Основная цель встречи - информирование государственных органов и частного сектора о задачах и методологии проведения исследования нетарифных мер (НТМ). На встрече был представлен опыт проведения исследования НТМ в других странах. Кроме того, были обсуждены результаты реализации Плана по развитию экспорта за IIквартал 2015 года и вовлеченность бизнес сообщества в процесс реализации ПРЭ.
Исследование НТМ на уровне компаний будет осуществляться местной исследовательско-консалтинговой компанией M-Vector. Опрос компаний поможет выявить барьеры в торговле, с которыми в настоящее время сталкивается бизнес-сектор Кыргызстана при соблюдении НТМ. В результате исследования будут выработаны рекомендации и меры политики, направленные на устранение проблем, связанных с НТМ, и улучшения торговой политики КР.
Как отметил заместитель министра экономики КР Баккельды Тюменбаев, нетарифные меры непосредственно воздействуют на экспорт и импорт товаров, объем, товарную структуру внешней торговли, цены и конкурентоспособность товаров, создавая более жесткие условия для товаров иностранного происхождения по сравнению с товарами национального производства или различный режим для товаров разных стран. По существующим оценкам, развитые страны используют такого рода ограничения в отношении 17% импорта. В последнее время нетарифные меры все более активно применяются и развивающимися странами (до 40% всего импорта). Исследование нетарифных мер является своевременным, поскольку недавнее достижения Кыргызстана в области региональной и многосторонней интеграции способствуют созданию новых возможностей для развития торговли, - сообщил замминистра.
Справка: Нетарифные меры внешнеэкономического регулирования - комплекс мер экономического, административного, технического характера (за исключением таможенного тарифа), затрудняющих свободную торговлю между государствами.
К нетарифным ограничениям экономического характера относятся:
- антидемпинговые меры;
- различного рода налогообложения: налог на добавленную стоимость с импортера, налог с оборота, акцизные сборы, специальные импортные налоги и сборы и др.;
- меры валютного и финансового характера.
К нетарифным ограничениям административного характера относятся:
- запрещение импорта;
- количественные ограничения: индивидуальные, тарифные, сезонные, глобальные квоты;
- лицензирование;
- добровольные ограничения экспорта.
К нетарифным ограничениям технического характера относятся:
- национальные стандарты, системы сертификации продукции;
- требования, устанавливаемые санитарно-ветеринарными и здравоохранительными органами;
- требования экологического характера;
- требования к упаковке и маркировке товаров.