Министерством дорабатывается законодательство в целях систематизации стратегических документов
Анализ цен
13 Август 2015
2857
Стратегическое планирование позволяет определить основные направления, способы и средства достижения стратегических целей развития страны. Результативность и необходимость государственных стратегических документов подтверждается ходом реализации Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики до 2017 года, а также Программы по переходу к устойчивому развитию.
Однако, в условиях многообразия и разнородности стратегических документов, без наличия определенных требований к ним, в настоящее время имеется множество видов стратегических документов, (стратегий, программ) де-юре действующих, но де-факто не функционирующих.
Практика разработки и реализации стратегических документов развития в Кыргызской Республике на государственном уровне показывает, что процесс разработки стратегических документов до сих пор не упорядочен и не систематизирован. На сегодняшний день в стране разработано более 500 отраслевых программных документов, многие из которых не реализованы и не скоординированы между собой.
В рамках оценки и инвентаризации стратегических документов выявлено, что в большинстве случаев не оценивается реальная потребность разработки стратегического документа, нет единой системы по государственным стратегическим документам и механизма по регламентации инициирования этих документов, слабо реализуется практика оценки и анализа прогресса их реализации.
Это приводит к нерациональному использованию имеющихся финансовых и человеческих ресурсов. При этом, по оценке Министерства экономики на разработку и утверждение одного стратегического документа требуется в чистом виде в среднем 960 чел/часов. Большинство принятых стратегических документов не стали реальным руководством к действию в системе государственного управления и не смогли воздействовать на коренные реформы страны.
Данное положение дел не способствует продвижению, и реализации заложенных мер и намерений, которые изначально закладывались для решения и достижения определенных целей и задач.
Исходя из того, что любой разрабатываемый стратегический документ должен быть четко структурирован и иметь определенный формат, а также необходимую ресурсную базу для реализации поставленных целей и решению задач, и соответствующему направлению государственной политики, Министерством экономики разработан проект Закона Кыргызской Республики «О государственной системе стратегического планирования в Кыргызской Республике».
В первую очередь, проект Закона Кыргызской Республики направлен на создание единой системы стратегического планирования в Кыргызской Республике, а также на единообразие форматов разработки стратегических документов.
В законопроекте предусматриваются базисные основы, в каком формате документы стратегического планирования должны соответствовать основному стратегическому курсу государства, с учетом комплексного решения задач и достижению целей, поставленных на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды.
Во вторых, в целях создания единой системы документов стратегического планирования, вводится понятийный аппарат, состоящий из иерархий уровня и порядка
Так, уровень документа стратегического планирования определяется величиной охвата и масштабам поставленных целей и задач и представляет документы национального, отраслевого/секторального (межотраслевой/межсекторальный) уровня и территориального/ведомственного уровня.
Система порядка документов стратегического планирования подразумевает иерархичность видов стратегических документов, представляющая собой концепции, стратегии, программы и планы.
В третьих, в проекте Закона Кыргызской Республики «О государственной системе стратегического планирования в Кыргызской Республике» заложено внедрение методологии разработки стратегических документов, в соответствии с которым будут разрабатываться проекты государственных стратегических документов. Данная норма необходима для определения жизнеспособности стратегического документа, его целесообразности и качества.
В четвертых, в законопроекте предусмотрено внедрение Государственного реестра документов стратегического планирования, как депозитария, во избежание дублирования и обеспечения эффективности функционирования системы государственного стратегического управления, а также проведения инвентаризации.
Принятие проекта Закона создаст правовые основы для структурирования системы документов стратегического планирования, что позволит проводить оценку эффективности, результативности и реализации принимаемых документов.
Также на основании принятого проекта Закона Кыргызской Республики планируется использование «принципа зонта», который заключается в том, что в рамках Государственной Концепции/Стратегии (документов национального уровня) будут разрабатываться отраслевые/секторальные документы. Это позволить эффективней координировать государственную политику и соответствовать единому стратегическому курсу.
В рамках построения структурированной системы предстоит большая работа по инвентаризации имеющихся документов стратегического планирования, в рамках которого будут отсеиваться дублирующие документы, и документы, не имеющие финансовой поддержки и не отвечающие другим требованиям.