промышленной кооперации. Ее планируется осуществлять за счет разработки и реализации совместных проектов, повышения локализации действующих сборочных производств, развития субконтрактации. Сегодня между странами ЕАЭС уже созданы и действуют совместные производства, объем накопленных взаимных инвестиций составляет 23,98 миллиарда долларов. Из них, по данным Евразийского банка развития, в Армению поступило 2,21 млр. дол, в Беларусь – 7,93, в Казахстан – 9,33, в Кыргызстан – 1,15, в Россию – 3,36 млр. дол.
Обеспечить общие потребности стран ЕАЭС можно, нарастив взаимные поставки, сформировав соответствующие возможности для производителей, устранив оставшиеся барьеры. Достижение такого же эффекта ожидается и за счет повышения локализации сборочных производств, созданных на территории ЕАЭС при участии иностранных инвесторов.
Целенаправленная работа по замещению ряда узлов и компонентов, поставляемых на такие производства из-за рубежа, качественной продукцией, производимой в Союзе, создаст новые кооперационные цепочки, производства и рабочие места. Предусматривается и создание механизма совместного выхода на рынки третьих стран. Речь идет о создании совместных дилерских и сервисных сетей, центров сертификации машинно-технической продукции и технической поддержки, специальных объединенных сбытовых компаний и консорциумов. Евразийские производители аналогичной продукции, объединив свои усилия и опыт, смогут выстраивать согласованную маркетинговую политику на внешних рынках во избежание необоснованной конкуренции на них.