Об этом сообщил министр экономики Олег Панкратов, выступая на конференции, посвященной Году укрепления национальной экономики КР, организованной Национальным институтом стратегических исследований КР совместно с Фондом Эберта.
Выразив благодарность организаторам данного мероприятия за приглашение, глава Минэкономики отметил, что тема сегодняшней конференции весьма актуальна для страны. В условиях глобализации и перманентных интеграционных процессов усиливается взаимосвязь между регионами и странами. К сожалению, эти тесные связи передают не только положительные сигналы, но и негативные. Примером этого могут служить недавние мировые финансовые кризисы, а также шоки, связанные с падением цен на нефть, девальвацией национальных валют. Кыргызстан в полной мере ощутил это влияние на своей экономике.
По словам министра, негативное влияние оказывают и внутренние процессы, в том числе как последствия политической нестабильности в период 2005-2010 годов. И поэтому, на сегодняшний день наше общество является весьма политизированным. По данным социологических опросов общественность считает, что правительство Кыргызстана занимается вопросами экономики лишь на 20% и на 80% - политическими вопросами.
Поэтому, Указ Президента страны Об объявлении 2015 года Годом укрепления национальной экономики - это весьма своевременный документ, которым глава государства дает четкий сигнал всем ветвям власти, бизнесу, всему гражданскому обществу. Сигнал о том, что необходимо срочно переформатировать свою деятельность. Сигнал о том, что без устойчивой экономики не будет социальной и политической стабильности. Не будет и будущего у страны, - убежден министр.
В Указе Президента конкретно подчеркнуты наиболее острые проблемы в экономике Кыргызстана. Это: недостаточное привлечение крупных частных инвестиций; необходимость осуществления масштабных бюджетообразующих проектов в промышленности, особенно в горнодобывающем секторе; определение прозрачных и понятных правил во взаимоотношениях бизнеса, государства и общества.
В Указе также четко сформулирована приоритетная задача государственных органов, органов местного самоуправления, государственных организаций и учреждений республики и персонально их руководителей - формирование современной конкурентоспособной национальной экономики.
Одним из показателей конкурентоспособности национальной экономики является страновой индекс глобальной конкурентоспособности, который рассчитывается и публикуется Всемирным экономическим форумом.
Так по данным отчета за 2014 год можно сказать, что Кыргызстан значительно улучшил свои показатели, поднявшись на 13 позиций, с 121-го на 108-е место. Но в то же время это всего 108-е место из 144 стран. И при этом наши основные торговые партнеры - Россия и Казахстан - занимают 53 и 50 места, соответственно. Таким образом, очевиден значительный разрыв.
По рейтингу "Ведение бизнеса" за 2014 год Кыргызстан занимает 102 место из 189 стран и он снизился по сравнению с предыдущим годом 3 пункта.
Далее, как отметил министр О. Панкратов, за одни год невозможно укрепить национальную экономику, даже несмотря на принятие Указа. Устойчивая и успешная экономика, с высокими темпами роста доходов на душу населения – это результат многолетней упорной, кропотливой и системной работы всех органов власти, бизнеса, гражданского общества. И такие примеры в истории имеются: это страны Юго-Восточной Азии, это современный Китай.
Многое сделано и делается также у нас в Кыргызстане, особенно для развития предпринимательства. На сегодня, регистрация бизнеса предусматривает всего 2 процедуры. А по легкости регистрации собственности страна занимает 11 место в мире по данным отчета Всемирного Банка. Количество разрешений и лицензий сокращено с 516 до 101, на законодательном уровне введен принцип молчание – знак согласия. В два раза сокращены сроки проведения проверок - с 30 до 15 рабочих дней, для субъектов малого бизнеса - до 5 рабочих дней. Численность контролирующих госорганов сокращено с 21 до 13.
В сфере фискального регулирования бизнес среды: сокращено количество налогов с 16 до 8; продлен на 3 года срок действующих налоговых послаблений по НДС предприятиям по переработке сельскохозяйственной продукции; освобождены лизинговые компании от НДС, налога на прибыль и налога с продаж; установлен фиксированный налог 900 сом/м2 для организаций и индивидуальных предпринимателей в строительстве.
сокращены процедуры уплаты и сроки предоставление отчетности с переводом на ежеквартальную основу.
В Кыргызстане созданы более благоприятные условия для развития бизнеса, чем в других странах региона. Как результат - нас самая высокая доля малого и среднего бизнеса в ВПП – почти 75%.
По официальным данным Нацстаткома на конец 2014 года в КР функционировало 11 463 малых и средних предприятий (МСП). Индивидуальную предпринимательскую деятельность осуществляли 350,7 тыс. человек.
Более того, мы связываем большие надежды с присоединением Кыргызстана к Евразийскому экономическому союзу. Рынки России и Казахстана являются традиционными для нас и мы постараемся максимально использовать имеющийся потенциал внешнеэкономического сотрудничества. Вместе с тем, нарабатывая потенциал производства конкурентной продукции, мы будем использовать возможности Евразийского экономического союза для выхода на другие региональные и международные рынки. Но для этого необходимо трансформировать деятельность субъектов МСП из посреднической торговли в производство продукции.
Существенную роль в этом должен сыграть Кыргызско-Российский Фонд Развития. Основной целью деятельности Фонда является ресурсное обеспечение экономического развития Кыргызской Республики в условиях договорной правовой базы Таможенного союза в рамках евразийской экономической интеграции.
Однако, несмотря на то, что ряд мер были предприняты и предпринимаются, сохраняются многие проблемы, препятствующие развитию экономики. В частности, по процедуре ликвидации юридического лица страна находится на 157 позиции рейтинге DB, что сильно расходится с рейтингом страны по процедуре Регистрация предприятий (9 место). Иначе говоря, в Кыргызстане легко зарегистрировать бизнес, но долго и сложно его ликвидировать, что вредит инвестиционной привлекательности страны и межотраслевому перетоку капитала. К самым проблемным процедурам можно отнести большие затраты времени (от 4-х месяцев до 2-х лет) и высокую стоимость (в среднем 15% от стоимости имущества).
Коррупция все еще широко распространена и ограничивает развитие бизнеса. Кыргызстан занимает 166 место из 178 стран в 2014 согласно данным TransparencyInternational.
Масштабы теневой экономики остаются на высоком уровне и составляют 39% к ВВП.
Конфликты интересов инвесторов с местным населением становятся реальной угрозой для развития горнодобывающей отрасли. Местное население выступает против разработки 27 месторождений, 24 из них - золоторудные. Ключевой проблемой здесь является отсутствие сбалансированности интересов государства, инвесторов и местного населения.
Учитывая значимость частного сектора в развитии экономики нашей страны, государственная политика направлена на создание благоприятных условий для бизнеса.
Правительство тесно сотрудничает с бизнесом, международными организациями и вырабатывают совместные меры, которые ограничивают вмешательство государства в бизнес и сокращают административные барьеры со стороны госорганов.
Только совместными усилиями мы сможем создать прочную основу для укрепления национальной экономики и обеспечить устойчивый рост в перспективе, - в завершение подчеркнул глава Минэкономики.