Министерством дорабатывается законодательство в целях систематизации стратегических документов

Новости
01 Сентябрь 2015
2140

Стратегическое планирование позволяет определить основные направления, способы и средства достижения стратегических целей развития страны. Результативность и необходимость государственных стратегических документов подтверждается ходом реализации Национальной стратегии устойчивого развития КР до 2017 года, а также Программы по переходу к устойчивому развитию.

Однако, в условиях многообразия и разнородности стратегических документов, без наличия определенных требований к ним, в настоящее время имеется множество видов стратегических документов, (стратегий, программ) де-юре действующих, но де-факто не функционирующих.

Практика разработки и реализации стратегических документов развития на государственном уровне показывает, что процесс разработки стратегических документов до сих пор не упорядочен и не систематизирован. На сегодняшний день в стране разработано более 500 отраслевых программных документов, многие из которых не реализованы и не скоординированы между собой.

В рамках оценки и инвентаризации стратегических документов выявлено, что в большинстве случаев не оценивается реальная потребность разработки стратегического документа, нет единой системы по государственным стратегическим документам и механизма по регламентации инициирования этих документов, слабо реализуется практика оценки и анализа прогресса их реализации.

Это приводит к нерациональному использованию имеющихся финансовых и человеческих ресурсов. При этом, по оценке Министерства экономики на разработку и утверждение одного стратегического документа требуется в чистом виде в среднем 960 чел/часов. Большинство принятых стратегических документов не стали реальным руководством к действию в системе государственного управления и не смогли воздействовать на коренные реформы страны.

Данное положение дел не способствует эффективной реализации стратегических целей и задач. Исходя из того, что любой разрабатываемый стратегический документ должен быть четко структурирован и иметь определенный формат и необходимую ресурсную базу для реализации поставленных целей и решения задач, и соответствовать направлению государственной политики, Министерством экономики разработан проект Закона О государственной системе стратегического планирования в КР.

В первую очередь, законопроект направлен на создание единой системы стратегического планирования в КР, на обеспечение единообразия форматов разработки стратегических документов.

В законопроекте предусматриваются базисные основы, в каком формате документы стратегического планирования должны соответствовать основному стратегическому курсу государства, с учетом комплексного решения задач и достижению целей, поставленных на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды.

Во вторых, в целях создания единой системы документов стратегического планирования, вводится понятийный аппарат, состоящий из иерархий уровня и порядка.

Так, уровень документа стратегического планирования определяется величиной охвата и масштабам поставленных целей и задач и представляет документы национального, отраслевого/секторального (межотраслевого/межсекторального) уровня и территориального/ведомственного уровня.

Система порядка документов стратегического планирования подразумевает иерархичность видов стратегических документов, представляющая собой концепции, стратегии, программы и планы.

В третьих, заложено внедрение методологии разработки стратегических документов, в соответствии с которым будут разрабатываться проекты государственных стратегических документов. Данная норма необходима для определения жизнеспособности стратегического документа, его целесообразности и качества.

В четвертых, предусмотрено внедрение Государственного реестра документов стратегического планирования, как депозитария, во избежание дублирования и обеспечения эффективности функционирования системы государственного стратегического управления, проведения инвентаризации.

Принятие данного законопроекта создаст правовые основы для структурирования системы документов стратегического планирования, что позволит проводить оценку эффективности, результативности и реализации принимаемых документов.

Также на основании принятого законопроекта планируется использование принципа зонта, который заключается в том, что в рамках государственной концепции/стратегии (документов национального уровня) будут разрабатываться отраслевые/секторальные документы. Это позволит эффективней координировать государственную политику и соответствовать единому стратегическому курсу.

В рамках доработки законодательной базы по стратегическому планированию предлагается также внести изменения в Конституционный закон О Правительстве КР. К примеру, существующий порядок формирования программы Правительства предполагает участие коалиционного большинства парламента через включение задач и мер из предвыборных программ политических партий, однако нет четких механизмов мониторинга, оценки и обратной связи.

В целях построения структурированной системы стратегических документов предстоит большая работа по инвентаризации имеющихся документов стратегического планирования, в рамках которого будут отсеиваться дублирующие документы, и документы, не имеющие финансовой поддержки и не отвечающие другим требованиям.

Онлайн обращение