Реализация Госпрограммы «Доступное жилье 2015-2020» предусматривает создание Государственной ипотечной компании с разработкой механизмов и моделей приобретения жилья.
Анализ цен
25 Июнь 2015
3303
В настоящее время ситуация с обеспечением жилья населению республики является сложной. Это связано с тем, что большинство граждан, не имеющих собственного жилья или проживающих в ветхо-аварийных домах, не имеют возможности самостоятельно приобрести или построить собственное жилье. Сегодня в связи с экономическим кризисом предложение на рынке жилья превысило спрос населения, наблюдается падение цен на недвижимое имущество. У населения страны не хватает денежных ресурсов. Надежда приобрести собственное жилье в такие моменты полностью угасает, но и в благоприятное время, людей, имеющих финансовую возможность купить квартиру, меньше, чем реально нуждающихся в жилье, что позволяет говорить о низком платежеспособном спросе населения, как об основной причине недоступности жилья. Поэтому в настоящее время, как никогда необходимо формирование платежеспособного спроса населения и стимулирование его повышения за счет обеспечения экономического роста и активного развития системы ипотечного жилищного кредитования. Это позволит существенно повысить доступность жилья, что в свою очередь, будет способствовать экономическому развитию в долгосрочной перспективе.
Основными проблемами по обеспечению граждан жильем на сегодняшний день являются:
- высокие процентные ставки по ипотечным кредитам, обусловленные высокими рисками заёмщиков и высокой стоимостью ресурсов, используемых банками;
- отсутствие или завышенные цены на земельные участки в крупных городах страны;
- недостаточный размер доходов большинства граждан КР, нуждающихся в жилой недвижимости, либо превалирование неофициальных (теневых) доходов над официальными;
- сложности практического применения правовых норм, регулирующих процедуры изъятия жилой недвижимости (являющейся объектом ипотеки) и выселения из неё проживающих там лиц;
- высокая стоимость жилой недвижимости на первичном и вторичном рынке, в виду ориентированности строительных компаний на получение максимальной прибыли за счет строительства жилья так называемого «элитного класса».
Все вышеперечисленные проблемы действуют комплексно, т.е. финансовые возможности граждан недостаточны для выполнения обязательств по ипотечному кредиту, а для банков этот сегмент кредитного рынка содержит повышенные риски, что заставляет их ужесточать условия ипотеки.
В связи с этим во исполнение постановления Жогорку Кенеша «О подготовке общегосударственной Программы строительства доступного жилья» от 21 мая 2014 года была создана межведомственная рабочая группа по разработке и внедрению механизмов долгосрочного кредитования, утвержденная распоряжением Правительства КР от 6 мая 2014 года. Разработан проект Государственной программы «Доступное жилье 2015-2020», с целью создания условий для начала широкомасштабного строительства жилья, с одновременным созданием условий, позволяющих его приобретать гражданам страны через механизмы доступного ипотечного кредитования, а для отдельных категорий граждан - получать жилье в собственность или пользование на возмездной и безвозмездной основе.
Программа представляет собой комплекс мероприятий:
- создание благоприятных условий для строительства в Кыргызстане доступного жилья;
- внедрение доступных и прозрачных механизмов его приобретения;
- создание условий, способствующих широкому развитию ипотечного кредитования в КР, включая механизмы рефинансирования ипотеки.
Ключевыми мероприятиями Программы являются:
- комплексное решение вопроса о выделении необходимых земельных участков под жилищное строительство в рамках настоящей программы и их обеспечение всеми необходимыми коммуникациями, в том числе посредством использования механизма государственно-частного партнерства и государственной поддержки;
- фокусирование Программы не только на строительстве многоэтажных проектов в городах Бишкек или Ош, но и на жилищном строительстве в иных городах и областных центрах;
- установление системы прозрачных требований и механизма отбора граждан - участников программ государственной поддержки при приобретении жилья через механизмы доступного ипотечного кредитования;
- вовлечение банковской системы страны в финансирование приобретения гражданами жилья в ипотеку, посредством создания механизма рефинансирования ипотечных кредитов через создаваемую государством Государственную Ипотечную Компанию (ГИК);
- создание ГИК в качестве центрального звена реализации настоящей Программы и содействие обеспечению этой структуры надлежащим финансированием по приемлемой стоимости;
- участие в системе обязательного страхования жилья.
Для реализации Программы предусматривается привлечение финансирования за счет таких источников, как:
- республиканский бюджет в части учреждения ГИК и ее надлежащей капитализации, а также финансирования социального механизма ипотеки;
- местные бюджеты в части со-финансирования жилищного строительства и механизма социальной ипотеки (выделение земельных участков под строительство многоквартирных жилых домов и подведение к ним инженерных сетей);
- средства международных инвестиционных фондов, созданных КР в части обеспечения ГИК требуемыми ресурсами;
- средства внутренних и внешних инвесторов через механизмы ипотечных ценных бумаг;
- прибыль ГИК, а также иные источники.
Следует отметить, что будет создана Государственная ипотечная компания, деятельность которой будет преследовать цель обеспечения привлечения финансирования в строительство жилья из «доступного сегмента» и реализации, как минимум основных трех механизмов получения жилья для граждан Кыргызстана:
- доступная ипотека;
- аренда с выкупом и без;
- временное жилье.
Также в целях государственной поддержки гражданам, уровень доходов которых не будет соответствовать требованиям и условиям выдачи ипотечного кредитования, будут разработаны модели:
Таким образом, планируется, что основными критериями «доступности» жилья станут:
«Размер жилья» – от 36 до 70 кв. метров;
«Стоимость на условиях «под ключ» – от 300 до 600 USD за 1 кв. метр в национальной валюте, в зависимости от местонахождения (чем крупнее населенный пункт, тем дороже);
«Первоначальный взнос» – 0-30% (зависит от уровня дохода, т.е. субсидирование)
«Процентные ставки» – 10-12%;
«Срок» – 5-15 лет.
«Условия оплаты» - ежемесячно, равными долями.
В целом, реализация данной программы позволит не только оказать реальную финансовую поддержку гражданам в обеспечении их жильем, но и решить проблему текучести кадров в государственных органах; укрепить семейные отношения и снизить социальную напряженность в обществе; улучшить демографическую ситуацию, привлечь в жилищную сферу дополнительные финансовые ресурсы банков, организаций-работодателей и собственные средства граждан, а также создать новые рабочие места, что одновременно является важными антикризисными мерами.