Правительство Кыргызской Республики улучшит бизнес-среду через реформу законодательной базы.

Новости
27 Январь 2015
2470
Сегодня в ИА Кабар проведена пресс-конференция о запуске новой регулятивной реформы, направленный на создание благоприятных условий для развития частного сектора и привлечению инвестиций, с участием– Посла, Главы Центра ОБСЕ в Бишкеке Сергея Капинос, исполнительным директором Международного Делового Совета Актилеком Тунгатаровым и Заместителем министра экономики Кылычбеком Джакыповым.

В ходе пресс-конференции замминистра К. Джакыпов отметил, что согласно Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызстан к 2017 году должен войти в первую 30-ку стран в международном рейтинге Ведение бизнеса, в рейтинге экономической свободы занять не ниже 40-го места. Системная борьба с коррупцией и легализация теневой экономики должны к 2017 году вывести страну в число 50-ти стран в рейтинге восприятия коррупции.
Для достижения поставленных задач в последние годы проведены ряд значительных реформ в поддержку бизнеса:
- создано либеральное законодательство;
- снижено бюрократическое давление на бизнес;
- ограничено вмешательство государства в дела бизнеса;
- разработаны механизмы по защите прав предпринимателей;
- упрощена налоговая и таможенная система;
- активно проводится политика искоренения коррупции в государственном управлении и другие меры.
Следует отметить, что проведение отдельных регуляторных реформ позволило создать благоприятный деловой и инвестиционный климат.
Определенные результаты достигнуты, и бизнес даёт положительную оценку проведенным реформам.
Но надо идти дальше. Необходимо закрепить полученные результаты и найти пути решения оставшихся проблем.
Предстоящее вхождение в Таможенный Союз обязывает нашу страну находить новые возможности для развития. Бизнес-среда, инвестиционный климат должны стать нашими конкурентными преимуществами.

Частный сектор считает, что сейчас есть потребность в принятии решительных мер по быстрому пересмотру законодательной базы с целью устранения существующих барьеров для предпринимателей и привлечения инвестиций.
Это находит понимание и в Правительстве, которое неоднократно отмечало, что законодательная база нуждается в проведении всеобъемлющей регуляторной реформы.

Было определено, что в Кыргызстане действуют несколько тысяч нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность. Многие из этих актов были приняты без должного рассмотрения. В связи с этим возникает вопрос, насколько они продвигают объявленную государственную политику, поддерживают ли они частный бизнес, способствуют ли привлечению частных инвестиций, согласуются ли они с существующими законами и положениями?
Чаще всего отдельные НПА внутренне противоречивы, излишне сложны и обременительны для бизнеса. Поэтому необходимо пересмотреть их на предмет законности, обоснованности, исключения дублирования, противоречий и коллизий.

Бизнес-среда должна быть ориентирована на укрепление здорового инвестиционного климата в стране, дебюрократизацию государственного регулирования и предоставление экономической свободы предпринимателям.
С этой целью, а также в реализацию Национальной стратегии устойчивого развития до 2017 года и Указа Президента по устранению коррупции перед Правительством поставлена задача - снижение административной и регулятивной нагрузки государства на предпринимательскую деятельность с применением "принципа гильотины".
В связи с этим, в марте был подписан Меморандум о взаимопонимании между Правительством и Центром ОБСЕ по реализации проекта по регулятивной реформе, направленного на улучшение бизнес-среды и инвестиционного климата путем проведения углубленной инвентаризации законодательства в сфере предпринимательства.

Для реализации проекта создан специальный орган - Совет по регулятивной реформе под председательством Премьер-министра. Совет является совещательным органом, он обеспечит участие госорганов и бизнеса в проведении углубленного анализа законодательства и подготовит соответствующие рекомендации. Основные рекомендации будут направлены на сокращение издержек при ведении бизнеса, что позволит сократить расходы государства, высвободить ресурсы для инвестирования и обеспечения экономического роста в стране.

При Совете образован рабочий орган - Отдел по регулятивной реформе, который совместно с госорганами и бизнес-структурами проведёт всю запланированную работу. Секретариатом Совета определено Министерство экономики.
Мы надеемся, что работа Совета позволит продолжить начатый процесс регулятивных реформ, и уже в этом году при вхождении Кыргызстана в Таможенный Союз, а также в преддверии выборов в Жогорку Кенеш мы получим реальные результаты, способствующие повышению конкурентоспособности страны, привлечению инвестиций, снижению уровня коррупции.

