Министерство экономики КР в целях разъяснения широкой общественности сообщает, что инициирован законопроект в поддержку сохранения существующего уровня продовольственной безопасности в стране, а также перерабатывающей зерно отрасли.
Министерство экономики КР в целях разъяснения широкой общественности сообщает, что инициирован законопроект в поддержку сохранения существующего уровня продовольственной безопасности в стране, а также перерабатывающей зерно отрасли.
Проект Закона разработан для сохранения продовольственной безопасности Кыргызской Республики, которая является одним из основных стратегических компонентов национальной безопасности. К сожалению, надо отметить, что в средствах массовой информации мы нередко видим факты недостаточной ответственности отдельных лиц за продовольственную безопасность страны.
Необходимо отметить, что на сегодня многие страны (в том числе Индия, Китай, Франция, Казахстан и некоторые другие страны) отказываются принять ключевые элементы предлагаемого США и Евросоюза плана предполагающего снижение защиты внутреннего рынка сельхозпродукции от импорта в обмен на сокращение сельхозсубсидий в США и странах Евросоюза.
Свою политику Индия объясняет нехваткой инвестиций в сельское хозяйство, и мощным субсидированием этой отрасли в развитых государствах, что сводит на нет природные конкурентные преимущества Индии.
Так, в 2014 году Франция категорически отвергла предложение Еврокомиссии о сокращении субсидии аграрному сектору, чтобы не повысить конкурентоспособность продуктов поступающих из развивающихся стран.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, - на форуме молодежи, в Астане в апреле 2015 года отметил, «что все развитые страны поддерживают прямыми дотациями сельское хозяйство и ставят барьеры на пути к зарубежной продукции». При этом он напомнил, что сейчас Казахстан работает над вступлением в ВТО. «Десять лет уже ведем переговоры. С каждой страной ведем. И что говорят: снижайте субсидирование сельского хозяйства. У нас от объема валовой продукции, мы поддерживаем сельское хозяйство на 4%. Во Франции - 25 %, в Америке больше, намного больше нас и в других странах. Нет, говорят, снижайте. Что такое не поддержать? Значит, сделать неконкурентным наши сельскохозяйственные товары, они будут нам давать эти товары, наше село остановится. Вот вам свободная рыночная экономика и торговля».
Западная Европа, как известно, находится не в худших природных условиях для ведения сельского хозяйства, чем многие страны СНГ. Однако для защиты от сельскохозяйственных производителей, у них разработана система компенсационных платежей и внешнеторговых порогов, которые, по существу, резко ограничили импорт продовольствия в Западную Европу и в то же время стимулируют его экспорт.
Еще более высокий уровень защиты отечественного производителя существует в странах с плохими природно-климатическими условиями. Интересен в этом отношении опыт Японии. Себестоимость сельскохозяйственной продукции в этой стране вследствие неблагоприятных природных условий велика, и в условиях открытого рынка японское сельское хозяйство было бы полностью обанкрочено. Однако в стране принят курс на сохранение отрасли. Так, наиболее важный из сельскохозяйственных товаров в этой стране - рис. В Японии существует государственно-корпоративная монополия на оптовую торговлю рисом. Корпоративные объединения по рису, находящиеся под контролем Министерства сельского хозяйства, выступают как основной, чаще всего единственный торговец рисом и стимулируют внутреннюю производительность за счет высоких закупочных цен, создают резервы риса, обеспечивают снабжение им страны и позволяют отказываться от импорта риса.
Таким образом, продовольственная безопасность, это прежде всего, обеспечение определенного отечественного уровня производства, либо полное самообеспечение, или поддержание критического минимума (например в отношении пшеничной муки там установлен минимальный порог для муки местного производства в размере не ниже 50% от потребности страны).
Причем, субсидии (дотации) сельскому хозяйству в странах Европы и США достигли огромных размеров, и эти страны содержат свое сельское хозяйство, как армию или государственный аппарат, затратный (не конкурентный) но нужный для обеспечения безопасности самого государства. Ни в США, ни в Европе, ни в России, ни в Казахстане никто не пытается рассматривать сельское хозяйство, как прибыльную, рыночную отрасль. Так как, они понимают, что прибыль получится только за счет экспортных сборов и надбавок при экспансии на рынки других стран.
