Реформирование системы управления государственными компаниями - создание государственных холдинговых компаний.
Анализ цен
03 Август 2015
3178
Об этом 4 августа 2015 года ИА «АКИпресс» (http://analitika.akipress.org/news:5277) сообщил Нурбек Уметалиев, начальник управления политики государственной собственности Министерства экономики КР. Как он отметил, в настоящее время государство является акционером в более чем 60 акционерных обществах, основная часть которых – стратегические предприятия республики.
Государство доминирует в топливно-энергетическом и горнодобывающем комплексах, естественных монополиях, телекоммуникационном секторе.
Действующая система управления государственными компаниями характеризуется слабой эффективностью и наличием внутренних противоречий между функциями государства как собственника, заинтересованного в максимизации доходов от использования государственных активов, поддержании оптимальной тарифной политики и функциями по отраслевому регулированию государственных компаний.
Несогласованность действий субъектов управления, отсутствие стратегического планирования и действенного контроля над менеджментом государственных компаний, а также годами накапливавшиеся проблемы, в том числе недостатки в кадровой политике, стали причинами текущей неудовлетворительной ситуации в государственном секторе.
Необходимо отметить, что в Национальной стратегии устойчивого развития отмечены следующие проблемы: низкая производительность; не заинтересованность руководителей государственных компаний в конечных результатах; лоббирование интересов, в том числе, кадровых, узкими группами; обслуживание интересов курирующих министерств; низкая прибыльность или убыточность.
Перспективной формой управления государственными компаниями должно стать функционирование государственных холдинговых компаний, что сможет значительно повысить эффективность руководства коммерческой деятельностью предприятий с помощью инструментов корпоративного управления и продвижения единой инвестиционной политики.
Так, мы рассматриваем возможность упразднения Фонда по управлению государственным имуществом и создание вместо него специализированных государственных холдинговых компаний в отдельных отраслях (энергетика, оборонная промышленность). При этом государственный холдинг будет функционировать, как частная независимая коммерческая структура, основной целью которой является увеличение долгосрочной стоимости входящих в холдинг госкомпаний и реализация государственных программ по финансово-инвестиционной поддержке бизнеса.
Данный подход в управлении госсектором уже давно успешно применяется в ряде зарубежных стран. Очень показателен опыт Сингапура. Сингапурский холдинг «Темасек» стал локомотивом развития экономики Сингапура за счет внедрения стратегии практически частного управления государственными инвестициями. «Темасек» продемонстрировал новую модель взаимоотношений правительства и госкомпаний, при которой государство, осуществляя стратегическое руководство, не вмешивается в оперативные вопросы холдинга. «Темасек» несет перед правительством ответственность только за соответствующий уровень рентабельности и выплату дивидендов. В свою очередь, правительство не предоставляет госхолдингу каких-либо льгот и преференций.
Если рассматривать опыт в сфере управления государственной собственностью соседних стран, то наиболее успешным можно считать опыт Казахстана, где отошли от типичной постсоветской практики в управлении государственным имуществом, и была проведена полная переориентация роли фонда государственного имущества. В октябре 2008 года в Казахстане произошло слияние акционерных обществ «Фонд устойчивого развития «Казына»» и «Казахстанский холдинг по управлению государственными активами «Самрук»». Новая структура, соединившая в себе типичный фонд государственного имущества и фонд национального благосостояния, получила название АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына»» и обрела новую цель и обновленный круг задач. Целью деятельности нового Фонда стало повышение национального благосостояния Республики Казахстан посредством увеличения долгосрочной стоимости организаций и эффективного управления активами, принадлежащими Фонду, а ключевой задачей определено «повышение конкурентоспособности, рыночной стоимости и доходности организаций, входящих в группу Фонда», говоря иначе — содействие государству в проведении индустриализации.
Необходимо отметить, что Правительство своим распоряжением от 5 июня 2015 года одобрило Концепцию реформирования системы управления государственным имуществом. В рамках Концепции предлагается кардинально пересмотреть систему управления государственным сектором экономики с созданием одной или нескольких по отраслевому признаку национальных холдинговых компаний с передачей им функций управления госимуществом.
Для определения правовой основы деятельности национальных холдинговых компаний Министерством экономики разработан и внесен на рассмотрение в Аппарат Правительства законопроект «О национальных холдинговых компаниях в КР».
Основополагающей целью деятельности национальной холдинговой компании является обеспечение целостности, надлежащего применения, развития и повышения долгосрочной стоимости, принадлежащих ей активов в общенациональных интересах Кыргызской Республики, через выполнение следующих задач:
осуществление функций акционера в компаниях, входящих в группу национальной холдинговой компании;
содействие государственным органам КР в проведении отраслевой политики через свои дочерние и зависимые компании;
формирование стратегий развития и управление кадровым потенциалом в своих дочерних компаниях.
Вместе с этим законопроект «О национальных холдинговых компаниях в КР» устанавливает:
нормы и порядок взаимоотношения холдинговых компаний с государственными органами КР, с применением принципа невмешательства Правительства в текущую деятельность холдинга, с осуществлением государственной политики в сфере управления госимуществом исключительно через полномочия акционера и Совета директоров компании;
компетенцию органов управления холдинговых компаний, единственного акционера – Правительства КР и Совета директоров и исполнительного органа;
нормы обязательного прохождения холдингом внутреннего и внешнего аудита, процедуры отчуждения его активов, нормы по заключению сделок, а также порядок проведения государственных закупок холдингом и компаниями, входящими в его структуру.