Сегодня на внеочередном заседании Жогорку Кенеша рассмотрен в третьем чтении проект Закона О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики, одобренный постановлением Правительства КР от 22 апреля 2015 г.
Данный законопроект предусматривает внесение изменений и дополнений в Законы КР О естественных монополиях, О конкуренции, О внутренней торговле и направлен на приведения в соответствие договорно-правовой базе Евразийского экономического союза.
В Законе О естественных монополиях: понятие естественная монополия упрощено и написано понятным языком, но не изменена смысловая нагрузка по сравнению с действующей редакцией; понятие сфера естественных монополий дополнено словами товаров, работ в связи с тем, что в данном понятии образовался пробел; дополнено понятием доход, так как возникает недопонимание и неоднозначное толкование понятия доход, предусмотренных в статьях Закона, что приводит к судебным разбирательствам. Понятие доход отражен, как в Налоговом кодексе. Принятие данной нормы приведет к сокращению необоснованных штрафных санкций для субъектов естественных монополий.
В Законе О конкуренции: дополняется нормами, предусматривающими применение антимонопольного законодательства ко всем хозяйствующим субъектам, независимо от организационно-правовой формы и места их регистрации, также по обеспечению прозрачности проведения конкурентной политики; дополняется новыми понятиями соглашение, координация экономической деятельности, предлагается признать утратившим силу понятие антиконкурентные соглашения (согласованные действия) и ст.7 разделить на 3 ст. (ст.7 Соглашения хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию, ст. 71 Согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию, ст. 72 Допустимость соглашений, согласованных действий), в целях приведения их в соответствие с модельным законом О конкуренции. При этом, ст. 7 дополняется частью 21, предусматривающий запрет на координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, способная привести, приводящая или приведшая к антиконкурентным соглашениям.
Также, предусматривается, в каких случаях допускается соглашение: между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц, если одним из таких хозяйствующих субъектов в отношении другого хозяйствующего субъекта установлен контроль, либо если такие хозяйствующие субъекты находятся под контролем одного лица; на соглашения о предоставлении и (или) об отчуждении права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации участников гражданского оборота, работ и услуг.
Кроме того, расшифровывается понятие контроль, применяемый в статьях 7 и 71.
Предусматривается, что запреты не распространяются на согласованные действия хозяйствующих субъектов, если совокупная доля хозяйствующих субъектов на товарном рынке не превышает 20% и при этом доля каждого из которых на товарном рынке не превышает 8%, также, если входят в одну группу лиц.
Указанные нормы приведут к недопущению необоснованного вмешательства в предпринимательскую деятельность. В статье 72 изложены, в каких случаях допускаются соглашения, в том числе вертикальные соглашения и согласованные действия, и устранены коррупционные факторы. Часть 2 ст. 9, предусматривает запрет на соглашения между государственными органами, либо с хозяйствующими субъектами, ограничивающих конкуренцию, проектом дополняется запретом на соглашения между органами местного самоуправления, иными осуществляющими их функций органами или организациями или между ними и хозяйствующими субъектами, приводящими к ограничению конкуренции.
Закон О внутренней торговле в КР дополняется понятием государственное регулирование цен, также в статье 11 исключено слово “розничных” в целях приведения в соответствие с вводимым понятием “государственное регулирование цен”.