Следует отметить, что в результате непрофессионального подхода к продовольственному вопросу, вполне возможно, что в скором времени мы можем потерять не только отрасль по переработке зерна в муку, но и производство сельхозпродукции во многих других смежных отраслях. В том числе, производство: мяса и шкур овец, свиней, крупного рогатого скота,
Молока, рыб и т.д., а также связанные с указанными отраслями все смежные сферы
Так, казахским сельхозпроизводителям гораздо выгоднее ввозить в Кыргызстан муку, нежели зерно. Это связано с тем, что при производстве муки, выход из 1 тонны зерна пшеницы составляет: 70% мука, 30% - отруби. Отруби применяются в качестве кормов (как в чистом виде, так и в переработанном виде включая комбикорма для животноводства, птицеводства и рыбоводства).
По этой причине Кыргызской Республике, в преддверии вступления в Евразийский экономический союз играет значительную роль поддержание не только отечественной мукомольной промышленности, но и развитие животноводства. Ведь совершенно очевидно, что в течение 2-х - 3-х лет Кыргызская Республика потеряет параллельно с мукомольной отраслью и животноводство, поскольку потеря 354 тыс. тонн зерновых отрубей в год приведет к удорожанию кормов, следовательно, к неконкурентоспособности молока и молочной продукции, мяса, яиц отечественного производства, а также продукции связанных с переработкой указанной продукции.
Следует отметить, по мнению американского ученого М. Энсмингера «Продукты питания это одновременно и ответственность, и оружие. Это ответственность потому, что одно из важнейших прав человека – это право на пищу и ее потребление в достаточном количестве. С другой стороны, это оружие, поскольку в политике и экономике продукты питания играют огромную роль и обладают гораздо большей силой, нежели пули или нефть».
Следует иметь в виду, что при полной продовольственной зависимости от импорта, ни одно государство не может проводить самостоятельную политику под угрозой искусственного инициирования голода внешними силами и самое патриотичное, и благонамеренное правительство может быть сметено голодными толпами, как это произошло в 1917 году с Временным правительством в России. Причем, продовольственный кризис может возникнуть даже при отсутствии злого умысла со стороны стран экспортеров, в случае природных или социальных катаклизмов, которые приведут к снижению уровня производства в странах-поставщиках, что вынудить их на время прекратить экспортировать зерно и муку.
Необходимо также отметить, что пошлина (и сборы) на экспорт регулярно применяются многими странами, как ключевой инструмент, призванный управлять ценой товара на внутреннем рынке. Конечно, это справедливо, если она используется для сдерживания цен на местном рынке (от падения). Например, во время продовольственного кризиса 2007-2008 годов, ограничения, налагаемые на экспорт зерна и муки со стороны России и Казахстана, усугубили рост цен у нас - в Кыргызской Республике.
Кроме того, нужно отметить, что механизм действия предлагаемого проекта основана на предоставлении коридора для ответного снижения отечественными переработчиками зерна, цен на муку в пределах 12 %. Именно в этих пределах лежит разница в себестоимости между мукой казахского и кыргызского производства. Поэтому, предлагаемый вариант предполагает снижение стоимости импортируемого зерна, соответственно снижение себестоимости муки для местных переработчиков, что позволяет им на рыночных условиях снизить оптовые цены на реализуемую муку и предоставляет равные конкурентные возможности на рынке реализации муки.
Следует также отметить, что принятие данного законопроекта позитивно отразится на потребителях муки, поскольку предполагает снижение стоимости реализуемой муки на территории Кыргызской Республики, это положительно отразится на улучшении макроэкономики страны.
В целом, Минэкономики поддерживает предложение мукомолов о необходимости маркировки реализуемой муки. Это связано с тем, что в то время, когда откроются границы со странами ЕАЭС, предприниматели Казахстана, работающие на патенте, могут через открытую границу перевозить и раздавать на рынках оптом под реализацию муку. От этого, раньше мы защищались временной пошлиной в размере 3 сома за 1 кг муки, но теперь этой пошлины не будет, таможенного сбора тоже. Все это может привести к тому, что на нашем рынке будут широкие возможности для демпинга. И для того, чтобы создать справедливые конкурентные условия мукомолы предлагают ввести маркировку реализуемой муки.
В настоящее время законопроект, находится на стадии согласования. На днях он будет внесен на рассмотрение аппарата правительства.
В завершение, необходимо отметить, что изучение этого вопроса показало, что в целях сохранения продовольственной безопасности страны, необходимо поддержать снижение ставок НДС на импорт зерна и введение маркировки реализуемой муки, что приведет к созданию равных конкурентных условий на рынке муки.