С.Капинос добавил, что динамичное развитие экономики требует, чтобы законы, регулирующие частную экономическую деятельность, были простыми и понятными для представителей бизнеса и сводили возможности для коррупции к минимуму. Данный совместный проект, в первую очередь, нацелен на радикальное изменение инвестиционного климата в Кыргызстане, создание благоприятных условий для национальных и зарубежных инвесторов с тем, чтобы их деятельность способствовала динамичному развитию экономики и улучшению социальных условий.

Данный проект предполагает выполнение всестороннего и систематического процесса регуляторной реформы, основывающегося на трех фундаментальных принципах:
1. Проведение системного анализа существующей нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность с применением метода Гильотина по четырем аспектам: на законность, на необходимость, на дружественность к бизнесу и на устойчивость к коррупции.
2. Налаживание системы АРВ в целях улучшения эффективного функционирования и анализа новых нормативно-правовых актов.
3. Укрепление потенциала регуляторных институтов и кадров для проведения регулятивной реформы.

Кроме того, параллельно будет проведен пилотный анализ регуляторного воздействия в нескольких секторах экономики, которые оказывают наибольшее воздействие на экономику страны и определены в Национальной стратегии устойчивого развития, как приоритетные направления. Целью такого подхода является получение быстрых результатов для того, чтобы продемонстрировать эффективность системной регуляторной реформы и, как результат, это будет способствовать укреплению общественной поддержки и участия в процессе.

Для оказания технической и экспертной поддержки для такого сложного/комплексного проекта Центр ОБСЕ в Бишкеке пригласил международную компанию Jacobs, Cordova & Associates, которая является ведущей организацией в мире в области регуляторной реформы и разработчиком специальной программы e-Guillotine. Хочу отметить, что метод гильотины является наиболее эффективным и быстрым инструментом по пересмотру законодательства и выявлению механизмов, являющихся экономически неэффективными и нецелесообразными. Он успешно применялся в 12-ти странах, помог сократить и упростить более 25 тыс. НПА, что позволило бизнесу сэкономить более 7,8 миллиарда долларов в год. В качестве примера можно привести такие страны как: Армения, Молдова, Южная Корея и Хорватия.


Действительно, в последние годы Правительство активно проводит политику поддержки частного сектора, сказал А. Тунгатаров. Несмотря на проводимые реформы, к сожалению, до сих пор существуют определенные барьеры для развития бизнеса, что ограничивает нашу деятельность. Ведь слабый уровень экономического развития и крайне низкая конкурентоспособность производственного сектора страны являются основной причиной ограниченности поступления внешних и внутренних инвестиций.
Поэтому, для обеспечения роста ВВП нам необходимо создать благоприятные условия ведения бизнеса. Это, прежде всего, наличие прозрачного и эффективно функционирующего законодательства, реально защищающего права собственности, сокращение государственного вмешательства и искоренение коррупции, устойчивость финансовой системы, создание благоприятного инвестиционного климата.
Предлагаемая Правительством и ОБСЕ регулятивная реформа для представителей бизнеса необходима. Объясню почему. Предполагаемый систематический анализ НПА влечет за собой проведение углубленной инвентаризации законодательства. В чем заключается цель такой инвентаризации? Это выявление имеющихся различий в отраслевых НПА, устранение дублирующих норм в различных законах, исключение правовых коллизий и несоответствий, которые являются серьезным барьером при ведении предпринимательской деятельности. Ни для кого не секрет, что до сих пор чиновники применяют на практике незаконные, необоснованные нормативные акты, которые способствуют возникновению коррупции.

Конечно же, определенная инвентаризация проводилась, но чаще всего она была точечно направлена на какие-то конкретные сферы. Предлагаемая комплексная инвентаризация у нас в стране пока не проводилась. Она нам необходима, так как сейчас мы находимся на пороге вхождения в Таможенный союз. В прошлом году была подписана Дорожная карта, которая обязывает Кыргызстан разработать целый пакет НПА для приведения их в соответствии с требованиями Таможенного Союза. Поэтому бизнес полностью поддерживает проведение намеченных реформ.

Радует то, что в инвентаризации и выработки соответствующих рекомендаций будут участвовать как сами госорганы, так и частный сектор. Им предстоит проанализировать большой массив НПА. Это будут совместные действия государства и бизнеса, что позволит учесть интересы обеих сторон.
Таким образом, от реализации намеченных реформ бизнес ожидает улучшение условий ведения бизнеса, сокращение возможностей для коррупции, сокращение затрат, связанных с регулированием, увеличение объема внешних и внутренних инвестиций, отмены необоснованных требований, противоречащих принципам свободной конкуренции.
Онлайн обращение