О внедрении учетно-контрольных марок

Новости
15 Июль 2015
2061
Министерство экономики КР в целях разъяснения на обращение бизнес сообщества сообщает следующее:

Проект Закона КР О маркировке товаров учетно-контрольными марками разработан в целях внедрения справедливого (конкурентного) налогового администрирования, выявления контрафактных продукций и автоматизации учета продукции, а также для искоренения коррупционных схем, наносящих огромный ущерб экономике КР.

С вхождением в Евразийский экономический союз мы получим доступ на огромный потребительский рынок. Однако вместе с правом, мы обязаны нести также определенные обязательства. Одним из таких обязательств, является участие КР по введению маркировки товаров ЕАЭС для их позиционирования на внешних рынках. В настоящее время Министерство экономики участвует в создании и функционировании системы маркировки.

Кроме того, Кыргызская Республика в связи с полученными изъятиями, взяла на себя обязательство по маркировке лекарств, для того, чтобы растаможенные по более низким ставкам лекарственные препараты дальше не реэкспортировались на территорию Казахстана и др. стран. Естественно, к этим шагам КР присоединилась исключительно в целях создания максимально благоприятных условий для ведения бизнеса и привлечения новых инвестиций.

Да, закон КР О маркировке товаров контрольными (латентными) марками от 24 ноября 2006 года не заработал (механизм по ее реализации не был принят Правительством КР) и утратил силу Законом КР от 11 марта 2011 года.

Маркировка - это вынужденная и кратковременная мера, связанная с поиском эффективных инструментов борьбы с теневой экономикой. А теневая экономика - это деятельность субъектов предпринимательства, развивающаяся вне государственного учета и контроля. Это не контролируемая государством и скрываемые от него производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных ценностей, денег и услуг. Этому способствуют:
- преобладание наличных расчетов в сфере реализации потребительских товаров;
- ущемление прав и интересов потребителей и государственного бюджета в сфере торговой деятельности;
- преобладание в сфере реализации потребительских товаров, оказания работ и услуг экономических структур, использующих в качестве основного ресурса индивидуально семейные, клановые, регионально-этнические (земляческие) и другие связи, основанных на факторе личного доверия;
- участие значительной части населения в теневой экономике, усложняющей трансформацию объемов теневой экономики в официальную экономику;
- бюрократизация государственного управления и патронаж государственных структур, приводящей к теневизации экономики и усиливающей в обществе стремления достичь наживы любой ценой;
- терпимое отношение граждан к фактам уклонения от налогов и ведению теневой деятельности.

В данном случае, мы имеем дело со сложным экономическим явлением, преодолеть, которую возможно совместными с бизнесом усилиями и путем адресного применения жестких, а также крайне не популярных мер, направленных на создание условий для развития легального, а не теневого бизнеса.

На 17-м заседании Межведомственной комиссии по увеличению доли безналичных платежей и расчетов в Кыргызстане было заявлено, что объемы теневой экономики в Кыргызстане, по разным подсчетам, достигают 40-60% ВВП. Это огромный потенциал, который нужно использовать.

Так, по оценкам международных финансовых институтов, объем теневой экономики в развитых странах невысок - около 9-10% ВВП. В этой связи, проект Закона включен в проект Программы мероприятий Правительства КР по сокращению теневой экономики на 2015-2017 годы в качестве необходимой меры, позволяющей путем введения маркировки отдельных видов товаров сократить объем теневой экономики и привести страну к устойчивому развитию.

Следует отметить, что товары, подлежащие маркировке, будут отобраны с учетом степени влияния на конкурентность. По данным Национального банка - Кыргызская Республика относится к категории одной из наличных стран мира, где естественным путем сложилось соотношение между долей наличных и безналичных расчетов в общем обороте денежных средств в размере 95% к 5%, что превышает соответствующие показатели стран с развитой экономикой до двадцати раз.

Такое преобладание наличных средств в денежном обороте – тормозит оборачиваемость денежных средств и замедляет темпы развития экономики страны.

Во-вторых, применение маркировки выведет любой бизнес из тени, в которой находится большинство из них.

В третьих, согласно Национальной стратегии устойчивого развития на 2013-2017 годы, Эффективность налоговой и таможенной системы в значительной степени снижается из-за отсутствия надлежащей координации и электронного информационного обмена между ведомствами, занимающимися сбором налогов и других государственных доходов.



Онлайн обращение