Министр О. Панкратов: Устойчивая экономика, с высокими темпами роста доходов на душу населения – это результат системной работы всех органов власти, бизнеса, гражданского общества.

Новости
10 Июнь 2015
2020

Об этом сообщил министр экономики Олег Панкратов, выступая на конференции, посвященной Году укрепления национальной экономики КР, организованной Национальным институтом стратегических исследований КР совместно с Фондом Эберта.

Выразив благодарность организаторам данного мероприятия за приглашение, глава Минэкономики отметил, что тема сегодняшней конференции весьма актуальна для страны. В условиях глобализации и перманентных интеграционных процессов усиливается взаимосвязь между регионами и странами. К сожалению, эти тесные связи передают не только положительные сигналы, но и негативные. Примером этого могут служить недавние мировые финансовые кризисы, а также шоки, связанные с падением цен на нефть, девальвацией национальных валют. Кыргызстан в полной мере ощутил это влияние на своей экономике.

По словам министра, негативное влияние оказывают и внутренние процессы, в том числе как последствия политической нестабильности в период 2005-2010 годов. И поэтому, на сегодняшний день наше общество является весьма политизированным. По данным социологических опросов общественность считает, что правительство Кыргызстана занимается вопросами экономики лишь на 20% и на 80% - политическими вопросами.

Поэтому, Указ Президента страны Об объявлении 2015 года Годом укрепления национальной экономики - это весьма своевременный документ, которым глава государства дает четкий сигнал всем ветвям власти, бизнесу, всему гражданскому обществу. Сигнал о том, что необходимо срочно переформатировать свою деятельность. Сигнал о том, что без устойчивой экономики не будет социальной и политической стабильности. Не будет и будущего у страны, - убежден министр.

В Указе Президента конкретно подчеркнуты наиболее острые проблемы в экономике Кыргызстана. Это: недостаточное привлечение крупных частных инвестиций; необходимость осуществления масштабных бюджетообразующих проектов в промышленности, особенно в горнодобывающем секторе; определение прозрачных и понятных правил во взаимоотношениях бизнеса, государства и общества.

В Указе также четко сформулирована приоритетная задача государственных органов, органов местного самоуправления, государственных организаций и учреждений республики и персонально их руководителей - формирование современной конкурентоспособной национальной экономики.

Одним из показателей конкурентоспособности национальной экономики является страновой индекс глобальной конкурентоспособности, который рассчитывается и публикуется Всемирным экономическим форумом.

Так по данным отчета за 2014 год можно сказать, что Кыргызстан значительно улучшил свои показатели, поднявшись на 13 позиций, с 121-го на 108-е место. Но в то же время это всего 108-е место из 144 стран. И при этом наши основные торговые партнеры - Россия и Казахстан - занимают 53 и 50 места, соответственно. Таким образом, очевиден значительный разрыв.

По рейтингу "Ведение бизнеса" за 2014 год Кыргызстан занимает 102 место из 189 стран и он снизился по сравнению с предыдущим годом 3 пункта.

Далее, как отметил министр О. Панкратов, за одни год невозможно укрепить национальную экономику, даже несмотря на принятие Указа. Устойчивая и успешная экономика, с высокими темпами роста доходов на душу населения – это результат многолетней упорной, кропотливой и системной работы всех органов власти, бизнеса, гражданского общества. И такие примеры в истории имеются: это страны Юго-Восточной Азии, это современный Китай.

Многое сделано и делается также у нас в Кыргызстане, особенно для развития предпринимательства. На сегодня, регистрация бизнеса предусматривает всего 2 процедуры. А по легкости регистрации собственности страна занимает 11 место в мире по данным отчета Всемирного Банка. Количество разрешений и лицензий сокращено с 516 до 101, на законодательном уровне введен принцип молчание – знак согласия. В два раза сокращены сроки проведения проверок - с 30 до 15 рабочих дней, для субъектов малого бизнеса - до 5 рабочих дней. Численность контролирующих госорганов сокращено с 21 до 13.

В сфере фискального регулирования бизнес среды: сокращено количество налогов с 16 до 8; продлен на 3 года срок действующих налоговых послаблений по НДС предприятиям по переработке сельскохозяйственной продукции; освобождены лизинговые компании от НДС, налога на прибыль и налога с продаж; установлен фиксированный налог 900 сом/м2 для организаций и индивидуальных предпринимателей в строительстве.

сокращены процедуры уплаты и сроки предоставление отчетности с переводом на ежеквартальную основу.

В Кыргызстане созданы более благоприятные условия для развития бизнеса, чем в других странах региона. Как результат - нас самая высокая доля малого и среднего бизнеса в ВПП – почти 75%.

По официальным данным Нацстаткома на конец 2014 года в КР функционировало 11 463 малых и средних предприятий (МСП). Индивидуальную предпринимательскую деятельность осуществляли 350,7 тыс. человек.

Более того, мы связываем большие надежды с присоединением Кыргызстана к Евразийскому экономическому союзу. Рынки России и Казахстана являются традиционными для нас и мы постараемся максимально использовать имеющийся потенциал внешнеэкономического сотрудничества. Вместе с тем, нарабатывая потенциал производства конкурентной продукции, мы будем использовать возможности Евразийского экономического союза для выхода на другие региональные и международные рынки. Но для этого необходимо трансформировать деятельность субъектов МСП из посреднической торговли в производство продукции.

Существенную роль в этом должен сыграть Кыргызско-Российский Фонд Развития. Основной целью деятельности Фонда является ресурсное обеспечение экономического развития Кыргызской Республики в условиях договорной правовой базы Таможенного союза в рамках евразийской экономической интеграции.

Однако, несмотря на то, что ряд мер были предприняты и предпринимаются, сохраняются многие проблемы, препятствующие развитию экономики. В частности, по процедуре ликвидации юридического лица страна находится на 157 позиции рейтинге DB, что сильно расходится с рейтингом страны по процедуре Регистрация предприятий (9 место). Иначе говоря, в Кыргызстане легко зарегистрировать бизнес, но долго и сложно его ликвидировать, что вредит инвестиционной привлекательности страны и межотраслевому перетоку капитала. К самым проблемным процедурам можно отнести большие затраты времени (от 4-х месяцев до 2-х лет) и высокую стоимость (в среднем 15% от стоимости имущества).

Коррупция все еще широко распространена и ограничивает развитие бизнеса. Кыргызстан занимает 166 место из 178 стран в 2014 согласно данным TransparencyInternational.

Масштабы теневой экономики остаются на высоком уровне и составляют 39% к ВВП.

Конфликты интересов инвесторов с местным населением становятся реальной угрозой для развития горнодобывающей отрасли. Местное население выступает против разработки 27 месторождений, 24 из них - золоторудные. Ключевой проблемой здесь является отсутствие сбалансированности интересов государства, инвесторов и местного населения.

Учитывая значимость частного сектора в развитии экономики нашей страны, государственная политика направлена на создание благоприятных условий для бизнеса.

Правительство тесно сотрудничает с бизнесом, международными организациями и вырабатывают совместные меры, которые ограничивают вмешательство государства в бизнес и сокращают административные барьеры со стороны госорганов.

Только совместными усилиями мы сможем создать прочную основу для укрепления национальной экономики и обеспечить устойчивый рост в перспективе, - в завершение подчеркнул глава Минэкономики.

Предложения по улучшению сайта
Онлайн обращение